admin / 25.01.2019

Закон о квалифицированной юридической помощи

Признаки и критерии конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи *

<*> Kolobashkina S.S.

The attributes and the criteria of constitutional right of citizenry on the right to qualified legal assistance.

Колобашкина С.С., аспирант кафедры адвокатуры и нотариата МГЮА им. О.Е. Кутафина.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с правом на получение квалифицированной юридической помощи. Кроме того, выделяются признаки и критерии квалифицированности юридической помощи, оказываемой адвокатом. Анализируется соотношение таких характеристик юридической помощи, как качество, квалифицированность и эффективность.

Ключевые слова: право на получение квалифицированной юридической помощи, признаки и критерии квалифицированности, качество, квалифицированность и эффективность юридической помощи.

Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48). Как отмечается в исследовании, посвященном проблемам оказания бесплатной юридической помощи, обеспечения права на получение квалифицированной юридической помощи в РФ, «конституционное право на квалифицированную юридическую помощь, в том числе на бесплатную, есть объективное право. Оно вытекает из содержания Конституции Российской Федерации и является одной из слагаемых правового статуса личности. Объективное право — это закрепленное в законе абстрактное право, а субъективное право есть право-действие» <1>. Юридическая природа конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в настоящее время продолжает оставаться предметом научных исследований <2>. Таким образом, рассматривая право на получение квалифицированной юридической помощи как конституционно гарантированное право каждого лица, следует отметить такой аспект квалифицированности помощи, как ее публичность.

<1> Исследование опубликовано на сайте: http://www.a-to-j.ru/userfiles/file/razdel%202.pdf.
<2> Как отмечает О.Н. Бондарь, рассматривая конституционную природу права на получение квалифицированной юридической помощи, «Конституция РФ весьма широко регламентирует соответствующие отношения, формируя сложносоставной институт, включающий:

а) субъективно-личностные (предоставительно-обязывающие) характеристики института квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции);

б) основные начала компетенционного обеспечения данного института в рамках совместного ведения РФ и ее субъектов (пп. «б» и «л» ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции РФ);

в) публично-правовые начала института квалифицированной юридической помощи и их реализация, в частности, в сфере судопроизводства (ст. 46, 47, ч. 2 ст. 48 Конституции РФ);

г) конституционные обязанности государства по гарантированию каждому права на получение юридической помощи, недопустимость его ограничения, ответственность за качество юридических услуг (ст. 2, 18, 45, ч. 1 ст. 48, ч. 3 ст. 56 Конституции РФ)». См.: Бондарь О.Н. Квалифицированная юридическая помощь — конституционная гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет». Ростов-на-Дону, 2008. С. 8.

Кроме того, отмечается, что «особенностью юридической природы конституционного права на квалифицированную юридическую помощь как права — гарантии является и то, что оно воплощает в себе не только материальные, но и процессуальные начала» // Там же. С. 18.

Е.С. Любовенко считает, что «право на получение квалифицированной юридической помощи — это конституционно гарантированная каждому возможность самостоятельно выбирать и получать необходимое, отвечающее государственным стандартам качества, информационно-консультативное и практическое (процедурно-процессуальное представительство) правовое содействие в оптимальном осуществлении и эффективной защите его прав, свобод и законных интересов, которое может оказываться на договорной (возмездной и безвозмездной) основе либо субъектами, публично обязанными к этому» // Любовенко Е.С. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и механизм его гарантирования (российский и зарубежный опыт): Автореф. дис. к.ю.н.: 12.00.02 / Тверской гос. университет. М., 2008. С. 9 — 10.

А.С. Плетень полагает, что под правом на получение квалифицированной юридической помощи следует понимать закрепленное в Конституции РФ в соответствии с общепризнанными международными принципами и нормами право каждого на обеспечение и защиту находящихся под угрозой или реально нарушенных прав, свобод и правоохраняемых интересов, осуществляемые специальными субъектами, обладающими правом оказывать квалифицированную юридическую помощь // Плетень А.С. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь и механизм его реализации в современной России: Дис. к.ю.н.: 12.00.02 / Хабар. гос. акад. эконом. и права. Хабаровск, 2008. С. 10.

Для понимания содержания и природы конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи представляется целесообразным проанализировать вопрос о том, что такое квалифицированная юридическая помощь. В литературе отмечается, что квалифицированность помощи может быть рассмотрена в аспекте профессиональности. Как отмечает Г.М. Резник, «квалифицированной в соответствии с мировой практикой может считаться помощь, оказываемая специалистами по праву — как минимум лицами, имеющими юридическое образование, при обязательном соблюдении профессиональных стандартов и этических норм, поддерживаемых профессиональным контролем. Вне этих стандартов и норм юридическая помощь квалифицированной признана быть не может» <3>.

