admin / 11.02.2019

Закон о производственных кооперативах

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 8 мая 1996 года №41-ФЗ

О производственных кооперативах

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 14.05.2001 г. №53, 21.03.2002 г. №31, 18.12.2006 г. №231-Ф3, 19.07.2009 г. №205-ФЗ, 30.11.2011 г. №362-ФЗ)

Принят Государственной Думой 10 апреля 1996 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятие производственного кооператива

Производственным кооперативом (артелью) (далее — кооператив) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является юридическим лицом — коммерческой организацией.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг.

2. Особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов определяются законом о сельскохозяйственной кооперации.

Статья 3. Законодательство о кооперативах

Кооперативы действуют на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных федеральных законов, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, отнесенным к их компетенции в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Глава II. Образование кооператива

Статья 4. Порядок образования кооператива

Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее чем пять человек. Членами (участниками) кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива.

Статья 5. Устав кооператива

1. Учредительным документом кооператива является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива.

Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель». Иные требования к фирменному наименованию кооператива устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ВходРегистрация

Раздел I Общие положения

Статья 1. Кооперация

Кооперация — система кооперативных организаций, созданных с целью удовлетворения экономических, социальных и других потребностей своих членов.

Статья 2. Определение терминов

В настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:

кооперативная организация — кооператив или кооперативное объединение;

кооператив — юридическое лицо, образованное физическими и/или юридическими лицами, которые добровольно объединились на основе членства для ведения совместной хозяйственной и иной деятельности с целью удовлетворения своих экономических, социальных и других потребностей на основе самоуправления;

производственный кооператив — кооператив, который образуется путем объединения физических лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности на основе их обязательного трудового участия с целью получения прибыли;

обслуживающий кооператив — кооператив, который образуется путем объединения физических и/или юридических лиц для оказания услуг преимущественно членам кооператива, а также другим лицам с целью ведения их хозяйственной деятельности. Обслуживающие кооперативы оказывают услуги другим лицам в объемах, не превышающих 20 процентов общего оборота кооператива;

потребительский кооператив (потребительское общество)кооператив, который образуется путем объединения физических и/или юридических лиц для организации торгового обслуживания, заготовок сельскохозяйственной продукции, сырья, производства продукции и оказания других услуг с целью удовлетворения потребительских потребностей его членов;

пай — имущественный возвратный взнос члена (ассоциированного члена) кооператива в создание и развитие кооператива, который осуществляется путем передачи кооперативу имущества, в том числе денег, имущественных прав, а также земельного участка;

дополнительный пай — добровольный денежный либо иной имущественный возвратный взнос члена (ассоциированного члена) кооператива сверх пая в паевом фонде кооператива;

вступительный взнос — денежный либо иной имущественный невозвратный взнос, который обязано уплатить лицо при вступлении в кооперативную организацию;

членский взнос — денежный невозвратный взнос, периодически уплачиваемый членом кооперативного объединения для обеспечения текущей деятельности кооперативного объединения;

целевой взнос — денежный или иной имущественный взнос члена кооператива, который вносится сверх пая в специальный фонд кооператива для обеспечения выполнения конкретных задач кооператива;

паевой фонд — фонд, который формируется из паевых взносов членов кооператива и является одним из источников формирования имущества кооператива, размер которого может изменяться;

резервный фонд — фонд, формируемый за счет отчислений от дохода кооператива и других не запрещенных законодательством поступлений, используемый для покрытия ущерба от чрезвычайных ситуаций;

неделимый фонд — обязательный фонд, формируемый за счет вступительных взносов и отчислений от дохода кооператива и не подлежащий распределению между пайщиками.

Статья 3. Цель и основные задачи кооперации

Целью кооперации является удовлетворение экономических, социальных и других потребностей членов кооперативных организаций на основе сочетания их личных и коллективных интересов, разделения между ними рисков, расходов и доходов, развития их самоорганизации, самоуправления и самоконтроля.

Основными задачами кооперации являются:

повышение жизненного уровня членов кооперативов, защита их имущественных интересов и социальных прав;

создание системы экономической и социальной самопомощи населения и субъектов хозяйствования;

вовлечение в производство товаров, работ, услуг, дополнительных трудовых ресурсов, повышение трудовой и социальной активности населения;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ВходРегистрацияОплатить доступ

1. Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

2. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Видами производственных кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (далее — коопхоз), а также иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи.

3. Сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций. Фирменное наименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) должно содержать ее наименование и слова «сельскохозяйственная артель» или «колхоз» либо «рыболовецкая артель» или «рыболовецкий колхоз». Иные требования к фирменному наименованию сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

4. Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и уставом коопхоза.

При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, находящиеся в собственности членов крестьянских (фермерских) хозяйств или ведущих личные подсобные хозяйства граждан, и право аренды земельных участков, используемых ими на основании договора аренды, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд. Фирменное наименование коопхоза должно содержать его наименование и слово «коопхоз». Иные требования к фирменному наименованию коопхоза устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

5. Число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти.

6. Число работников производственного кооператива (за исключением работников, занятых на сезонных работах) не должно превышать число членов этого кооператива.

Кооперативное законодательство

В различных странах мира ранние кооперативы прошли трудное переходное состояние. Первоначально мало кто из гра­ждан верил в кооперативы, в их предпринимательский успех. Сама идея кооперации казалась невероятной. Многие рассуж­дали, что бизнес существует для бизнесменов, а не для простых людей. Кооперативы пока были недостаточно совершенны с точки зрения их внутренней организации. К этому добавлялось их юридически бесправное положение, что ещё больше увели­чивало недоверие людей.

Кооперативное общество не может достигнуть процветания при недостатке членов; не может быть членов, когда нет доверия; доверие же в области коммерции не может упрочиться, раз нет защиты со стороны закона.

Преодолеть недоверие, развеять сомнения могло приня­тие закона о кооперативах, кооперативное законодательство. Оно было необходимо и для того, чтобы отделить, отграничить кооперативы от других частных компаний, и для признания кооперативов в качестве юридического лица, имеющего право вступать в договорные отношения с третьими сторонами, и для проведения государственной политики в кооперативном движении.

Для привлечения внимания государства к проблемам кооперации и принятия соответствующего кооперативного за­конодательства в тех или иных странах потребовалось много времени, а именно 100 лет (1752-1852). Практически никогда кооперативное законодательство не опережало кооперативное движение, а лишь следовало за ним.

Официальное признание и формальная регистрация кооперативов имели место впервые в Великобритании согласно положениям Закона об обществах друзей (1836). Закон предусматривал учреждение обществ «с какой-либо целью, не противоречащей закону», не признавал за кооперативами право | юридического лица, содержал ряд ограничений. Поэтому некоторые кооперативы их учреждение регистрировали по закону об акционерных обществах. Иногда нормы внутренней жизни 1 своего кооператива его члены на свой риск устанавливали явочным порядком .

В лучшую сторону положение изменилось с принятием в 1852 г. Закона о промышленных и сберегательных товарищест­вах. Это был первый не только в Великобритании, но и в мире кооперативный закон. Он признавал за кооперативами право юридического лица. Закон наряду с достоинствами (определил лишь формальные рамки, предоставил кооперативам самим составлять уставы) имел ряд недостатков (установил неограниченную ответственность членов всем их имуществом, запрещал ] учреждать кооперативные банки и т. п.). В 1862 г. и в последующий период закон не раз пересматривался и действовал вплоть 3 до Второй мировой войны.

Вслед за Великобританией начало кооперативному законодательству до конца XIX в. было положено ещё в 20 странах. I К концу Первой мировой войны (1918) кооперативные законы а были приняты в 52 странах, к концу Второй мировой войны I (1945) — уже в 86 странах. По подсчётам американского учёного Л. Валко, в течение 100 лет — с 1852 по 1952 г. — в 125 странах государственные органы приняли свыше 5000 нормативно-правовых актов по кооперации.

В демократических государствах развитие законодательства о кооперации открывало возможности для свободного кооперативного творчества. В США в начале XX в. благодаря разнообразию законов учредить кооперативы можно было 45-ю различными способами. Самые благоприятные условия были созданы для кооперативов американских фермеров.

Иначе обстояло дело в самодержавной России, где в течение десятилетий уставы вновь создаваемых кооперативов рассматривались «поштучно» в столичных министерствах, позже были утверждены нормальные (образцовые) уставы, получившие название «министерских». Подлинными законами, именуемы­ми «положениями», царское правительство обеспечило только кредитную кооперацию.

