admin / 03.09.2018

Тонировка как избежать штрафа

Штраф за тонировку стекол в 2019 году

Многочисленные изменения в законодательстве о дорожном движении вызывают много споров и разногласий среди автолюбителей и штраф за тонировку – едва ли не главная тема обсуждений. Особенно актуальной эта тема стала в конце 2016 года, когда были внесены законодательные инициативы об ужесточении наказания за несоблюдение требований к светопропусканию.

Но в 2019 году ясности о том, какими будут новые штрафы за нарушения правил эксплуатации автомобиля в части нарушения требований к обзорности (а именно к этому разделу относятся критерии допустимого уровня тонировки) так и не наступило. Более того, ещё большие споры вызывают количественные критерии ухудшения обзорности в части светопропускания.

На сегодняшний день размер штрафа за тонировку составляет 500 рублей (статья 12.5 часть 3.1 КоАП РФ). Снятие номеров за тонировку не по ГОСТу отменено. Полная таблица штрафов по ссылке.

Какими же законодательными актами регулируются вопросы тонировки автомобилей на сегодняшний день? Каковы допустимые количественные показатели затемнения стёкол, в чём заключается ответственность за их нарушение и можно ли штрафов избежать? Ответы на эти вопросы могут быть полезными для широкого круга автовладельцев.

Допустимые нормы тонировки стекол по ГОСТу

История с законодательными актами, на основе которых представители ГИБДД выносят решения о допустимости тонировки и штрафах за их нарушения, загадочна и удивительна. Вплоть до настоящего времени в Приложении к Правилам дорожного движения упоминается ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта» (ПДД, Приложение к Основным Положениям, п.7.3). В п. 2.2.4 записано, что «…светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол – не менее 70%».

И хотя по всем официальным источникам действие этого стандарта (продержавшегося с 1988 до 1 января 2015 года) утратило силу, на практике инспекторы ГИБДД за неимением ссылки в ПДД на другой документ руководствуются именно такими цифрами. В чём же здесь причина несоответствий и возникающих на этой почве разногласий?

Даже у нового автомобильного прозрачного стекла светопропускание в идеальном варианте составляет не более 90% (а фактически не превышает 85–87%). Лучшие атермальные тонировочные плёнки дают не более 80–82% светопропускной способности. Таким образом, итоговое светопропускание в лучшем случае составит 70–72%, и никак не дотягивает до 75%, регламентированных ГОСТом 5727-88.

В то же время атермальная тонировка стёкол (в том числе и лобовых с показателем светопропускной способности менее 75%) стала активно использоваться производителями автомобилей и массово запрещать эксплуатацию новых машин по этому признаку в Правительстве, видимо, не решились. А чтобы снять возникшую проблему, с 01.01.2015 г. был введен в действие новый ГОСТ 32565-2013, в котором установлено единое пороговое значение светопропускной способности – 70% (п. 5.1.2.5).

Мало того, этот же порог указан в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Приложение 8, п.4.3), введенном в действие и обязательном к применению также с 01.01.2015. При этом не допускается зеркальная тонировка, а ограничений на тонировку задних стёкол не накладывается.

Таким образом, возникло противоречие между нормативами светопропускной способности, указанными в ПДД (ссылкой на отмененный ГОСТ) и новыми нормативами. Правда, Верховный суд России при рассмотрении дела № АКПИ15-382 от 2 июля 2015 года (посвященного рассмотрению именно этих нюансов) установил, что Главным управлением ГИБДД было разослано соответствующее пояснение главным инспекторам субъектов РФ (письмо № 13/7-4126 от 22 июня 2015 г).

Но в этом письме, содержалась фраза о том, что старый ГОСТ отменяется «в части, разрешающей применять тонированные стёкла». Впоследствии именно эта фраза и сыграла злую шутку с истцами в судебных разбирательствах по штрафам за тонировку.

Размер штрафа за тонировку стёкол автомобиля

В табличке ниже приведена статья из Кодекса об административных нарушениях РФ, предусматривающая ответсвенность водителя за тонировку автомобиля.

Статья КоАП Нарушение Наказание

12.5 часть 3.1

Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств административный штраф в размере пятисот рублей

До 2015 года размер первого штрафа за тонировку не соответствующую требованиям ПДД (по сути, ГОСТ 5727-88) составлял 500 руб. и 1000 руб. за повторное нарушение. С введением нового ГОСТа и Технического регламента в 2015 году эта сумма не изменилась, но уже в 2016 году в Госдуму была внесена законодательная инициатива об ужесточении наказания за нарушение требований нормативных документов:

  • первый штраф предлагалось повысить в 3 раза – до 1500 руб.;
  • повторное нарушение – штраф 5000 руб.;
  • при троекратном нарушении – лишение права на управление транспортным средством на срок от двух до шести месяцев.

