admin / 09.01.2019

Удостоверение сотрудника полиции

An error occurred.

Иногда в отдельных специальных статьях закона, к примеру в ст. ст. 46, 47 и др. УПК РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, дается неисчерпывающий перечень прав и обязанностей, которые возникают у лица после ограничения его прав и (или) свобод.

Данное обстоятельство не снимает с сотрудника возложенной на него ч. 4 комментируемой статьи обязанности разъяснить гражданину весь комплекс его прав и обязанностей, который у последнего появился после ограничения полицией его прав и (или) свобод, а не ограничиваться всего-навсего оглашением перечисленных в специальных статьях законов прав и обязанностей гражданина. 21. Имело место или нет «ограничение гражданина в его правах и (или) свободах», иногда установить труда не составляет.

В ряде случаев для них определяющую роль должны играть этические соображения, а не одна лишь словесная конструкция правового предписания (требования). 23. В соответствии с требованиями ч. 5 статьи 23 настоящего Федерального закона сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан «внимательно выслушать» последнего.
Между тем внимательное выслушивание не обязательно должно быть продолжительным, осуществляться длительный промежуток времени. Когда необходимо моментальное реагирование на обращение гражданина, выслушивание его заявления может быть сокращено до границ, позволяющих правильно его оценить и принять по заявлению (сообщению) неотложные меры, предусмотренные законом. 24. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина после того, как он представился и выслушал гражданина, прежде всего обязан в пределах своих полномочий принять необходимые меры.

Men’s health. журнал

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. 6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом. 1. В главе 2, которая начинается с настоящей статьи, изложены принципы деятельности полиции. Термин «принцип» означает обобщенное выражение какого-либо явления.

КоАП РФ, а равно некоторыми другими нормативными правовыми актами. Так, согласно п. 13 Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 года N 438, сотрудники полиции, исполняющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу.

Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда <41. <41 См.: БНА. 2003. N 47. 14. Определимся теперь с понятиями «насилие», «пытки» и «обращение, унижающее человеческое достоинство», использованными законодателем в комментируемой статье. 15.

«Насилие» есть «принудительное воздействие на кого-нибудь, что-нибудь <42».

Имеет ли право сотрудники полиции не предъчвлять свое удостоверение

Такое изменение этого состояния, которое характеризуется умалением его доблести, принуждением к нечестным и (или) неблагородным поступкам (поведению), вхождением в конфликт со своей совестью, моралью, нравственными представлениями и т.п. 19. Дополнительной гарантией соблюдения полицией законных интересов личности, вовлеченной в сферу осуществляемого ею (полицией) правоприменения, являются положения, закрепленные в ч. 4 комментируемой статьи. Сотрудник полиции во всех случаях применения к гражданину мер, связанных с ограничением прав последнего и (или) свобод, обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, правовое (процессуальное) положение гражданина (если таковое в связи с ограничением прав и (или) свобод у гражданина изменилось), а также весь комплекс появившихся в связи с этим ограничением у гражданина прав и обязанностей. 20.

Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Данное правовое положение касается деятельности любого и каждого сотрудника полиции, вне зависимости от того, какой именно вид правоприменения им реализуется.

Независимо от того, осуществляется ли полицией производство по делам об административных правонарушениях, проверка заявления (сообщения) о преступлении, предварительное расследование или иного рода деятельность, никто из сотрудников полиции не вправе производить действия и (или) принимать решения, попирающие честь свидетеля (очевидца), потерпевшего (пострадавшего), обвиняемого (правонарушителя) и любого иного лица, а также унижать его человеческое достоинство либо создавать опасность для его жизни или здоровья. 13. Положения, закрепленные в ч. 3 комментируемой статьи, детализируются ст.

9, ч. 4 ст. 164, ч. 2 ст. 202 УПК РФ, ч. 3 ст. 1.6, ч. 2 ст.

Статья 10. Сотрудник органов внутренних дел

1. Сотрудник органов внутренних дел — гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

2. Сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона.

При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.

3. Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел определяется настоящим Федеральным законом и федеральными , регулирующими особенности прохождения службы в органах внутренних дел.

