admin / 23.09.2018

ЦБ страховые компании

Банк России как орган контроля страхового надзора.

С 1 первого сентября 2013 года и по настоящее время страховой надзор осуществляется Банком России. После упразднения ФСФР (Федеральной службы по финансовым рынкам) и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы ЦБ.

Информация Банка России по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела) подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

6) нормативные акты, принятые органом страхового надзора в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами.

Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

4) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Функции надзора за страховыми компаниями в Российской Федерации несколько шире, чем функции органа валютного контроля в целом. К ним относят следующие:

1) Разработка и совершенствование проектов нормативных правовых актов в сфере страховой деятельности.

2) Официальные пояснения, комментарии, разъяснения НПА, касающиеся страхования.

3) Контроль за соблюдением законодательства по страхованию.

4) Применение санкций к участникам рынка страховых услуг, нарушившим требования страхового законодательства.

5) Осуществление методологического руководства министерств, ведомств РФ, органов исполнительной власти в субъектах Федерации в сфере страхования.

6) Проведение единой государственной политики в сфере страхования.

7) Лицензирование и профессиональная аккредитация участников рынка страховых услуг.

8) Представление интересов РФ, касающихся страхования, в международных организациях по страховому надзору.

9) Защита опасных социальных рисков посредством обязательных видов страхования.

10) Контроль за платежеспособностью, инвестиционной деятельностью, тарифной политикой страховых организаций.

Субъекты страхового дела обязаны:

1) соблюдать требования страхового законодательства;

2) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве);

3) исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний;

4) представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении;

5) представлять в орган страхового надзора копии положений о филиалах и представительствах, расположенных вне места нахождения субъекта страхового дела, с указанием их адресов (мест нахождения), а также копии документов, подтверждающих полномочия их руководителей.

Лицензирование является обязательной формой государственного надзора за рынком страховых услуг. Без лицензии страховая компания не имеет права осуществлять страховую деятельность и оказывать страховые услуги. Под лицензией понимается официальный документ, который удостоверяет право страховщика проводить определенные виды страхования на территории государства или на части его территории, заявленной страховой организацией. Она выдается департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ на основании заявления, учредительных документов, сведений о финансовом состоянии страховой компании, правил, расчетов и других документов на неограниченный срок. Лицензия может быть отозвана, приостановлена предписанием надзорного органа в отношении страховщиков, недобросовестно выполняющих возложенные обязательства.

От лицензирования следует отличать профессиональную аккредитацию участников страхового рынка (банкострахование) – отбор банками страховых организаций для сотрудничества. В свою очередь, банки реализуют страховые услуги как сопутствующие, например страхование имущества, купленного в кредит.

Заключение.

Область страхового надзора по сей день остается неурегулированной. Несмотря на проведение реформ и внесение множественных изменений в законы, данная система все еще не начала полностью функционировать.

Банк России, как мегарегулятор должен способствовать повышению стабильности на финансовом рынке, в том числе за счет снижения регулятивного арбитража и обеспечения более качественного анализа системных рисков. Кроме того, предполагается, что законно приведет к снижению административной нагрузки на субъекты финансового рынка. В то же время расходы Банка России в связи с созданием на его базе мегарегулятора финансового рынка могут увеличиться, что приведет, в свою очередь, к снижению прибыли.

Создание мегарегулятора повышает эффективность регулирования финансовых рынков, потому что если банк может работать и на фондовом рынке, и на рынке классических банковских услуг, то регулирование тоже должно быть таким же комплексным. Но если Россия будет продолжать платить за стабильность американской финансовой системы, то создание дополнительного института ничего не изменит. Кроме того, создание мегарегулятора не изменит характер государственного регулирования всей экономики, так как по сути это техническая мера, а не принципиальная.