Правда, к середине 2016 года пункт о лишении права на управление был изъят из законопроекта и в профильный комитет Думы попал документ, содержащий только первые два пункта. В ноябре того же года этот законопроект был комитетом одобрен, но новый закон пока не поступал даже на первое чтение.

Таким образом, по состоянию на 1 января 2019 года штраф ГИБДД за тонировку остался прежним – 500 рублей.

Отдельно следует отметить, что в том случае, если штраф за тонировку не оплачивается в течение 70 дней с момента наложения, водитель может быть привлечен к ответственности:

  1. Штраф в размере 1000 рублей;
  2. Обязательные общественные работы на срок до 50 часов;
  3. Административный арест на срок до 15 суток.

Однако при оплате штрафа в срок до 20 суток с момента вынесения Постановления об админнарушении его сумма уменьшается вдвое. Подробнее об этом читайте в нашем материале: Скидка 50% на оплату штрафов ГИБДД. (там же вы найдете и информацию о нарушениях, скидка на которые не распространяется).

Основания для наложения штрафов за тонировку

Что же реально происходит с затонированными автомобилями на дорогах, и на каком основании выписывают штрафы за тонировку?

Для ответа на этот вопрос достаточно открыть соответствующий раздел официального сайта ГИБДД. Буквально каждую неделю в субъектах РФ проводятся рейды по борьбе с нарушениями требований к светопропускной способности стекол (проще говоря, с тонировкой). При этом там же часто прямо указываются требуемые сотрудниками ГИБДД нормативы:

  • не менее 70% светопропускание передних боковых стёкол;
  • не менее 75% – ветрового стекла, что, вроде бы, противоречит действующему Техническому регламенту (там по лобовому стеклу не менее 70%).

Некоторые водители пробовали в судах оспорить применение устаревшего норматива к тонировке лобового стекла. Однако при рассмотрении дел суды делают упор на то, что устаревший ГОСТ 5727-88, упоминаемый в Правилах дорожного движения отменяется лишь «в части, разрешающей применять тонированные стёкла» (упоминавшееся выше письмо Главного управления ГИБДД). Надо так понимать, что в части запрещающей «применять тонированные стёкла» устаревший ГОСТ не отменен?

Подобную же казуистику можно встретить и при обжаловании в суде условий проведения измерений и их точности. Так, при оценке светопропускной способности температура, давление и влажность окружающей среды в соответствии с ГОСТ Р 8.831– 2013 (введен в действие, как и Техрегламент с 01.01.2015) должны находиться в строго определённом диапазоне.

Кроме того в соответствии с тем же ГОСТом, области измерений определяются довольно сложным образом, а результаты замеров – как среднеарифметическое трёх измерений в одной точке.

Суды же, принимая сторону ГИБДД, трактуют положения ГОСТа применимыми лишь к новой заводской продукции, как будто для стекол подержанных автомобилей действуют другие законы физики.

Как избежать штрафа за тонировку стекол?

Справедливости ради необходимо отметить, что автомобилей с нарушением всех мыслимых порогов затемнения салона на дорогах России реально много. И это действительно опасно для участников дорожного движения, особенно по ночам. Да и судебные разбирательства по поводу, в общем-то, справедливых штрафов за тонировку, в основном посвящены случаям, в которых реальное светопропускание не дотягивает и до 15%.

Можно, конечно, давать советы как поймать инспектора ГИБДД на нарушении процедуры или несоблюдении условий измерений при глубокой тонировке лобового стекла. Но, следует иметь в виду два момента:

  1. На практике суды занимают сторону ГИБДД;
  2. Нет гарантий, что представитель ГИБДД не окажется «упёртым», если всё же суд станет на сторону водителя, и не потребует проведения повторной экспертизы (уже по всем правилам) действительно глубоко тонированного стекла.

Другое дело, когда автовладелец выполнил (и инструментально проверил перед выездом на дорогу) требования действующих нормативных документов по светопропусканию. Тогда, чтобы избежать штрафа за тонировку, в случае проверки необходимо:

  • Детально описать (желательно с занесением в протокол и понятыми) условия окружающей среды и чем они были измерены (либо отсутствие измерений);
  • Методику измерений светопропускания стекол;
  • Описать прибор, наличие у него пломбы и поверочного сертификата.

