admin / 28.06.2018

Статья 104 УК

1. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 99 настоящего Кодекса, принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказаний — в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь в амбулаторных условиях.

2. При изменении психического состояния осужденного, требующем лечения в стационарных условиях, помещение осужденного в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или иную медицинскую организацию производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством в сфере охраны здоровья.

3. Время пребывания в указанных в частях первой и второй настоящей статьи медицинских организациях засчитывается в срок отбывания наказания. При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного в указанных в частях первой и второй настоящей статьи медицинских организациях выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья.

4. Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Комментарий к статье 104 УК РФ

1. К принудительной мере медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, относится амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (ч. 2 ст. 99 УК). Данная мера применяется к лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости (п. «в» ч. 1 ст. 97 УК).

2. В отношении осужденных к аресту и лишению свободы, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, принудительные меры медицинского характера применяются учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний. Если лицу назначено наказание, не связанное с лишением свободы, то исполнение этой меры возлагается на учреждения здравоохранения, оказывающие амбулаторную психиатрическую помощь.

3. Если психическое состояние больного требует помещения лица в психиатрический стационар, то это может быть осуществлено исключительно в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении. Время пребывания лица в лечебном учреждении засчитывается в срок отбывания наказания.

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Другой комментарий к статье 104 Уголовного Кодекса РФ

1. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания, могут назначаться судом только лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств (см. комментарий к ст. ст. 22, 99 УК).

2. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания, могут быть назначены судом исключительно в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (п. «а» ч. 1 ст. 99 УК). Другие виды принудительных мер медицинского характера (п. п. «б» — «г» ч. 1 ст. 99 УК) в данном случае назначены быть не могут.

3. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания в виде лишения свободы, исполняются по месту отбывания лишения свободы медицинскими службами исправительно-трудового учреждения.

Принудительное лечение при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы (ст. 44 УК), осуществляется по месту жительства осужденного медицинскими учреждениями системы здравоохранения, оказывающими психиатрическую помощь.

5. При изменении психического состояния осужденного к худшему он может быть помещен в психиатрический или наркологический стационар с соблюдением установленных на этот счет правовых и медицинских предписаний. При наказании в виде лишения свободы такое лицо помещается в стационарное учреждение уголовно-исполнительной системы Минюста России. Время пребывания в таком стационаре засчитывается в срок отбывания наказания. Если же наказание не связано с лишением свободы, то лицо помещается в стационар, подотчетный органам здравоохранения.

6. Продолжительность принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, не может превышать срока назначенного судом наказания. Вместе с тем срок принудительного лечения в данном случае может быть и меньшим, если суд примет такое решение по представлению органа, исполняющего наказание, и комиссионного медицинского заключения. В тех ситуациях, когда излечения не наступало после истечения срока наказания в виде лишения свободы, начатое лечение может, но уже в добровольном порядке, быть продолжено по месту жительства отбывшего наказание на общих основаниях.

1. На работодателя возлагается обязанность вести точный учет фактически отработанного времени. Применяются следующие виды учета рабочего времени:

  • поденный учет. В этом случае учетный период равен рабочему дню и его продолжительность, установленная в соответствующем порядке, полностью отрабатывается в тот же рабочий день;
  • недельный учет. Учетный период равен неделе, в течение которой должна соблюдаться установленная трудовым законодательством продолжительность рабочей недели (ст. 91 и ст. 92 ТК);
  • суммированный учет. Устанавливается учетный период рабочего времени, который превышает неделю; в нем суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать нормального числа рабочих часов за этот период. Величина нормального числа рабочих часов зависит от установленной законодателем продолжительности недели: 40 часов — нормальная продолжительность рабочего времени, 36, 30 часов — сокращенная продолжительность рабочего времени. Если работник трудится неполное рабочее время, то в основе учетного периода лежит определенная сторонами трудового договора продолжительность рабочей недели.