Список литературы:

1. Артос Саркисянц – «Центральный банк как мегарегулятор», Бухгалтерия и банки, №9 2013;

2. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

3. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

4. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 27.10.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

5. http://strahovkunado.ru/ — компания, занимающаяся страхованием;

6. URL: http://www.ins-union.ru

7. Правовая система «Консультант Плюс»

Правовая система «Гарант»

9. Райш, Й.Г. — Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере страхового дела

10. Кононенко, О. В, — Административно-правовое регулирование страхового надзора в Российской Федерации

11. Вавилова И.А. Новая парадигма роли государства в развитии страхования // Страховое дело. 2014. No 7 (256). С. 3-8.

12. Вавилова И.А. Состояние институциональной среды на страховом рынке // Финансовый бизнес. 2014. No 2 (169). С. 47-51.

13. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. No 234-ФЗ:

14. Стратегия развития рынка страхования на период до 2020 года: Утвержден на Президиумом Всероссийского союза страховщиков 24 октября 2012 г.

А.О. Бурлачка – «Мегарегулятор на рынке страховых услуг: проблемы правового обеспечения», 2015 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», пп. «в», п.24, ст.1.

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст.3.

В ПрограмБанк.Страхование предусмотрено формирование всего пакета регламентированной отчетности для Центрального Банка.
Формирование регламентированной отчетности производится на основании различных законодательных актов ЦБ РФ, в том числе:

    • Положения от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».
    • Положения от 10 февраля 2003 года №215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».
    • Положения от 26 марта 2004 г. №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
    • Положения от 7 августа 2009 г. №342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».
    • Положения от 20 марта 2006 года №283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери».
    • Инструкции от 03 декабря 2012 года №139-И «Об обязательных нормативах банков».
    • Инструкции от 15 июля 2005 года №124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчёта и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями».
    • Указания от 12 ноября 2009 года №2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».
    • Указания от 4 сентября 2013 года №3054-У «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».
    • Положения от 28 декабря 2012 года №395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)» и т.д.
    • Инструкции от 03 декабря 2012 года №139-И «Об обязательных нормативах банков».
    • Инструкции от 15 июля 2005 года №124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчёта и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями».
    • Указания от 12 ноября 2009 года №2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».
    • Указания от 4 сентября 2013 года №3054-У «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».
    • Положения от 28 декабря 2012 года №395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)» и т.д.

Общая технология отчетов в ПрограмБанк.Страхование

В ПрограмБанк.Страхование формирование отчетности использует принципы Хранилища данных.
Это означает, что многие отчеты снабжены расшифровкой. Расшифровка – это быстрый переход от сводных (синтетических) данных к аналитическим, а от аналитических – к первичным документам. Это позволяет проанализировать, из чего сложился тот или иной показатель отчета, а при переходе к исходным документам и внести необходимые изменения.

Например, для отчета «Оборотно-сальдовая ведомость (форма 101)» путь «погружения» от остатков и оборотов по балансовым счетам до мемордеров будет следующим: остатки по балансовому счету расшифровываются до «сальдовки по лицевым» одним щелчком мыши, как и остаток по лицевому – до выписки по нему.

В дальнейшем, в режиме просмотра отчета «Выписка по лицевому счету» можно вызвать для просмотра (или корректировки) документ, соответствующий строке выписки.
Для удобства печати, доработки и анализа в других средах любые отчёты, формируемые в системе, могут быть легко выгружены в форматы Excel, Word, PDF, TXT.

Рис. 1. Шаблон оборотно-сальдовой ведомости

          Также при формировании отчетности в ПрограмБанк.Страхование предусмотрены:

            • Настройка отчетов (определение внешней формы отчета, логики отбора и обработки данных) с помощью визуального редактора шаблонов отчетов, см. рис. 1.
            • Хранение архива отчетов. Это позволяет оперативно анализировать архивные данные и поддерживать согласованность данных между собой.
            • Для формирования отчетности многофилиального банка реализованы:

            — специальные сервисы закачки и хранения информации по филиалам банка;
            — формирование отчетности как по банку в целом, так и по выбранному списку филиалов (точек, подразделений).

            • Различная графическая интерпретация данных, обеспечивающая наглядность, прозрачность и скорость восприятия.

Рис. 2. Архив отчетов

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*