В этом случае всё будет определяться именно точностью показаний (отличающейся на несколько процентов, а не в разы) и даже при условии предвзятости суда первой инстанции можно с уверенностью продолжать добиваться отмены штрафа за тонировку. Срок обжалования Постановления об административном правонарушении составляет 10 суток с момента вынесения решения суда.

Как избежать штрафа за тонировку? Уловки.

1) Составить протокол по тонировке и снять номера инспектор сможет только после измерения светопропускаемости стекол. Если аппаратик у экипажа отсутствует — можете смело махать ручкой и ехать дальше под грустный взгляд инспектора.

2) Если аппаратик таки есть, проверяйте наличие действительного сертификата и пломбы на корпусе. Кроме того, допустимое питание прибора — 12 вольт (плюс минус 0.6 вольт), проверяем также блок питания, к которому инспектор подключает прибор. К своему прикуривателю подключать не давайте. Любое несоответствие (например, китайский аккумулятор без опознавательных знаков) — гудбай, гаишник.

3) Узнайте толщину Ваших стекол. Большинство приборов не сертифицированы для измерений затемненности стекол толще 7,5мм, на толстых стеклах можно измерять только приборами БЛИК+ (простой Блик не катит) и ТОНИК. Заявите инспектору, что толщина Вашего стекла — 9мм, и делать замеры Бликом он не имеет права. Пусть проверяет.

4) Многие приборы (тот же БЛИК) способен измерять светопропускаемость при температуре до -10 градусов.

Но согласно ГОСТ 27902, измерения могут производиться только в теплую погоду (от 15 до 25 градусов тепла), так что на возможности прибора можно класть большой полосатый болт. Допустимая влажность согласно ГОСТ — 45-80%, атмосферное давление — 645-795 мм. Запрещается производить замеры в дождь и грязь, однако по времени суток никаких ограничений нет — могут измерять хоть глубокой ночью.

5) Чтобы установить температуру воздуха, относительную влажность и атмосферное давление, у инспектора должны быть гигрометр, барометр и термометр (все с сертификатами соответствия). Иначе определить, что внешние условия позволяют производить замеры, он не может.
6) Вы вправе требовать 2 понятых, а замер должен производиться в 3 разных точках на 3 образцах (СТБ 1640-2006). Если инспектор в присутствии понятых (или хотя бы на камеру) сделал замер на 1 точке и начал составление протокола, его признают недействительным.

Вероятность того, что все эти условия на момент остановки Вашего автомобиля будут соблюдены, уверенно стремится к нулю. Тем не менее, если замер всё-таки состоялся и соответствовал всем требованиям, номеров нам лишаться нельзя. Будем биться.

УЛОВКА 1:
Вспоминаем старые нормы, а также спорные нормативно-правовые акты.
1) Согласно Приказу МВД №1240 от 07.12.2000 и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 05.12.2008, проверять светопропускаемость стёкол могут только инспекторы технического надзора (НЕ инспекторы ДПС) и только на стационарных постах.
2) Согласно свежим Приказам МВД №297 и №329, проверять техническое состояние автомобиля (в том числе светопропускаемость стекол) можно только при отсутствии действующего талона техосмотра.

УЛОВКА 2:
На постах чаще всего хранят лишь копию сертификатов и актов поверки на приборы. Эти копии заверены синей печатью ГИБДД, но с уверенным покерфейсом можно заявлять инспектору, что копия должна быть заверена нотариально — неоднократно встречал в Интернете истории, где такой блеф прокатывал. Инспектор не хотел спорить и отпускал автомобиль с водителем.

Излишняя тонировка затрудняет обзор во время движения и может стать причиной аварий. Именно поэтому органами ГИБДД давно и масштабно ведется борьба против затемненных окон. Так, с 2010 года за тонировку, не соответствующую нормам, налагается штраф 500 рублей. До 15 ноября 2014 сотрудники ГИБДД могли также снимать регистрационные знаки (сейчас это наказание не предусмотрено). В настоящий момент разрабатывается законопроект, предусматривающий ужесточение наказания вплоть до лишения водительских прав.

Каких изменений стоит ожидать?

