admin / 30.03.2019

Сроки прохождения медосмотра водителей

С каждым годом в стране с геометрической прогрессией увеличивается количество автомобилей. Поэтому и неудивительно, что все большее число людей проходит медицинский осмотр для получения справки о состоянии здоровья, а значит, и разрешения на управление автотранспортным средством.
С 31 марта 2014 года в Российской Федерации вступили в силу изменения к Федеральному Закону «О безопасности дорожного движения», которые касаются сроков прохождения различных медицинских осмотров водителей. Рассмотрим подробнее, что же нового появилось в этом Законе.
Сначала разберемся с самим понятием, кто же считается водителем транспортного средства. В изменениях к закону сказано, что водителем транспортного средства является лицо, управляющее этим средством, или обучающее управлению. Существует три группы водителей, это:
1. Работающие в должности водителя;
2. Использующие автомобиль, как индивидуальные предприниматели;
3. Управляющие личным автомобилем.
Имеется большой перечень видов обязательных медицинских освидетельствований, но, конечно, не все водители обязаны их проходить. Для того чтобы разобраться, остановимся на этом вопросе поподробнее.
Итак, на основании п. 1 статьи 23 главы IV Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» все три группы водителей проходят следующие медицинские осмотры:
1. Обязательное освидетельствование кандидатов в водители;
2. Обязательное освидетельствование при замене водительского удостоверения;
3. Обязательное освидетельствование при возврате прав после лишения.
Больше всего повезло водителям с личным автотранспортом, им сделано существенное послабление.

Если раньше они проходили медицинское освидетельствование каждые три года, то теперь, согласно новым поправкам, этот срок увеличился до пяти лет. Гораздо сложнее стало профессиональным водителям. Кроме прохождения всех вышеуказанных осмотров, они обязаны проходить и несколько других.
Перечислим их:
1. Обязательный предварительный медицинский осмотр (при приеме на работу водителем);
2. Внеочередное обязательное освидетельствование (проводится только в том случае, если у водителя выявлены какие-то отклонения в здоровье);
3. Обязательный периодический медицинский осмотр (каждые два года);
4. Обязательный предрейсовый медицинский осмотр (кроме водителей оперативных служб, работающих в круглосуточном режиме);
5. Обязательный послерейсовый медицинский осмотр.
Данные изменения, в значительной степени, ужесточают контроль над водителями, которые занимаются перевозкой пассажиров. Они обязаны будут два раза в день проходить медосмотр (предрейсовый и послерейсовый). Это связано с тем, что многие перевозчики (особенно на маршрутном такси) относятся к медицинскому освидетельствованию формально, а нетрезвые водители за рулем маршруток давно уже не редкость. Разработчики изменений к Федеральному Закону надеются, что ежедневные проверки будут дисциплинировать нерадивых водителей.
Так же, в Законе подробно прописано, за чей счет должны быть осуществлены медицинские освидетельствования.
За личный счет осуществляется только обязательное медицинское освидетельствование, все остальные медосмотры обязаны оплачивать работодатели.
В п. 7 статьи 23 главы IV Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» написано, что все медицинские освидетельствования можно пройти в любой государственной или частной поликлинике. Ограничения касаются только врачей — психиатров и врачей – психиатров — наркологов. Заключения данных врачей действительны только при прохождении обследования в государственном учреждении здравоохранения. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры должны проводиться непосредственно в организации, приглашенными медицинскими работникоми.
Законодатели надеются, что применение данных мер приведет к значительному сокращению количества аварийных ситуаций на дорогах страны. Ежедневно большое количество происшествий с участием автотранспорта происходит, именно, по вине водителей. Это может быть, как и резкое ухудшение здоровья водителя, так и нахождение его в алкогольном опьянении, или, что еще хуже, в наркотическом состоянии. Вот основной целью введения изменений в Федеральный Закон, как раз, и является определение наличия (или отсутствие) у водителей различных медицинских противопоказаний, запрещающих им управлять транспортными средствами.
Изменения в нормативные документы уже вступили в силу. Хочется напомнить, что штрафы за нарушение порядка проведения медицинского осмотра, никто не отменял. Для физических лиц они составляют от 2000 до 3000, а для юридических – от 30000 до 50000 рублей.

Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей

Обновлено: 06.04.2018 08:15

Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда.

А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

В целом, организация предрейсовых медосмотров — задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия — поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации, тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.

Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров
С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Тут же ставится подпись медицинского работника.
Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:

  1. Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
  2. Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
  3. Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.

В этой статье мы затронем животрепещущий вопрос о сроке действия медицинской справки для водителей. Актуальный он, прежде всего потому, что медицинская справка оказывается одним из важнейшим документом при первичном получении прав, при просроченных правах или при их восстановлении в случае утери. Так сколько же действительна эта самая справка после ее получения!?
На этот вопрос мы постараемся найти ответ в законодательных документах, анализируя имеющуюся информацию и пытаясь познать из нее истину.

Приказ № 302 как определяющий для срока действия медицинской справки для водительского удостоверения (для управления ТС) (водители — профессионалы)

Итак, определяющим как многие считают является «Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 12 апреля 2011 г. N 302н подписанный в городе — герое Москва». Давайте теперь попробуем найти нужную нам информацию о том, к кому применяется данный приказ и какие сроки действия обозначены при его процессуальном исполнении. В приказе написано, что он об…

… «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Еще раз перечитаем длинное наименование, о чем закон, и выделим слова

вредных производственных факторов и работ … и … работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Везде, как вы заметили фигурирует понятие для тех граждан, которые фактически работают, видимо с отметкой об этом в трудовой книжке. В подтверждение нашим предположениям выступает и пункт 1 абзаца «Общие положения», который говорит о следующющем

…Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников…

И опять, все сводится к тому, что данный приказ больше подходит для тех, кто или поступает на работу либо проходит регламентированные медицинские осмотры на производстве. Все это мы вам причисляли лишь к тому, чтобы снизойти до вашего расположения в тех вопросах, которые мы для себя поняли как однозначные, а именно, что приказ применим ТОЛЬКО к работникам.
Фактически, применять данный приказ нельзя к медицинским справкам, которые выданы для автолюбителей.

Далее мы приведем приложение 2 к приказу упомянутому выше, не полностью, а только часть, которая должна относится непосредственно к водителям — профессионалам и их прямым обязанностям. Так, в приложении в первой графе приведены категории прав на сегодняшний момент, во второй срок прохождения медицинского осмотра, в третьей противопоказания, при которых вам откажут в оформлении медицинской справки для водительского удостоверения по данной категории.

Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно. То есть если вам до 21 года, то ваша медицинская справка для управления транспортным средством действительна всего-то один год.
Каких-либо дополнительных возрастных критериев в данном приказе нет, а имеются лишь противопоказания к определенным категориям в ваших водительских правах.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*