4. Сотруднику органов внутренних дел выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника органов внутренних дел и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Служебное удостоверение сотрудника органов внутренних дел является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, должность и специальное звание сотрудника. Служебное удостоверение сотрудника органов внутренних дел подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику Российской Федерации.

Должен ли сотрудник полиции, ссылающийся на ориентировку при проверке документов, вам ее показывать? Вопрос до сих пор дискуссионный, ибо нигде точно данный вопрос не урегулирован. Скорее всего сотрудники полиции скажут вам, что ориентировка есть, показать ее могут в отделе. Конечно же существует ст. 24 ч. 2 Конституции РФ, которая гласит, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вот только применима ли она в данном случае или нет – большой вопрос. Ну и немного от себя: правопослушному гражданину не так сложно продемонстрировать свой паспорт, а вот сотрудники полиции могут реально разыскивать какого-либо человека.

Важно

Если вы уверены, что требование полицейского показать паспорт не имеет под собой законных оснований (вы не похожи на человека с ориентировки, трезвы, не совершали никаких правонарушений), следует напомнить сотруднику, что его действия неправомерны. Если увещевания не помогают, самым благоразумным решением будет показать паспорт из своих рук, а после позвонить по телефону 112 и составить жалобу на действия полицейского.

Не лишним будет напомнить, что когда полицейский показывал вам свое удостоверение, вы не брали его в руки.

Можно ли проверить документы у сотрудника полиции?

Часто мы видим, как в видеороликах на YouTube водители просят предъявить удостоверение личности полицейского. Некоторые предъявляют сразу, есть те которые любят поспорить.

Инфо

Но как правило, когда полицейский замечает камеру или видеорегистратор, то предъявляет все что попросит водитель беспрекословно. А все, потому что это обязывает делать это – закон Украины «Про национальную полицию» от 02.07.2015 года.

Согласно статьи 18 (Основные обязанности полицейского) закона Украины про полицию: Независимо от должности, местоположения и времени суток в случае обращения любого человека к полицейскому (подчеркиваем любого человека, пешеходы пассажиры и так далее также люди). Полицейский обязан назвать свое имя, должность, звание и предъявить, но уже по просьбе данного человека, служебное удостоверение, дабы можно было ознакомиться с его содержанием.

Стоит иметь в виду, что рыться в вещах граждан сотрудники полиции имеют право лишь в том, случае, если есть достаточные основания полагать, что человек носит с собой запрещенные вещества, оружие, боеприпасы, взрывчатку или ядовитые вещества (п. 16 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, ст. 27.6 КоАП РФ). Если полицейский не может внятно ответить на вопрос о причинах досмотра, нужно обязательно напомнить ему, что его действия неправомерны, а также заметить, что если он будет стоять на своем, вы направите жалобу в прокуратуру. В случае если полицейский продолжает настаивать на досмотре, нужно обязательно потребовать двоих понятых одного с вами пола (ст.27.7 КоАП РФ) и составления протокола.

Проверка документов сотрудниками полиции на улице

Полиции на улице – явление довольно распространенное.

Давайте разбираться в каких случаях они могут это сделать и где грань правомерного поведения с их стороны. На каком основании сотрудники полиции вообще имеют право останавливать граждан и требовать предъявить документы Прямое разрешение на это содержится в законе о полиции в ст 13 ч 2, которая гласит: полиция имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если:

  • Имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске,
  • Если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении,
  • Если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным “законом”;

Последняя формулировка – наиболее проблемная, ибо отсылает нас к другим НПА.

Внимание

Любой физический контакт, как показывает практика последних лет, может быть воспринят как «применение насилия в отношении представителя власти», что отсылает нас уже к уголовному кодексу, статье 318. Перед поездкой в отделение, если такая ситуация все же приключилась, стоит выяснить, в какой именно отдел вы едете и сообщить об этом родственникам по телефону.