В настоящий момент в Госдуме рассматривается новый закон о внесении поправки в часть 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ, предусматривающую наложение ответственности за неоднократное нарушение нормы ГОСТ в виде лишения прав на срок от 2 до 6 месяцев. Кроме того, за повторное нарушение нормы тонировки передних стекол увеличивается размер налагаемого штрафа — повторный штраф за тонировку составит 5000 рублей. В случае первого такого нарушения размер штрафа остается неизменным. Напомним, сейчас штраф за тонировку составляет 500 рублей. Нарушение считается повторным, если оно зафиксировано в течение одного года с момента последнего аналогичного правонарушения.
В сентябре появились важные изменения в ПДД, в частности введение уголовной ответственности за вождение в нетрезвом виде, но закон о тонировании стекол это не коснулось. Штраф за тонировку с 1 сентября 2015 остается прежним — 500 рублей.

Предполагается, что новые штрафы, а также риск лишения прав, должны значительно снизить количество тонированных автомобилей на улицах и увеличить безопасность движения.

Как избежать штрафа за тонировку

1.

Выбор тонированного стекла
Запрет на тонировку авто привел к появлению новых способов тонирования стекол, позволяющих избежать претензий со стороны сотрудников ГИБДД и последующих штрафов.

Насколько они эффективны, рассмотрим ниже.

  • Съемная тонировка – самый доступный и распространенный способ, позволяет демонтировать тонированную пленку за считанные минуты. Установить пленку можно также самостоятельно: на прозрачную пластиковую основу накладывают пленочное покрытие и закрепляется на стекле автомобиля двусторонним скотчем. В зависимости от материала, из которого изготовлена пленка, съемная тонировка может быть разных видов и эксплуатационных свойств. Преимуществом такого способа является его сравнительная дешевизна и возможность быстро снять и установить пленку по мере необходимости. Правда, от самого штрафа это вас вряд ли спасет: в момент остановки автомобиля, если на окнах имелась пленка, нарушение уже было совершено, а устранение выявленного несоответствия не освобождает от наказания. Другое дело, что в случае со съемной тонировкой доказать нарушение будет сложнее, если пленку тут же снять. Здесь все зависит от самого сотрудника, захочет ли он возиться с составлением протокола и рапорта о снятии водителем тонированной пленки в момент остановки. Вы через суд можете попробовать доказать обратное. Но как правило, суды всегда занимают сторону инспектора ГИБДД.
  • Автоматическое тонирование – позволяет при необходимости произвести тонирование стандартных окон путем простого нажатия кнопки. Вся процедура занимает несколько секунд. Суть метода заключается в том, что на окна устанавливается два стекла: одно тонированное, а второе — без тонировки. Установка второго стекла является полностью законной, такой способ обеспечивает высокую шумоизоляцию и защищает салон от перегрева. Но, поскольку окна монтируются в двери автомобиля и устанавливаются дополнительные подъемники для них, возникает дополнительная нагрузка, двери становятся тяжелыми, а между окнами скапливается пыль. И, если в момент остановки сотрудником ГИБДД тонированное стекло было поднято, избежать штрафа вам не удастся.
  • Электронное тонирование – самый новый и дорогой способ легально избежать штрафа за тонировку, позволяет самостоятельно регулировать степень светопропускаемости стекла в зависимости от подаваемого тока и освещения. Увеличивая или уменьшая напряжение, можно сделать окна как затемненными, так и полностью прозрачными, при этом светопропускная способность стекла всегда остается на уровне выше 70%. Такой эффект достигается либо за счет наклеивания специальной пленки на стекло, либо с применением специальной технологии пленка встраивается в стекло. Такой способ вряд ли удастся воспроизвести в домашних условиях, и он еще нескоро получит широкое распространение у автовладельцев в силу своей высокой стоимости.

2. Проверка на светопропускание
Теперь проводить проверку, насколько затемненное стекло соответствует ГОСТ, инспекторы ГИБДД могут на месте, с помощью специального прибора – тауметра. Процедура снятия показателей должна проводиться в строгом соответствии с регламентом, в противном случае вы можете обжаловать решение через суд. Поэтому важно обратить внимание на следующее:

  • На сам прибор накладываются строгие требования. Он должен быть сертифицированным, иметь в установленном порядке свидетельство о проверке и применяться строго в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Поэтому перед проверкой стекла попросите сотрудника предъявить все необходимые документы на прибор.
  • Весь процесс общения с сотрудником и выполняемых им действий может быть записан на аудио- или видеоносителе. Согласно регламенту сотрудник не может препятствовать проведению записи.
  • Внимательно прочитайте протокол, составленный инспектором ГИБДД, убедитесь, что все поля заполнены и представлены только правдивые данные. В случае несогласия обязательно укажите это в соответствующей графе и объясните причину.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*