Использование суммированного рабочего времени основано на том, что установленная законодательством продолжительность рабочей недели обеспечивается графиком в среднем за учетный период. Установленная графиком ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени может в определенной степени отклоняться от установленной нормы рабочих часов. При этом появляющаяся недоработка (переработка) должна быть скорректирована в установленный учетный период. Количество рабочих часов по графику должно равняться количеству рабочих часов согласно установленной норме за этот период.

При подсчете нормы рабочих часов, которые необходимо отработать в учетном периоде, из этого периода исключается время, в течение которого работник освобождался от исполнения трудовых обязанностей (период выполнения государственных, общественных обязанностей, временной нетрудоспособности и др.).

2. Статья закрепляет основание суммированного учета рабочего времени — невозможность соблюдения для данной категории работников ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени может применяться как в организации, так и при выполнении отдельных видов работ. Наиболее часто суммированный учет рабочего времени применяется в непрерывно действующих организациях.

Названы некоторые виды учетных периодов: месяц, квартал. Установлен максимальный учетный период — год.

Для некоторых категорий работников с учетом особенностей режима рабочего времени устанавливаются специальные учетные периоды.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утв. Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7 (БНА РФ. 2004. N 24), определено, что рабочее время работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, — работников поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных секций и АРВЭ, хоппер-дозаторных и думпкарных маршрутов, вагонов-транспортеров сочлененного типа, служебных, багажных и сборно-раздаточных вагонов, при общей продолжительности поездки в оба конца трое суток и более, может исчисляться турой (учетный период с момента явки работника на работу для поездки до момента явки работника на работу для следующей поездки, после его отдыха в пункте постоянной работы).

3. Работа, производимая за пределами нормы рабочих часов по установленному графику сменности, признается сверхурочной работой (ст. 99 ТК).

Трудовым законодательством не ограничена максимальная продолжительность рабочей смены при суммированном учете рабочего времени. На практике она составляет 10 — 12 часов.

4. Установление суммированного учета рабочего времени для некоторых категорий работников предусматривается законодательством.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133, предусмотрено установление суммированного учета рабочего времени для работников плавсостава, при этом учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации).

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Минобороны России от 16 мая 2003 г. N 170, устанавливается суммированный учет рабочего времени для членов экипажей судов.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы, утв. Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 8 августа 2003 г. N 271, определено, что в период эксплуатации рыбопромысловых судов и работы членов промысловых бригад (артелей) вводится суммированный учет рабочего времени.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утв. Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7, закреплено, что для работников организаций железнодорожного транспорта, где длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы (смены) работников, работа которых протекает посменно (но не круглосуточно), а также работников с разделенным на части рабочим днем устанавливается суммированный учет рабочего времени.

В Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15, установлено, что в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

В Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утв. Приказом Минтранса России от 8 июня 2005 г. N 63 (БНА РФ. 2005. N 30), указано, что для работников личного состава восстановительных поездов (аварийно-восстановительное формирование) должен устанавливаться суммированный учет рабочего времени; при суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников, за исключением машинистов и помощников машинистов электропоездов, работающих на линии, не может превышать 12 часов; при суммированном учете рабочего времени сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 24 часов в месяц и 120 часов в год.

5. Локальным нормативным актом — правилами внутреннего трудового распорядка — устанавливается порядок введения суммированного рабочего времени. Поскольку правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, следует признать, что введение суммированного рабочего времени должно осуществляться в таком же порядке.

Порядок введения суммированного рабочего времени предусматривает регулирование вопросов продолжительности учетного периода, максимальной продолжительности рабочих смен и др.

6. О суммированном учете рабочего времени при работе вахтовым методом см. ст. 300 ТК.

Новая редакция Ст. 104 УК РФ

1. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 99 настоящего Кодекса, принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказаний — в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь в амбулаторных условиях.

2. При изменении психического состояния осужденного, требующем лечения в стационарных условиях, помещение осужденного в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или иную медицинскую организацию производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством в сфере охраны здоровья.

3. Время пребывания в указанных в частях первой и второй настоящей статьи медицинских организациях засчитывается в срок отбывания наказания. При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного в указанных в частях первой и второй настоящей статьи медицинских организациях выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья.

4. Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Комментарий к Статье 104 УК РФ

1. Положениями коммент. статьи предусмотрено применение только одной ПММХ, связанной с исполнением наказания, — амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (см. коммент. к ч. 2 ст. 99).

2. Категории лиц, к которым может быть применена эта мера, включают: а) совершивших преступления в состоянии вменяемости; б) страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

2.1. О понятии лица, совершившего преступление в состоянии ограниченной вменяемости, см. коммент. к ст. 22.

3. ПММХ в отношении названных лиц может быть назначена только в случае их осуждения, т.е. вынесения обвинительного приговора, соединенного с наказанием. При освобождении их от наказания эта ПММХ применена быть не может.

4. Реализация данной меры на практике, как уже отмечалось, связана с определенными трудностями, поскольку лечение названной категории лиц в местах лишения свободы требует наличия в штате подобного учреждения врача-психиатра и (или) психиатра-нарколога, что не всегда возможно в современных условиях. При реализации этой же меры, соединенной с наказанием, не связанным с лишением свободы, субъектами исполнения ПММХ оказываются психоневрологические диспансеры (отделения, кабинеты) по месту жительства данного лица, входящие в структуру местных органов здравоохранения.

5. Указанные лица (при оказании им психиатрической помощи) обладают всей совокупностью прав и обязанностей тех лиц, которым подобная помощь оказывается в добровольном порядке. В отношении данной группы лиц работники названных медицинских учреждений должны получить письменное и добровольное согласие на оказание им психиатрической помощи (ст. 4, 11 Закона о психиатрической помощи). Вместе с тем в соответствии с ч. 4 ст. 11 указанного Закона при применении ПММХ, назначенных по основаниям УК, лечение может проводиться и без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя.

5.1. Недобровольное применение названной ПММХ возможно лишь в пределах того срока, на который назначено основное наказание. По истечении срока последнего применение любой из предусмотренных законом мер психиатрической помощи должно осуществляться в порядке и на основании законодательства РФ о здравоохранении, а не в (принудительном) порядке гл.

15 УК РФ и гл. 51 УПК.

6. Подобные трудности возникают и при реализации ч. 2 и 3 коммент. статьи, где речь идет о возможности стационарного лечения названных лиц в случае изменения их психического состояния. Из текста коммент. статьи следует, что и в этом случае помещение в психиатрический стационар уже не может быть реализовано принудительно, а осуществляется исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством РФ о здравоохранении (т.е. с добровольного письменного согласия названных лиц либо в недобровольном порядке (см. ст. 4, 12, 29, 31 — 33 Закона о психиатрической помощи)).

6.1. В названных ситуациях осужденные к лишению свободы в обычном порядке помещаются в стационарные психиатрические учреждения мест лишения свободы либо в психиатрические учреждения, находящиеся вне исправительного учреждения, но в системе ФСИН России. Срок отбывания наказания у них при этом не прерывается, а время нахождения на лечении полностью засчитывается в срок отбывания наказания (см. коммент. к ст. 103).

6.2. Госпитализация лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, также осуществляется в психиатрические учреждения органов здравоохранения на основании норм и положений Закона о психиатрической помощи, а не соответствующих норм и глав УК РФ и УПК. Пребывание в подобных учреждениях им также засчитывается в срок отбывания наказания.

В данном случае позиция законодателя представляется не до конца убедительной, поскольку ПММХ должна применяться к осужденным не в добровольном, а в принудительном порядке, выступая в качестве своеобразной меры государственного принуждения, которой виновный обязан подчиниться. И только по истечении срока назначенного судом наказания его лечение в случае необходимости должно продолжаться в соответствии с нормами законодательства о здравоохранении. При этом вопрос о продолжении лечения должен быть решен администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного из исправительного учреждения.

7. Прекращение названной ПММХ производится судом по представлению органа, ведающего исполнением наказания, основанном на заключении комиссии врачей-психиатров. Что же касается изменения или продления указанной меры, то их регламентация УК РФ не предусмотрена, а следовательно, это может иметь место в соответствии с нормами и положениями законодательства РФ о здравоохранении.

