admin / 09.05.2018

Высший орган защиты революции

Перестройка управления после октября 1917 г.

25октября (7 ноября нового стиля) 1917 г. большевики совершили го­сударственный переворот, который вошел в советскую историографию под именем Великой Октябрьской социалистической революции. Счита­лось, что она открыла новую эру в истории человечества, эру крушения капитализма и всеобщей победы нового общественного строя – комму­низма. В результате революции складывавшиеся в течение столетий рос­сийские государственность и право были разрушены, стали создаваться новые органы центрального и местного управления, формироваться но­вые нормы социалистического права.

Возникает вопрос, с какими идеями в области государственного строи­тельства шли большевики на слом старой российской государственности?

Вождь революции В.И. Ленин, как известно, полагал, что государство понадобится им ненадолго, только на период строительства основ социа­лизма и ликвидации эксплуататорских классов, а затем, на этапе высшей фазы социализма – при коммунизме – отомрет, как и все другие инсти­туты надстроечного характера, в том числе и право. В своих представле­ниях о сути государства переходного периода Ленин проделал своеобраз­ную эволюцию. Сначала он считал, что это социалистическое государство будет унитарным, построенным на основе принципа демократического централизма, но с широким местным самоуправлением, когда «каждая кухарка может управлять государством». В таком государстве будет лик­видирован специальный аппарат насилия, а кадровая армия заменена «прямым вооружением всего народа». Не понадобится и особый слой чи­новников, разделение властей, станут лишними и другие государственные структуры.

Но к 1917 г. Ленин выдвинул новую идею – идею диктатуры пролета­риата в виде республики Советов. Альтернативой парламентской респуб­лике становились советы рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране снизу доверху. Вместо широкой социальной базы, которую предполагает парламентская республика, опорой ноной власти станови­лась узкая прослойка рабочего класса и беднейшего крестьянства, а глав­ным методом управления – насилие. Без насилия невозможно было осу­ществить поставленные перед республикой Советов цели. Как гласила од­на из главных статей первой советской конституции 1918 г., этой целью являлось «уничтожение эксплуатации человека человеком, полное устране­ние деления общества па классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победа социализма во всех странах».

Как видим, большевики руководствовались догмами утопической коммунистической теории, одной из которых было представление о «назревшей» социалистической революции в Европе (и даже о мировой), которая должна произойти в ближайшее время.

Итак, как происходил слом старой государственности и формирование новых государственных структур?

Переход власти в руки большевиков, осуществленный под руково­дством Военно-революционного комитета, был оформлен законодательно Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, который открылся 25 октября в Петрограде. Съезд объявил низложенным Временное правительство, а себя провозгласил высшим органом государ­ственной власти. (В знак протеста часть делегатов съезда от партий мень­шевиков и правых эсеров покинула его.) Для руководства государством в перерывах между съездами был избран ВЦИК (Всероссийский Централь­ный Исполнительный Комитет), в который в блоке с большевиками во­шли левые эсеры и эсеры-максималисты. Возглавил ВЦИК колеблющийся большевик Л.Б. Каменев, но уже в ноябре его сменил стойкий большевик Я.М. Свердлов.

Съезд сформировал также из одних большевиков во главе с Лениным Временное рабочее и крестьянское правительство в лице Совета народных комиссаров (СНК). Главной задачей его являлся созыв Учредительного собрания, от идеи которого большевики не рискнули отказаться сразу. Поначалу предполагалось, что комиссары будут представлять новое пра­вительство в старых министерствах, но большевики сразу после съезда приступили к организации вместо министерств новых органов отраслево­го управления – комиссариатов.

Провозгласив переход власти в центре и на местах в руки Советов, съезд признал их единственной формой власти, непосредственно подчи­ненной новому правительству, и упразднил институт комиссаров Времен­ного правительства.

В течение последующих 3 месяцев большевистская власть окончатель­но конституировалась. ВЦИК и СНК своими декретами упразднили все прежние органы управления: Сенат, Синод, Государственную думу, зем­ские и городские управы. Были запрещены ушедшие в подполье буржуаз­ные партии, прекратила свою деятельность несогласная с новой полити­кой печать.

В начале января 1918 г. было разогнано Учредительное собрание, в ко­тором партия власти после первых всеобщих выборов, проведенных по пропорциональной системе (по партийным спискам) в ноябре 1917 г., не получила большинства. Из 707 мест большевикам досталось только 175, 370 получили эсеры, остальные места распределились между представите­лями других левых партий националистического и социалистического толка. Состав Учредительного собрания свидетельствовал о том, что и большинство населения не поддерживает новую власть, несмотря на про­возглашенные ею стремления к миру и начатый передел земли.

