admin / 04.02.2019

Статья 154 ТК

Комментарий к статье 154 Трудового Кодекса РФ

§ 1. Содержание данной статьи изменено. Законодатель, сохранив прежнюю гарантию о повышенном размере оплаты труда в ночное время по сравнению с работой в нормальных условиях и не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, возложил на Правительство РФ обязанность по установлению минимальных размеров повышения платы за работу в ночное время с учетом мнения РТК по регулированию социально-трудовых отношений.

Норма об установлении конкретных размеров повышения платы за такую работу коллективными договорами дополнена также локальными нормативными актами. Как и прежде, эти размеры могут быть установлены и трудовым договором.

§ 2. Наиболее сложным является вопрос о том, какими актами следует руководствоваться при определении размеров доплат за работу в ночное время, чтобы не ухудшить положение работника по сравнению с законодательством о труде.

Какого-либо единого нормативного акта, регулирующего данный вопрос, в российском законодательстве нет.

До недавнего времени продолжал применяться союзный акт, предусматривавший размер доплат за работу в вечернюю смену и в ночное время (п. 9 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства»). Он предусматривал доплаты за работу в вечернюю смену в размере 20%, а за работу в ночную смену — 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене; указанная доплата за работу в ночное время должна была производиться, если не менее 50% ее продолжительности приходилось на ночное время.

Правило о том, что размер доплаты за работу в ночное время, как и в других случаях оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, не может быть ниже предусмотренного законодательством, нашло свое подтверждение и в порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Этот порядок предусмотрен в Разъяснении Минтруда РФ от 4 марта 1993 г. N 4 (Бюллетень Минтруда РФ. 1993. N 4): п. 3 этого Разъяснения устанавливает, что доплаты и надбавки, носящие компенсационный характер (за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и др.), применяются в ранее установленных порядке и размерах.

§ 3. Для некоторых категорий работников, оплата труда которых производится за счет бюджетного финансирования, предусмотрены иные размеры доплат за работу в ночное время. Так, во исполнение Указа Президента РФ от 13 мая 1992 г. «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения» Постановлением Минтруда РФ от 8 июня 1992 г. N 17 (Бюллетень Минтруда РФ. 1992. N 7, 8) работникам здравоохранения и социальной защиты населения установлены доплаты за работу в ночное время: работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе водителям санитарного транспорта, состоящим в штате автотранспортных предприятий и других организаций, привлекаемым для работы в ночное время, — в размере 50% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время; медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций отделений скорой и неотложной медицинской помощи — в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 8 октября 1993 г. N 1002 (САПП РФ. 1993. N 41. Ст. 3930) установлены доплаты в процентах к окладу врача-специалиста по разрядам ЕТС за выполнение лечебно-диагностической работы, заведование отделениями, дополнительные дежурства, в том числе в ночное время; работникам государственных медицинских высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного медицинского образования, научных организаций клинического профиля: ректорам, директорам, проректорам по учебной, научной и лечебной работе, заместителям директоров по научной и лечебной работе — 20%; заведующим клиническими кафедрами, профессорам, доцентам, аспирантам, заведующим клиническими и лабораторно-диагностическими подразделениями — 50%; ассистентам клинических кафедр, научным работникам клинических и лабораторно-диагностических подразделений — 75%.

Иное решение о размере доплаты за работу в ночное время содержится в Постановлении Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 563 «О дополнительной оплате труда за работу в ночное время и введении форменной одежды для работников постов иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы России» (СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2288). Постановление предусматривает введение для указанных работников с 1 июня 1995 г. дополнительной оплаты труда за работу в ночное время в размере 35% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

Другой комментарий к статье 154 ТК РФ

1. О понятии ночного времени и порядке привлечения к работе в ночное время см. ст. 96 ТК и комментарий к ней.

2. Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, который устанавливается либо работодателем с учетом мнения представительного органа работников в локальном нормативном акте, либо в договорном порядке — в коллективном договоре или трудовом договоре. О порядке учета мнения представительного органа работников см. ст. 372 ТК и комментарий к ней.