Комментарии к статье 104 УК РФ

Как было указано выше, лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера. Этой мерой в соответствии с ч. 2 ст. 99 УК РФ может быть только принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях.

При этом уголовный закон не ограничивает виды наказаний, исполнение которых может сопровождать принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях. Поэтому этот вид принудительной меры медицинского характера может быть назначен наряду с такими видами наказания, как лишение свободы, арест.

Обычно указанием на три вида наказания (ранее в ст. 18 УИК РФ говорилось о возможности применения принудительных мер медицинского характера к осужденным к ограничению свободы, аресту и лишению свободы) ограничивается в литературе, комментариях, законе перечисление конкретных видов наказаний, наряду с которыми может быть назначено рассматриваемое принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра. Такой подход, видимо, объясняется тем, что в ч. 1 ст.

18 УИК РФ говорится о том, что именно к осужденным к аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера. Другие категории осужденных, то есть осужденные к иным, кроме перечисленных в ч. 1 ст. 18 УИК РФ видам наказаний, при этом не указываются. В этой связи и возникает вопрос о возможности применения принудительных мер медицинского характера, например, к осужденным к исправительным работам, обязательным работам, ограничению свободы.

Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 18 УИК РФ принудительные меры медицинского характера в отношении осужденных к лишению свободы применяют исправительные колонии и другие учреждения, исполняющие лишение свободы (в соответствии с ч. 2 ст. 101 УК РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы), медицинские части и другие учреждения) .

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста России от 17 октября 2005 г. N 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 46.

В отношении осужденных к аресту принудительные меры применяют арестные дома. Применение принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных к иным видам наказания уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует. В части же 1 ст. 104 УК РФ сказано, что, за исключением осужденных к лишению свободы, принудительные меры в отношении осужденных к иным видам наказаний исполняются в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь в амбулаторных условиях.

Таким образом, уже на уровне УК и УИК РФ видятся определенные расхождения по вопросу об исполнении принудительных мер в отношении осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Уголовный закон предусматривает возможность применения принудительных мер медицинского характера к осужденным к наказаниям, не связанным с лишением свободы, а уголовно-исполнительный закон порядка исполнения принудительных мер для таких случаев не устанавливает.

Лишь в ч. 13 ст. 16 УИК РФ указано, что условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, которые также осуществляют контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с ч. 2.1 ст. 102 УК РФ, а за условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

Анализ действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства показывает, что исполнение принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных к иным видам наказаний, за исключением лишения свободы, ограничения свободы и ареста, возложено на органы здравоохранения, а именно на медицинские организации государственной системы здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь в амбулаторных условиях.

В соответствии со ст. 26 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения.

Однако консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром при самостоятельном обращении лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе или с его согласия, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет — по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя.

Поэтому применительно к принудительному лечению речь может идти только о диспансерном наблюдении, которое может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 27 названного Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи .

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

Применительно к принудительному наблюдению и лечению у врача-психиатра в амбулаторных условиях, исполняемому медицинскими организациями, возникает вопрос о достаточности возможностей и полномочий применения именно принудительного наблюдения. Думается, этот вопрос требует дополнительной проработки на законодательном уровне.

В период отбывания наказания и прохождения принудительного лечения психическое состояние осужденного может измениться в худшую сторону. В таких ситуациях при наличии медицинских показаний осужденный может быть помещен в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного в указанных учреждениях выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Действующее уголовное законодательство предусматривает применение принудительных мер медицинского характера только к лицам, страдающим психическими расстройствами. Но, исключив из ст. ст. 97 и 99 УК РФ указание о применении наряду с осуждением принудительной меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, по решению суда, законодатель Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» дополнил ч. 3 ст. 18 УИК РФ положением, в соответствии с которым в отношении таких лиц должно применяться обязательное лечение по решению медицинской комиссии.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*