<3> Резник Г.М. К вопросу о конституционном содержании понятия «квалифицированная юридическая помощь» // Адвокат. 2007. N 4. С. 25 — 27.

Вместе с тем для понимания природы права на получение квалифицированной юридической помощи представляется целесообразным выделить признаки и критерии квалифицированности юридической помощи <4>. Средствами определения квалифицированности юридической помощи могут быть признаки и критерии квалифицированности помощи. Признаки квалифицированной юридической помощи характеризуют теоретическую конструкцию объекта:

<4> Необходимо отметить, что такая попытка уже предпринималась. Так, в исследовании, посвященном проблемам оказания бесплатной юридической помощи, обеспечения права на получение квалифицированной юридической помощи в РФ, сформулированы следующие признаки квалифицированной юридической помощи:

  • квалифицированная юридическая помощь — это деятельность по оказанию юридических услуг;
  • квалифицированная юридическая помощь может оказываться только лицами, имеющими специальные познания в области права;
  • квалифицированная юридическая помощь предполагает не просто предоставление юридических услуг специалистом, а оказание именно качественной юридической помощи. Далее авторы рассматриваемого исследования констатируют, что «не всякая юридическая помощь является квалифицированной», и обосновывают, таким образом, необходимость выделения «критериев оценки юридической помощи как квалифицированной»: положительный для клиента результат, достигнутый в результате ее оказания; если помощь оказывалась в форме составления правовых документов, то наличие в них ссылок на применимые нормативно-правовые акты; соблюдение норм законодательства и профессиональной этики юриста. URL: http://www.a-to-j.ru/userfiles/file/razdel%202.pdf.
  1. она опосредуется вовне как процесс деятельности субъекта, оказывающего помощь. Формула «деятельность есть процесс» означает веру в возможность выделить маленькие процессы или операции, которые, соединяясь друг с другом в линейную последовательность или в разветвленные цепи, дадут нам в результате деятельность <5>. Рассматривая данную формулу, Г.П. Щедровицкий приходит к выводу, что существует два вопроса: проблема единицы, состоящая в том, что есть поток деятельности и необходимо выделить некоторую целостность, которая подчинялась бы определенному закону, т.е. необходим минимальный набор, характеризующий такую целостность, и то, кто является носителем и обладателем деятельности. Отвечая на первый из них, он заключает, что «существует всего одна единица — весь универсум человеческой деятельности» <6>. Вывод Щедровицкого такой: «…итак, мы сталкиваемся с тем, что есть поток деятельности, что деятельность сама по себе есть субстанция, целостность и универсум, что она течет через множество поколений, распределяясь между отдельными индивидами» <7>.

<5> См.: Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. С. 250.
<6> Там же. С. 252 — 254.
<7> Там же. С. 257.

Вызывает интерес также и формула «деятельность есть структура»: проблема, входящая в единицу деятельности, объект, продукт (результат) и процесс, в котором используются некоторые средства <8>;

<8> Там же. С. 258 — 259.

  1. деятельность субъекта носит системный характер, включая позицию по делу.

Это понятие (система) и соответствующие ему методы анализа предполагают, что всякая схема, претендующая на системное использование, должна интерпретироваться в пяти различных планах:

  • как изображение процессов;
  • как изображение структур связей;
  • как изображение функций и функциональных характеристик выделенных элементов;
  • как изображение организованностей материала;
  • как указание на сам материал (или субстрат) <9>;

<9> Там же. С. 450 — 451.

  1. объективный характер деятельности и оценки результата. Необходимо отметить, что хотя деятельность и характеризуется моделью «субъект-субъект», но тактика обусловлена особенностями и обстоятельствами проблемы: правовое регулирование, интересы доверителя («идеальный результат»), учет деятельностей других заинтересованных лиц.

Для оценки результата необходимо учесть следующие факторы: субъект, оказывающий помощь, выполняет все необходимые и возможные в данных условиях действия, направленные на достижение приемлемого для доверителя и законного с точки зрения средств его достижения результата. Если результат не достигнут в связи с незаконным или необоснованным решением суда либо другого органа, компетентного принять решение по подлежащему разрешению вопросу, то деятельность не может быть признана неквалифицированной по данному основанию;

  1. законность в процессе осуществления деятельности по оказанию помощи. Применительно к адвокатской деятельности рассматриваемый признак закреплен в п. 1 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката;
  2. полнота помощи. В пп. 1 п. 1 ст. 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» установлена обязанность адвоката честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами. Данное положение находит свое развитие в п. 1 ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката, устанавливающем, что при осуществлении профессиональной деятельности адвокат честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполняет свои обязанности, активно защищает права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией РФ, законом и Кодексом профессиональной этики адвоката;
  3. надлежащий субъект оказания помощи. Если рассматривать квалифицированность в аспекте профессиональности, то лицо, имеющее юридическое образование и/или статус адвоката;
  4. эффективность как цель такой деятельности.