3. Установленные в организации размеры повышенной оплаты за работу в ночное время не могут быть ниже тех, которые определены в трудовом законодательстве или иных нормативных правовых актах о труде. В настоящее время минимальные размеры повышения оплаты труда в ночное время утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 и составляют 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Нормативные правовые акты бывшего Союза ССР в соответствии с ч. 1 ст. 423 ТК применяются в той части, в которой они не противоречат ТК. Учитывая, что ч.

2 комментируемой статьи закрепила порядок установления минимальных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время, а Правительство РФ во исполнение этой нормы установило собственно минимальные размеры повышения, ранее принятые нормативные правовые акты применяться не должны. Тем не менее они могут учитываться при определении конкретных размеров оплаты за работу в ночное время, устанавливаемых коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя (письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 октября 2009 г. N 3201-6-1).

4. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок работы и оплаты труда в ночное время работников FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета «Россия-2018», его дочерних организаций, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. При этом в отношении указанных работников не применяются требования комментируемой статьи.

СТ 154 ТК РФ.

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с
работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством
и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются
Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются
коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения
представительного органа работников, трудовым договором.

Комментарий к Статье 154 ТК РФ

Выполнением работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, является и работа в ночное время. Ночным считается время работы с 22.00 до 6.00 часов. Повышенные размеры оплаты ночной работы устанавливаются коллективным договором, но эти размеры не должны быть ниже размеров, предусмотренных законодательством. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время должны быть установлены Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время такой нормативный акт еще не принят. Отдельными нормативно-правовыми актами (в том числе актами бывшего СССР) такие доплаты устанавливаются для определенных категорий работников. Так, например, Постановлением Минтруда России «О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения» от 8 июня 1992 г. N 17 были установлены размеры доплат и надбавок, в том числе за работу в ночное время, работникам здравоохранения. Согласно этому акту работникам учреждений здравоохранения доплаты за работу в ночное время устанавливаются в размере 50 процентов часовой тарифной ставки, а занятым оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи — 100%.

Постановление Правительства РФ «О дополнительной оплате труда за работу в ночное время и введении форменной одежды для работников постов иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы России» от 7 июня 1995 г. N 563 предусматривает введение для указанных работников с 1 июня 1995 г. дополнительной оплаты труда за работу в ночное время в размере 35% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время. При этом перечень должностей, по которым вводится такая доплата, утверждается Федеральной миграционной службой по согласованию с Минтрудом России.

На практике нередко возникает вопрос об оплате труда работника в случае наличия нескольких условий, отклоняющихся от нормальных. Например, сверхурочная работа в выходной день. В пункте 4 разъяснения от 8 августа 1966 г. N 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни» разъяснялось, что в данном случае при подсчете сверхурочной работы сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, учитываться не должна, поскольку она уже оплачена в двойном размере. Не нашел эту нормы противоречащей Трудовому кодексу РФ и Верховный Суд РФ (решение от 30 ноября 2005 г. N ГКПИ05-1341).

Другой комментарий к Ст. 154 Трудового кодекса Российской Федерации

1. О понятии ночного времени и порядке привлечения к работе в ночное время см. ст. 96 ТК РФ и комментарий к ней.

2. Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, который устанавливается в соответствии с ч. 3 ст. 154 ТК, либо работодателем с учетом мнения представительного органа работников в локальном нормативном акте, либо в договорном порядке — в коллективном договоре или трудовом договоре. О порядке учета мнения представительного органа работников см. ст. 372 ТК РФ и комментарий к ней.

3. Установленные в организации размеры повышенной оплаты за работу в ночное время не могут быть ниже тех, которые установлены в трудовом законодательстве или иных нормативных правовых актах о труде. Такие нормативные правовые акты принимались в разное время как в СССР, так и в Российской Федерации. Предусмотренное в них повышение оплаты достигается путем установления доплат за каждый час работы в ночное время. В настоящее время законодательно установлены размеры повышенной оплаты работы в ночное время исходя из часовой тарифной ставки (оклада) для следующих категорий работников:

— для рабочих, мастеров, руководителей участков и других подразделений, специалистов и служащих в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса — 40% при условии, что не менее половины продолжительности смены приходится на ночное время (Постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС N 194 от 12 февраля 1987 г. (СП СССР. 1987. N 14. Ст. 55));

— для работников военизированной, профессиональной пожарной и сторожевой охраны — 35% (Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 августа 1990 г. N 313/14-9);

— для работников организаций и подразделений жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения — 35% (Постановление Госкомтруда СССР от 19 июня 1990 г. (Бюлл. Госкомтруда СССР.