Сто лет тому назад экономист и историк И. М. Кулишер по поручению Министерства торговли и промышленности составил обстоятельный обзор русского и иностранного законодательства о кооперативных товариществах. Он пришёл к выводу, что в за­падноевропейских странах «повсюду существует общий закон о кооперативных товариществах, обнимающий все разнообразные виды коопераций. Одна лишь Россия не имеет такого закона, результатом чего является целый ряд крупных неудобств, па­рализующих развитие кооперации». Такой закон о коопера­тивных товариществах и их союзах в нашей стране был введён в действие только после падения самодержавия, с 1 мая 1917 г.

Кооперативное законодательство иногда оказывалось враждебным интересам кооперативов. После Первой мировой войны в Великобритании на кооперативные организации были распространены так называемые налоги на сверхприбыль и от уплаты этого налога кооперацию освободили только в 1924 г. В течение 1930-х годов в Японии и США организованный бизнес проводил кампании, причём иногда успешные, с целью ограни­чить кооперативную деятельность. Ещё более резкими были законодательные акты фашистских правительств Италии и Германии, которые привели частью к ликвидации кооперати­вов, частью к их переключению на службу целям этих режимов. В «социалистических» странах Восточной Европы действовало такое законодательство, которое сделало кооперативы неотъем­лемой частью государственного экономического планирования и соответствующей этому деятельности. Во всех этих случаях новое законодательство, более соответствующее интересам коо­перации, было введено в действие после падения фашистских и тоталитарных режимов.

С середины XX в. во всём мире законотворчество в области кооперации заметно активизировалось. Это было обусловлено следующими причинами:

во-первых, необходимостью совершенствования имею­щихся законов в странах с традиционно развитым кооператив­ным движением;

• во-вторых, распадом колониальной системы и образо­ванием новых национальных государств, в которых большое внимание уделялось кооперативному строительству;

• в-третьих, проникновением идей кооперации в значи­тельную группу арабских стран Ближнего и Среднего Востока;

• в-четвёртых, возникшей необходимостью решительного пересмотра кооперативного законодательства в бывших «социа­листических» странах.

К началу нынешнего столетия кооперативные законы (пра­вительственные декреты, указы, постановления и т. п.) имели практически все страны мира. Деятельность кооперативных обществ и союзов регулируется как специальным (кооператив­ным), так и общим законодательством государства.

Кооперативное законодательство иногда именуется коопера­тивным правом. Термин «кооперативное право» в 1868 г. впервые ввёл немецкий юрист О. Гирке. Этот термин употребляется и в российской юридической литературе. Так, в «Комментариях к Гражданскому кодексу Российской Федерации» записано, что отношения касательно прав и обязанностей членов кооперативов, зафиксированные в ст. 107-112 и 116 Гражданского кодекса РФ, регулируются условно нормами кооперативного права.

Современное кооперативное законодательство существует и (или) может существовать в следующих формах:

1) общее кооперативное право, регулирующее деятель­ность всех видов кооперативов в стране. Обычно это рамочный закон, в котором предусмотрены лишь самые общие очертания правомочий кооперации с предоставлением возможности даль­нейшей их разработки в нормативных актах, принятых самими кооперативными обществами и союзами. Преимущество общего (рамочного) законодательства в том, что кооператоры получают возможность применять в своих организациях собственный вновь наработанный опыт, соблюдая общие кооперативные принципы. Такое кооперативное законодательство практикуется, например, в Бразилии, Германии, Индии;

2) отдельные законы по конкретным видам кооперативов, которые иногда дополняются общим кооперативным законо­дательством, распространяющимся на все виды кооперативов, за исключением кредитных. Данная форма законодательства типична, например, для Румынии, Эфиопии, Японии;

3)конкретные разделы в некоторых общих сводах законов, таких как Гражданский кодекс (в Швейцарии), Торговый кодекс (в Бельгии), Сельский кодекс (во Франции);

4)специальные положения, регулирующие применение более общего законодательства о деятельности организаций, распространяющегося на кооперативы. Примером может слу­жить Закон о производственных кооперативах и обществах взаимопомощи в Великобритании.