Квалифицированность более ориентирована на субъекта, оказывающего помощь, на формальную сторону деятельности, на деятельность как процесс. Квалифицированность в смысле наличия специальной подготовки и соблюдения норм этики указывает на то, что такой субъект потенциально способен совершить определенные действия, которые приведут к защите прав или восстановлению прав, свобод и интересов доверителя.

Эффективность более ориентирована на результат деятельности, на ее содержательную сторону и указывает на то, что надлежащие действия в необходимом объеме и последовательности реально были совершены, что привело к защите прав доверителя.

Помимо признаков квалифицированной юридической помощи, указывающих на теоретическую конструкцию объекта, необходимо выделить критерии квалифицированности помощи, оказываемой адвокатом, которые представляют собой практическое определение квалифицированности помощи:

a) наличие верной правовой позиции и ее надлежащая реализация (корреспондирует с признаками системности, процессуального способа выражения деятельности, объективности деятельности и оценки результата, полноты);

b) использование законных средств в процессе осуществления деятельности;

c) надлежащий субъект оказания помощи (профессиональность);

d) добросовестность осуществления деятельности для достижения ее максимальной эффективности.

Рассмотренные критерии отвечают своему функциональному предназначению — они практически определимы, с их использованием возможно проанализировать деятельность адвоката по конкретному делу в случае необходимости разрешения вопроса о том, квалифицированно ли была оказана помощь.

Таким образом, в нормативных актах и литературе, посвященных праву граждан на получение квалифицированной юридической помощи, в целях ее оценки как таковой используются понятия квалифицированности, качества и эффективности помощи, что предопределяет необходимость сравнения их объема. Представляется, что два из перечисленных понятий обладают признаками категории <10>. К числу категорий следует отнести квалифицированность и эффективность, поскольку они по отношению друг к другу равновеликие, в силу чего их содержание может быть предметом сравнения. Что же касается качества, то его критерии применительно к юридической услуге выделить невозможно <11>, это понятие, на которое в рассматриваемом аспекте невозможно распространить признаки категории. В частности, мнение о несамостоятельности «качества» высказано И.Г. Черемных: при определении признаков квалифицированной юридической помощи применительно к нотариату предложено считать качество помощи элементом квалифицированного характера помощи <12>. Кроме того, отмечается, что «критерии качества конкретной юридической помощи не могут быть исчерпывающим образом предопределены общеобязательным образом. Частично они раскрыты в соответствующих нормативных правовых актах и правовых позициях Конституционного Суда РФ. Субъективную оценку такого качества первоначально производит лицо, правомерно получившее юридическую помощь, а в случае его выводов о ненадлежащем характере оказанной помощи соответствующий спор может получить разрешение в судебном порядке с учетом всех обстоятельств дела» <13>. Следовательно, можно сделать вывод о том, что для целей сравнения рассматриваемых характеристик качество не обладает признаками категории и в случае признания целесообразности его выделения как отдельной единицы полностью охватывается категорией квалифицированности.

<10> «Категории — это те самые понятия, совершенно особый класс понятий, которые определяют выход на объективность, отвечают на уровне принципа на вопрос, какого рода объекты стоят или могут стоять за нашими словами. Итак, категории — это не любые наиболее общие понятия; категории — это, прежде всего, философские понятия, организующие наш выход на определение объекта, или объективности» // Там же. С. 516.
<11> Представляется, что указание на то, что должна оказываться именно качественная юридическая помощь, является спорным, поскольку критерии качества еще более аморфны, чем критерии квалифицированности. «Качество — система, интегрированная в некоторую целостность и определяющая существование предмета как особой сущности, отличной от других. У любой вещи одно качество в одном отношении и много качеств в различных отношениях» // Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки. М.: Проспект, 2009. С. 112.
<12> Следовательно, каждое новое отношение, в котором рассматривается качество, представит его как особую, отличную от других сущность, т.е. выделить и описать на основе каких-либо критериев качество юридической услуги в целях его единообразного определения нельзя. См.: Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России. М.: Издательский дом «Буквовед», 2006. С. 55.

<13> Любовенко Е.С. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и механизм его гарантирования (российский и зарубежный опыт): Автореф. дис. к.ю.н.: 12.00.02 / Тверской гос. университет. М., 2008. С. 10.

Если рассматривать соотношение категорий квалифицированности и эффективности, представляется верным такой вывод: их объемы пересекаются (частично тождественны) в случаях, когда аспект квалифицированности — качество помощи, понимаемое как стремление к максимальному соответствию результата интересам обратившегося субъекта <14>, воплощается в реальный объективный результат, сопряженный с защитой субъективного права, свободы, законного интереса лица. Вместе с тем объемы рассматриваемых понятий не совпадут даже частично в случаях, когда квалифицированная юридическая помощь, понимаемая во всех ее аспектах, является неэффективной, например при вынесении неправосудного судебного акта.