Эсеры отказались поддержать начатые большевиками преобразования. Предложенная правительством к утверждению в качестве программного документа «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», первый пункт которой гласил, что Учредительное собрание поддерживает «установление коренных оснований социалистического переустройства общества», не была принята. После чего Собрание было распущено, а демонстрация протеста питерцев разогнана большевиками.

В противовес Собранию новая власть спешно пропела в конце января 1918 г. Третий съезд Советов, утвердивший «Декларацию» и качестве про­граммного документа. На нем произошло объединение советов рабочих и солдатских депутатов с советами крестьянских депутатов н единый орган власти на местах. С названия СНК было снято определение «Временное», и он получил право издавать декреты наравне с другим законодательным органом – ВЦИКом.

СНК действовал сначала в составе 13 наркоматов (иностранных дел, внутренних дел, военно-морских дел, земледелия, труда, торговли и про­мышленности, народного просвещения, финансов, юстиции, продовольст­вия, почт и телеграфа, путей сообщения, по делам национальностей). К лету 1918 г. к ним добавились ещё наркоматы государственного контроля, государственных имуществ, ВСНХ – высший совет народного хозяйства. С декабря 1917 до марта 1918 гг. в СНК входили левые эсеры.

Новый государственный строй России – диктатуру пролетариата в виде республики Советов окончательно утвердила принятая 10 июля 1918 г. Пятым съездом Советов Конституция РСФСР. Российская Советская Федеративная Социалистическая республика объявлялась в ней федера­тивным государством, в которое входили автономные республики и об­ласти. Конституция утвердила новые органы власти в России: Всероссий­ский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК, СНК, 18 наркоматов, на местах – областные, губернские, городские, уездные, волостные и сельские советы. Постоянно действующими становились исполнительные комите­ты (исполкомы) Советов.

В компетенцию Всероссийского съезда Советов и ВЦИК входило ут­верждение вносимых в конституцию изменений, принятие в состав РСФСР новых членов, объявление войны и заключение мира, общее ру­ководство внешней и внутренней политикой. Они же устанавливали обще­государственные налоги, основы организации вооруженных сил, судоуст­ройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законо­дательство и т.д. Но законодательная власть была предоставлена и СНК, который тоже мог издавать декреты и распоряжения в области государст­венного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Конституция провозгласила новую классовую демократию, лишив из­бирательных прав городскую и сельскую буржуазию (частных торговцев и посредников, кулаков, живущих на «нетрудовые» доходы), бывших поме­щиков, чиновников, духовенство. В выборах участвовали только «трудящиеся», без ограничения по признакам пола, национальности, ве­роисповедания.

Прямыми были выборы только в сельские и городские советы, осталь­ные советы формировались снизу доверху на съездах путем делегирова­ния. При этом представительство разных социальных групп в местных советах было различным. Существенные преимущества устанавливались для рабочих: при выборах на областные, губернские и Всероссийский съезды они давали одного депутата от 25 тыс. человек, в то время как сельские жители – от 125 тысяч. Многоступенчатая система и открытое голосование, строгий партийный контроль за процедурой выборов становились своего рода фильтрами для отсеивания «чуждых элементов», обес­печивали относительно малочисленному рабочему классу большинство в органах власти.

К июню 1918 г. была осуществлена тотальная большевизация Советов. Меньшевики и эсеры, занимавшие в них поначалу видное место, были вы­давлены из Советов в результате проводившихся не реже одного раза в квартал перевыборов (согласно декрету «о праве отзыва»). После подав­ления эсеровского мятежа в июле 1918 г. эсеры и меньшевики были объ­явлены контрреволюционными партиями и перестали участвовать в вы­борах. Делегаты 6, 7 и 8 Всероссийских съездов Советов уже на 96–98 %, а делегаты губернских съездов – на 99 % состояли из большевиков. Ори­ентация на «передовой слой пролетариата», а ещё конкретнее – на вер­хушку большевистской партии – превратили выборы в простое одобре­ние назначения на депутатские должности заранее отобранных партий­ными комитетами кандидатур.

Таким образом, и Конституция 1918 г., исходя из формальных призна­ков конституции как политико-правового документа, вряд ли оправдыва­ла своё название. Она не содержала полного и безусловного признания прав и свобод человека и, связывая избирательное право классовым цензом, не удовлетворяла требованию юридического равенства. Тем не менее, для дальнейшего строительства советского государства она имела огромное значение, так как закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, новые принципы и социальные ценности, положила в их ос­нование новую идеологию.