Наконец, есть ещё две группы стран: одна — те, в которых специальное кооперативное законодательство отсутствует, что не мешает им иметь развитые кооперативные движения (Дания, Норвегия); другая — те, в которых специальные положения о кооперативах закреплены в конституциях (Гайана, Италия, Таиланд и др.).

Кооперативное законодательство постоянно меняется, от­ражая изменения в социальных, политических, экономических условиях каждой страны. В разных странах приоритетные цели пересмотра кооперативного законодательства иногда совпадают, но бывают и различны: учёт факторов глобализации экономи­ческой деятельности, лучшее приспособление кооперативов к условиям жёсткой конкуренции, сохранение верности интере­сам членов-пайщиков, обеспечение кооперативной автономии и опоры на собственные силы, сокращение влияния государства на кооперативы и т. д.

Современными тенденциями в кооперативном законода­тельстве являются:

1) участие в разработке кооперативных законов и их об­новлении представителей кооперации — должностных лиц и руководителей кооперативов, видных учёных, занимающихся вопросами кооперативов, юристов, представителей неправи­тельственных организаций;

2)ограничение государства регламентирующими функция­ми, т. е. замена существовавшего в ряде стран всеохватного уча­стия правительства в кооперативных делах чисто статутными функциями, а именно такими как:

• регистрация кооперативных обществ;

• роспуск и ликвидация кооперативных обществ;

• контроль за применением кооперативного законодатель­ства в отношении кооперативов.

Это означает разграничение функции содействия и функ­ции контроля. Не допускается вмешательство государственной администрации во внутренние дела кооперативов ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, затрагивающих ин­тересы всего общества;

3) требование строгости в отношении применения коопе­ративных принципов и сохранения их уникального характера, но обеспечения гибкости в отношении внутренней организации, структуры и деятельности кооперативов.

Кооперативное законодательство призвано защищать пре­жде всего права и интересы членов кооперативов.

Каковы основные вопросы, требующие обязательного включения в кооперативное законодательство?

Определение (дефиниция) кооператива. Оно может совпадать с определением, которое приведено в Декларации о кооперативной идентичности, принятой XXXI конгрессом Меж­дународного кооперативного альянса (Манчестер, 1995). Чёткое определение кооператива в законе необходимо, чтобы отличить
кооператив от некооперативных структур.

2. Условия членства в кооперативе, положения об его обра­зовании и регистрации, процедурах принятия в члены коопера­тива, выходе и исключении членов из кооператива.

3. Положения о правах и обязанностях членов.

4. Положения о процедурах и периодичности проведения выборов, составе, функциях, правах и обязанностях органов управления и контроля кооператива.

5. Правила, регулирующие накопление капитала, ведение бухгалтерского учёта, проведение ежегодной ревизии и распре­деление доходов кооператива.

6.Порядок объединения, отделения, роспуска и ликвидации кооператива.

7.Специальные положения о союзах и центрах кооперативов.

8.Временные и заключительные положения, рассчитанные на период введения закона в действие.

Если закон включает преамбулу, то в ней могут найти отра­жение разъяснение отношения между кооперативами и прави­тельством, положения кооперативного движения в гражданском обществе и национальной экономике.

Почти все перечисленные выше вопросы получили отраже­ние и в федеральных законах Российской Федерации, которые были приняты начиная с 1992 г. и посвящены отдельным видам кооперации.

Кооперативное законодательство, как и любое другое за­конодательство, нуждается в постоянном совершенствовании. Предпринимаются попытки гармонизации кооперативных за­конов не только в отдельно взятых странах, но также усилиями региональных групп государств. Результатом первой такой попытки явилась разработка группой экспертов основ законо­дательства о кооперативах в Латинской Америке. Спустя десять лет, в 1997 г., модельный закон о кооперативах и их объедине­ниях (союзах) был принят состоявшейся в Санкт-Петербурге Межпарламентской ассамблеей Содружества Независимых Го­сударств. Естественно, этот документ не имеет силы закона, носит рекомендательный характер. Но он, во-первых, вобрал в себя новейший международный опыт в области кооперативного строительства и, во-вторых, включает специальную главу об особенностях отдельных видов кооперативов. Этим модельный закон особенно ценен.

Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 1042;

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*