<14> Такое понимание качества предложено И.Г. Черемных. Кроме того, к показателям качества отнесено полное соответствие требованиям действующих нормативных правовых актов и профессиональной этики. См.: Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России. М.: Издательский дом «Буквовед», 2006. С. 56.

Проект Федерального закона об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«Об оказании квалифицированной юридической
помощи в Российской Федерации»

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с оказанием квалифицированной юридической помощи, и направлен на обеспечение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации.

Статья 2. Квалифицированная юридическая помощь

Под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг. Под юридическими услугами понимаются, в частности:

  • консультирование по вопросам права и разъяснение основанных на действующем законодательстве прав и обязанностей юридических и физических лиц как в устной, так и в письменной форме;

  • подготовка и составление любых юридически значимых документов, в том числе заявлений, жалоб, ходатайств;
  • представительство и защита интересов юридических и физических лиц в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве;
  • представительство и защита интересов юридических и физических лиц в арбитражном судопроизводстве и иных процедурах разрешения споров субъектов хозяйственной деятельности;

  • защита и представительство в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • представительство и защита интересов юридических и физических лиц в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;

  • представительство и защита интересов юридических и физических лиц в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • представительство и защита интересов юридических и физических лиц в связи с выборами в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

  • представительство и защита интересов в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, в отношениях с юридическими и физическими лицами на территории иностранных государств, в международных организациях и международных судебных органах, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных организаций и международных судебных органов или международными договорами Российской Федерации;

  • проведение юридически значимых процедур по юридическому обеспечению предпринимательской деятельности юридических и физических лиц, в том числе составление договоров и иных документов, правовое обеспечение проведения торгов;

  • юридическое сопровождение и обеспечение соответствия закону всех видов сделок, в том числе связанных с возникновением, переходом и прекращением права собственности, защитой имущественных и личных неимущественных прав;

  • участие в качестве представителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • участие в качестве представителя в налоговых правоотношениях;
  • осуществление субъектами оказания квалифицированной юридической помощи в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных видов деятельности с целью обеспечения или защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц.

  • Квалифицированная юридическая помощь оказывается на возмездной основе.

    В случаях, предусмотренных федеральным законом, квалифицированная юридическая помощь оказывается бесплатно для получателя такой помощи с ее оплатой за счет бюджетных средств в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Статья 3. Субъекты оказания квалифицированной юридической помощи

Субъектами оказания квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе могут быть только физические лица, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации статус адвоката, нотариуса, патентного поверенного, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях их образования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оказание юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве самостоятельного или сопутствующего вида деятельности иными лицами не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Виды юридической помощи, которые вправе оказывать адвокаты, нотариусы или патентные поверенные, особенности их деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе, а также квалификационные требования и критерии для осуществления такой деятельности могут устанавливаться отдельными федеральными законами.

Работники юридических лиц любой организационно-правовой формы, а также юристы, являющиеся работниками органов государственной власти и местного самоуправления, могут оказывать юридическую помощь в рамках своих должностных обязанностей только субъектам, с которыми они находятся в трудовых отношениях. Оказание юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве самостоятельного или сопутствующего вида деятельности такими работниками не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Иностранные лица допускаются к оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе на территории Российской Федерации при соблюдении требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие приобретенного в установленном порядке на территории Российской Федерации статуса субъектов оказания квалифицированной юридической помощи и получившие юридическое образование на территории иностранных государств, допускаются к оказанию квалифицированной юридической помощи на территории Российской Федерации только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и только по вопросам международного права и права тех государств, на территории которых они в установленном порядке признаны в качестве субъектов оказания юридической помощи.

Статья 4.

Переходные положения

Лица, которые на момент вступления настоящего Федерального закона в силу, участвовали в деятельности по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица либо в штате коммерческих организаций, оказывающих такие услуги, и которые желают осуществлять деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве адвокатов, вправе при условии соответствия требованиям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», приобрести статус адвоката без сдачи квалификационного экзамена, подав заявление о присвоении статуса адвоката с приложением подтверждающих их квалификацию документов в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации по месту своего постоянного жительства. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормотворческую деятельность в области юстиции.

Совет адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня получения такого заявления проверяет сведения о претенденте и выносит решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.

Претендент приносит присягу, предусмотренную статьей 13 Федерального закона
«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», и со дня ее принятия получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

О присвоении претенденту статуса адвоката совет адвокатской палаты в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области юстиции, который в месячный срок со дня получения от совета уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.

Статья 5. Вступление в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его опубликования. Статья 4 настоящего Федерального закона действует в течение шести месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу и по их истечении утрачивает силу.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и связанные с оказанием квалифицированной юридической помощи, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Впредь до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты применяются с момента утраты силы статьей 4 настоящего Федерального закона в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*