Следует помнить, что в случае отсутствия паспорта сотрудник вправе задержать вас не более чем на 3 часа. Время отсчитывается с момента прибытия в отдел, поэтому крайне важно по приезду удостовериться, что время вашего прибытия было зафиксировано в журнале.
Полицейский подошел на улице и захотел провести досмотр вещей/карманов Что можно и нужно делать В первую очередь поинтересоваться, на каком основании полицейский хочет провести личный досмотр.
Желательно эти данные записать. Даже если вы не сможете установить ФИО или номер нагрудного знака, то в отделе полиции всегда будут иметься документы, которые устанавливают маршруты движения патрулей. Непосредственно саму жалобу по факту нарушения можно направить:

  • Вышестоящему руководству
  • В прокуратуру
  • В службу собственной безопасности МВД
  • В суд

Статья по теме: как правильно подавать жалобы в государственные органы Кроме того, весьма действенным способом привлечения к ответственности сотрудников за те или иные нарушения (правильнее будет сказать привлечение внимания к нарушениям) является обращение в СМИ, Государственную Думу и подача петиций.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. 3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. 4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. 5./ 14 июня 2017

Редакция НАШЕЙ решила напомнить новороссийцам о своих правах, если вас остановил полицейский.

В конце мая в Москве 10-летнего мальчика задержали на Арбате за чтение стихов. Тогда новость о задержании ребенка за чтения «Гамлета» быстро облетели СМИ и вызвали широкий резонанс в сети. Поскольку, как оказалось, мальчик и раньше был знаменит чтением стихов. В Интернете много спорили о том, нарушали ли действия полицейских права мальчика.

Редакция НАШЕЙ решила напомнить новороссийцам о своих правах, если вас остановил полицейский.

Во-первых, всегда спрашиваете у представителей правоохранительных органов их фамилию, имя и отчество, если полицейский не представился.

Помните, вы вправе попросить предъявить удостоверение. Если против вас применяются действия, ограничивающие ваши права и свободы, представитель правоохранительных органов объяснить причину и основания применения таких мер.

Помните о том, что сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

Осмотр и досмотр

Нужно различать понятия осмотр и досмотр. При внешнем досмотре сотрудник полиции может попросить выложить содержимое карманов, на это требование лучше спокойно согласиться. Обычно на этом осмотр заканчивается. А вот для досмотра нужны основания. Например, если вы соответствуете ориентировке или совершаете правонарушение.

Личный досмотр должен производиться лицом одного с вами пола в присутствии двух понятых того же пола. В исключительных случаях, когда есть основания полагать, что при вас есть оружие, — без понятых. При этом у полицейских нет обязанности обязательно вести видеосъемку. В протоколе обязательно нужно указать основания проведения досмотра без понятых.

Если вас по какой-либо причине решили задержать, то лучше не сопротивляться, во-первых, потому что это может спровоцировать применение силы со стороны полицейских, и, во-вторых, потому что общий срок административного задержания не может превышать трех часов.

По закону полицейский имеет право применять силу, только если вы пытаетесь причинить вред другим гражданам. Однако в случае стычки с полицейским вам будет трудно потом доказать, что такой угрозы не было.

Законных требований сотрудника полиции

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 12Следующая ⇒

В отличие от прежних нормативных правовых актов в Законе о полиции содержится четкое предписание о том, что законные требования сотрудника полиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Требование сотрудника полиции (равно как и его распоряжение, о котором идет речь в ст. 19.3 КоАП РФ) есть индивидуальный акт управления (административный акт), юридически властное решение, обязывающее гражданина (должностное лицо) поступить определенным образом. Такое предписание должного поведения опирается на полномочия полиции и корреспондирующие им обязанности граждан (должностных лиц). При отсутствии у сотрудника полиции соответствующего права и, следовательно, установленной обязанности гражданина (должностного лица) он не может предъявить ему требование. Сотруднику полиции остается лишь возможность обратиться к гражданину с просьбой. Таким образом, вне круга полномочий полиции, или, иными словами, там, где нет юридических обязанностей граждан, нет и требований сотрудника полиции. В этой сфере он действует как частное лицо.

Вопрос об ответственности граждан (должностных лиц), не выполняющих законные требования сотрудника полиции, можно ставить лишь в том случае, если они осведомлены (не могут не знать) о том, кто обращается к ним с требованием.

В этой связи сотрудник полиции, находящийся в форменной одежде, перед обращением к кому-либо с требованием или при осуществлении действий, ограничивающих права и свободы каких-либо лиц, должен по просьбе граждан предъявить им свое служебное удостоверение.