Высший законодательный орган

Cтраница 1

Высший законодательный орган — Верховный Совет СССР издавал законы, его Президиум — указы и постановления, народные комиссары — приказы и инструкции.  

Высший законодательный орган — конгресс, состоящий из сената и палаты депутатов.  

Высший законодательный орган ЧССР — Федеральное собрание, состоящее из Народной палаты и Палаты национальностей. Высший исполнительный орган — Федеральное правительство, ответственное перед Федеральным собранием.

Высшим законодательным органом ИСО является общее собрание представителей всех национальных организаций по стандартизации Членов-Комитетов. ИСО и определяет ее политику.  

Высшим законодательным органом Урало-Волжского штата будет центральный Совет представителей рабочих, солдат и крестьян штата, избранный на национально-пропорциональных началах.  

Попытки провести через высшие законодательные органы РФ законопроект, посвященный охране научных достижений, также успеха не имели.  

Общее управление финансами осуществляет высший законодательный орган власти — Федеральное Собрание — парламент РФ, состоящий из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Принимаемые Федеральным Собранием законы ( закон об утверждении федерального бюджета, налоговое законодательство, хозяйственное законодательство) создают нормативную основу функционирования всей институциональной финансовой системы.  

Верховный Совет СССР является высшим законодательным органом государственной власти. Он утверждает народнохозяйственные планы, госбюджет и основные принципы управления всеми отраслями народного хозяйства.  

ЗАКОН ОБ АССИГНОВАНИЯХ — акт высшего законодательного органа об утверждении бюджетных ассигнований на данный финансовый ( бюджетный) год.  

Федеральное собрание Российской Федерации является высшим законодательным органом государства, Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, контролирует их исполнение. Правительство Российской Федерации — высший исполнительно-распорядительный орган, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и указов Президента Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды и природопользования издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.  

ЗАКОН — юридический акт, принятый высшим законодательным органом РФ — Федеральным Собранием и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.  

Общее собрание членов биржи является ее высшим законодательным органом управления.  

Не лучшим образом обстояло дело и в высшем законодательном органе ЦИК СССР. Об этом, в частности, свидетельствуют материалы заседаний фракций ВКП ( б) в ЦИК СССР. Здесь предварительно обсуждались вопросы, выносимые на заседания сессий ЦИК СССР.  

Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти.  

Запрещала королю издавать законы без согласия сейма как высшего законодательного органа власти.  

Соотнесите термины и определения.

1. Национализация А. Передача земли в пользование общинами на основе уравнительного распределения её между крестьянами и ликвидация наёмного труда.
2. Социализация земли Б.Система заготовок сельхозпродуктов, предусматривающая сдачу крестьянами государству всех излишков(сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов.
3. Экспроприация В.Насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.
4. Интервенция Г.Переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства.
5. Продразвёрстка Д. Принудительное (безвозмездное или оплачиваемое) лишение собственности.

Задание №16

Заполните схему: «Высшие органы власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) по Конституции 1918 г.»

Высший орган государственной власти

Рабочий законодательный орган

Высший орган исполнительной власти

Высший орган защиты революции

Задание №17

Заполните таблицу: «Условия Брестского мирного договора»

Территориальные потери России Материальные потери России
1. 2. 3. 1. 2. 3.

Задание №18

Выберите правильный ответ.

1. Обстоятельства, вызвавшие поворот к чрезвычайной политике в деревни весной 1918 г.:

А) нежелание крестьян признавать советскую власть;

Б) стремление большевиков строго следовать экономической теории марксизма;

В) отторжение от советской территории основных хлебопроизводящих районов страны

2. Суть чрезвычайной политики в деревни:

А) принудительное изъятие всех хлебных излишков у крестьян;

Б) конфискация и национализация помещичьих земель;

В) ускоренное создание коллективных крестьянских хозяйств

Задание №19

Укажите события, соответствующие каждой приведённой ниже дате.

25 октября 1917 г.-____________________________________________

29 октября1917 г.-________________________________________________

28 ноября1917 г.-________________________________________________

5 января 1918 г.-_______________________________________________

23 января 1918 г.-_______________________________________________

3 марта 1918г.-________________________________________________

Задание №20

Напишите полное название.

ВРК-___________________________________________________________

СНК-___________________________________________________________

ВЦИК-_________________________________________________________

ВЧК-___________________________________________________________

РСФСР-________________________________________________________

РКП(б)-________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

«ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЫТИЙ СВЯЗАННЫХ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ СОЦИАЛИЗМА В СССР».

Цель:обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Результаты:

Метапредметные:

−умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

−владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

−умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

−умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

Предметные:

−сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

−владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

−сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

−владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

Виды деятельности:

— Представление характеристики и оценки политических процессов 1930-х годов.