1990. N 10));

— для работников предприятий автомобильного транспорта — 35% (распоряжение Совета министров СССР от 6 сентября 1991 г. N 985-р);

— для рабочих, медицинских, фармацевтических работников, специалистов и служащих учреждений здравоохранения, в том числе водителей санитарного автотранспорта, состоящих в штате автотранспортных организаций, — 50% часовой тарифной ставки с учетом повышения за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда (Постановление Министерства труда от 8 июня 1992 г. N 17) (в ред. от 19 февраля 2004 г.); Приказ Минздрава России от 15 октября 1999 г. (в ред. от 12 апреля 2007 г.);

— для медицинского персонала, занятого оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездного персонала и работников связи станций (отделений) скорой помощи — 100% при условии включения соответствующих подразделений в перечень, утвержденный руководителем учреждения здравоохранения по согласованию с выборным профсоюзным органом (Постановление Министерства труда от 8 июня 1992 г.; Приказ Минздрава России от 15 октября 1999 г.);

— для работников постов иммиграционного контроля — 35% (Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 563 (в ред. от 27 ноября 2000 г.));

— для работников, занятых в основной деятельности железных дорог, — 40% (Приказ МПС России от 15 декабря 1997 г. N 24Ц (в ред. от 21 сентября 2003 г.) (БНА. 1998. N 8; 2001. N 6));

— для работников военизированных горноспасательных частей угольной промышленности, участвующих в ликвидации аварии и оказании помощи людям, — 40% (Приказ Минтопэнерго России от 18 мая 2000 г. N 145 (БНА. 2000. N 50));

— для работников образовательных учреждений, педагогических работников учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты — 35% (Приказ Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. N 94; письмо Минобразования России и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г. (Официальные документы в образовании. 2001. N 5)).

Полный текст ст. 154 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 154 ТК РФ.

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права .

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений .
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором .

Комментарий к статье 154 ТК РФ

1. Общие положения о работе в ночное время, то есть в период с 22 часов до 6 часов, предусмотрены ст. 96 ТК РФ (см. комментарий к ней).

Комментируемой статьей регулируются вопросы оплаты труда в ночное время, в том числе ч.1 предусматривает, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Доплата исчисляется исходя из часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы). Следовательно, при установлении доплаты за работу в ночное время другие доплаты и (или) надбавки не учитываются.

2. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В порядке реализации указанной нормы принято постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 года N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», в соответствии с которым минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

В настоящее время конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, ЛНА, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Роструд в письме от 28 октября 2009 года N 3201-6-1 «По вопросу оплаты труда в ночное время» обращает внимание, что в настоящее время установлены только минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время.

Применение повышенных размеров оплаты труда за работу в ночное время, установленных в свое время актами Совмина СССР и Совмина РСФСР, по мнению Роструда, в настоящее время может учитываться при определении конкретных размеров оплаты за работу в ночное время, устанавливаемых коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя. При этом указано, что пп.»а» п.9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 года N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства», устанавливающий повышенный размер оплаты труда за работу в ночную смену, был предметом рассмотрения ВС РФ. В Определении ВС РФ от 12 ноября 2008 года N ГКПИ08-2113 содержится вывод о том, что в настоящее время положения подпункта «а» п.9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 года N 194 не действуют.

Следует также обратить внимание, что положения комментируемой статьи не распространяются в отношении работников F1FA, дочерних организаций F1FA, контрагентов F1FA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета «Россия-2018», его дочерних организаций, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу F1FA 2018 года и Кубка конфедераций F1FA 2017 года. Порядок работы и оплаты труда в ночное время указанных работников может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Консультации и комментарии юристов по ст 154 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 154 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*