Если сотрудник полиции находится без форменной одежды, он обязан предъявить свое служебное удостоверение во всех случаях, когда соответствующие лица не осведомлены о его статусе. Разумеется, соблюдение сотрудниками полиции указанного порядка в ряде ситуаций может быть неуместным или невозможным (состояние необходимой обороны, крайней необходимости и т.д.).

Если сотрудник полиции не предъявил служебное удостоверение, когда с учетом создавшейся обстановки это было необходимо для подтверждения его должностного положения, при решении вопроса об ответственности за оказанное ему противодействие сотрудник полиции признается действовавшим в качестве частного лица.

Исходя из того что обязательными к исполнению гражданами (должностными лицами) признаются только законные требования сотрудника полиции, логичен вывод, что гражданин вправе не исполнять незаконные требования сотрудника полиции и, более того, сопротивляться их принудительному осуществлению, разумеется, оставаясь при этом в пределах необходимой обороны и крайней необходимости. Подобное право граждан в полной мере соответствует конституционному положению о том, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации).

Необходимо учитывать мотивы, лежащие в основе решения сотрудника полиции, которые в момент его принятия зачастую не могут быть известны гражданам (фактические обстоятельства дела, соображения тактического порядка, служебной необходимости и т.п.). Например, Закон о полиции предоставил ему право останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими. Когда необходимо прибегнуть к такому правомочию и по отношению к кому — решает сам сотрудник полиции. В подобных случаях неправильное правоприменение не может иметь места, поскольку должностное лицо действует по усмотрению на основе и в пределах законного полномочия и с той целью, для достижения которой предоставлено это полномочие. Водителю, с точки зрения закона, остается лишь одно — подчиниться требованию сотрудника полиции.

Урегулировать деятельность полиции так, чтобы полностью исключить ее усмотрение, просто невозможно. Усмотрение же предполагает риск и признание права на ошибку, а следовательно, и права сотрудника полиции на беспрепятственное осуществление соответствующего полномочия в допустимых законом рамках.

Нетрудно представить, во что превратилась бы деятельность Госавтоинспекции и насколько «безопасно» стало бы на дорогах, если бы водитель решал сам, надо ли ему подчиняться требованию сотрудника полиции об остановке или нет.

Иными словами, ставить усмотрение полиции, на которой лежит ответственность за выполнение служебных обязанностей, в зависимость от усмотрения лиц, чье поведение является объектом ее управляющего воздействия, — значит полностью парализовать ее деятельность. Поэтому закон и не должен признавать право гражданина на противодействие сотрудникам полиции, если ошибочность их вмешательства в данный момент очевидна только одному данному гражданину. Например, некто, внешне похожий на лицо, разыскиваемое в связи с подозрением в совершении преступления, и не имеющий при себе документов, удостоверяющих личность, будучи непричастным к преступлению (это выяснится впоследствии), не вправе противодействовать сотруднику полиции, предлагающему ему проследовать в полицию для установления личности. Сказанное подводит к выводу о том, что гражданин имеет право противодействовать требованиям и действиям сотрудника полиции, но только тем из них, которые явно незаконны. К таковым относятся те требования и действия сотрудника полиции, которые противоречат четко определенным, не допускающим усмотрения предписаниям правовых норм.

Явно незаконными, в частности, должны признаваться требования и действия сотрудника полиции, которые относятся к полномочиям иного органа или должностного лица (например, сотрудник полиции не имеет права выселять кого-либо из жилого помещения; это прерогатива суда).

Явно незаконными нужно расценивать требования и действия сотрудника полиции, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе предъявлять или совершать (как правило, это преступные действия, например сотрудник полиции применяет к задержанному пытку). Явно незаконными считаются также требования и действия сотрудника полиции, предъявленные или совершаемые при отсутствии четко указанных в законе обстоятельств (например, дактилоскопирование лиц, задержанных за совершение мелкого хулиганства, до рассмотрения дела об административном правонарушении судьей и возможного назначения административного ареста).

В качестве явно незаконных следует рассматривать такие требования и действия сотрудника полиции, которые предъявлены или совершаются с нарушением установленных законом формы и порядка (например, задержанная на законных основаниях женщина вправе препятствовать осуществлению ее личного досмотра сотрудником полиции — мужчиной; принудительное сопровождение свидетеля, уклоняющегося от явки к месту вызова, возможно лишь после вынесения постановления либо определения о приводе и объявления его под расписку лицу, подлежащему вызову).