— Характеристика причин, методов и итогов индустриализации и коллективизации в СССР.

— Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «пятилетка», «стахановское движение», «коллективизация»,

— «раскулачивание», «политические репрессии», «враг народа»,»ГУЛАГ».

ХОД РАБОТЫ

Задание №1

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 605 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.
  2. Вопрос №2 Наркотики.Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения.

    Социальные последствия пристрастия к наркотикам.Профилактика наркомании.

  3. Выпишите слова в словарь, выучите термины, которые встречались на занятиях по анатомии.
  4. Задания для самостоятельной работы. 1.

    Проведите анализ своих личностных качеств, соотнесите их с тре­бованиями к руководителю, представленными в данной главе

  5. Запишите словарные формы слов, разберите, переведите, просклоняйте термины.
  6. Из следующих текстов выпишите специальные термины, дайте их определения.
  7. Исходные данные для определения. (факультет, специальность, группа)
  8. Назовите отличительные черты определения.
  9. Найдите в литературе и впишите следующие определения. Укажите источник информации.
  10. Наряд, распоряжение, текущая эксплуатация (Термины, 2.4.1; III -V гр.).
  11. Определения, обозначения и сокращения. В работе должны применяться научно-технические термины, обозначения, сокращения слов, установленные соответствующими стандартами
  12. ОПРЕДЕЛЕНИЯ. СОСТАВ УСТАНОВОК


Поиск на сайте:


В.Т. Батычко
История отечественного государства и права в вопросах и ответах
Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

38. Развитие советской государственной системы после Октябрьской революции 1917 г.

После разгона Учредительного собрания высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Помимо него существовала система Советов крестьянских депутатов.

Решение об объединении Советов крестьянских депутатов с Советами рабочих и солдатских депутатов было принято на Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, прошедшем в ноябре 1917 г Окончательное слияние Советов произошло в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов.

Высшим органом власти в стране в период между сессиями Всероссийского съезда Советов был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

Его структура и порядок работы утверждены в ноябре 1917 г. В структуру ВЦИК входили президиум, отделы и комиссии.

В президиум входили представители партийных фракций.

К его компетенции относились подготовка материалов к заседаниям ВЦИК, осуществление контроля за работой комиссий и отделов и др. Заседания президиума проходили несколько раз в неделю.

Организация и ведение текущей работы возлагались на различные отделы ВЦИК: Военно-революционный комитет, казачий, по национальному вопросу, иногородний, агитационный и др.

Согласно постановлению II Всероссийского съезда Советов для управления страной вплоть до созыва Учредительного собрания было образовано правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК).

Было создано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения.

К середине 1918г. число народных комиссариатов было увеличено — образованы наркомат государственного контроля, промышленности и торговли, Высший совет народного хозяйства и др.

Председатели всех народных комиссариатов входили в состав СНК.

В январе 1918 г. была образована постоянно действующая комиссия СНК, состоявшая из заместителей наркомов. Ее решения утверждались правительством без повторного рассмотрения.

Все три государственных органа — Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров — были наделены законодательными полномочиями.

Система власти на местах в целом сложилась в период с октября 1917г. по февраль 1918г. Уже II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объявил о переходе всей власти на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

К февралю 1918 г. Советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. Местные Советы были самостоятельны в решении местных вопросов, но должны были действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов.

Местные Советы проводили в жизнь декреты центральной власти, создавали судебные органы, проводили реквизиции и конфискации, налагали штрафы, формировали вооруженные отряды и т. д. Они наделялись правом издавать местные нормативные акты, самостоятельно определять структуру своих исполнительных органов, наделять их различными полномочиями.

Городские и земские органы местного самоуправления ликвидировались или продолжали работу под контролем местных Советов.

24 ноября 1917г. СНК принял Декрет о праве отзыва, который вводил право избирателей отзывать своих выборных (главным образом меньшевиков и эсеров). 14 июня 1918г. ВЦИК принял постановление «Об исключении из состава ВЦИК и местных Советов представителей партий эсеров и меньшевиков.

10 января 1918г. начал свою работу III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, 13 января — III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. На этих съездах произошло объединение Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. В стране образовался единый высший орган власти.

Съезд одобрил роспуск Учредительного собрания и принял отвергнутую им Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Декларация определяла Россию как республику Советов.

Другим важным актом III съезда Советов было постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики», согласно которому РСФСР учреждалась на основе добровольного союза народов России как федерация советских республик этих народов. Им закреплялась также система органов федеральной власти: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК.

На III съезде Советов был переизбран состав ВЦИК; большинство получили представители большевиков.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*