Невыполнение законных требований сотрудника полиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

Конкретные составы правонарушений, посягающих на деятельность сотрудников полиции, закреплены в КоАП РФ и УК РФ.

Согласно КоАП РФ к административно наказуемым деяниям в этой сфере относятся:

а) проезд водителями транспортных средств на запрещающий жест регулировщика — сотрудника полиции (ст.

12.12);

б) непредоставление преимущества в движении транспортным средствам полиции с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (ст. 12.17);

в) неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции (ст. 19.3);

г) невыполнение водителями законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства (ст. 12.25);

д) невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26);

е) невыполнение законных требований сотрудника полиции, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);

ж) воспрепятствование осуществлению сотрудником полиции служебных обязанностей при осуществлении им государственного надзора (контроля) (ч. 1 ст. 19.4);

з) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) должностного лица полиции, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5);

и) непринятие по представлению полиции мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6);

к) непредставление или несвоевременное представление сведений (информации) в орган полиции, представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7);

л) заведомо ложный вызов полиции (ст. 19.13);

м) невыполнение должностным лицом, освобожденным из мест лишения свободы, обязанностей, связанных с соблюдением установленных в отношении него ограничений (ст. 19.24);

н) передача либо попытка передачи лицом, содержащимся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, предметов, веществ и продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом (ст. 19.12);

о) умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным сотрудником полиции (ст. 19.2).

Кроме этого, ст. 4.3 КоАП РФ признает обстоятельством, отягчающим ответственность за любое административное правонарушение, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его. Необходимость в применении данного предписания возникает чаще всего в случаях пресечения административных правонарушений сотрудниками полиции.

УК РФ охраняет деятельность сотрудников полиции нормами, предусматривающими уголовную ответственность за:

а) убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности (п. «б» ч. 2 ст. 105);

б) истязание лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности (п. «б» ч. 2 ст. 117);

в) организацию массовых беспорядков, сопровождающихся оказанием вооруженного сопротивления представителям власти, участие в них, призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти (ст. 212);

г) хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (п. «б» ч. 2 ст. 213);

д) вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела (ч. 2 и 3 ст. 294);

е) посягательство на жизнь лица, производящего дознание, а равно его близких в связи с производством предварительного расследования, совершенное в целях воспрепятствования его законной деятельности либо из мести за такую деятельность (ст. 295);

ж) угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении лица, производящего дознание, а равно его близких в связи с производством предварительного расследования, в том числе соединенная с применением насилия (ч. 2, 3, 4 ст. 296);

з) клевету в отношении лица, производящего дознание, в связи с производством предварительного расследования (ч. 2, 3 ст. 298);

и) посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, а равно его близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанного лица по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность (ст. 317);

к) применение насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (ст. 318);

л) публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319);

м) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного органа (ст. 320);

н) дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ч. 2, 3 ст. 321).

К этому следует добавить, что, как установлено ст. 63 УК РФ, совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности, а также совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти являются отягчающими уголовное наказание обстоятельствами.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации (казны субъекта Российской Федерации), от имени которой выступают соответствующие государственные органы (ст. 125, 1071 ГК РФ). Следовательно, сотрудник полиции, причинивший вред своими незаконными действиями при осуществлении служебных полномочий, не является субъектом гражданско-правовой ответственности. В подобных случаях за противоправные действия он несет уголовную, дисциплинарную и материальную ответственность.

Вывод: таким образом, законными, с точки зрения Закона о полиции, являются те требования и действия сотрудника полиции, которые ни по форме, ни по существу не противоречат абсолютно определенным предписаниям правовых норм. При усмотрении в установленных законом пределах любой акт управления сотрудника полиции обязателен к исполнению гражданами (должностными лицами) независимо от того, что гражданину (должностному лицу) он может показаться незаконным и впоследствии в установленном порядке действительно будет признан таковым. Оспорить законность указанных требований и действий полиции граждане (должностные лица) вправе только путем обжалования в соответствующие органы контроля и надзора.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*