admin / 04.11.2018

Садовый дом

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

2) садовый дом — здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании;

3) хозяйственные постройки — сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд;

4) огородный земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;

5) имущество общего пользования — расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также — товарищество);

6) земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;

7) взносы — денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — члены товарищества), на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества;

8) территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территория садоводства или огородничества) — территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

Противоречивость современного Российского законодательства с очевидной наглядностью отразилась в правовом статусе «жилых строений».

Термин «жилые строения» введен в оборот Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66–ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Статьей первой этого закона гражданам разрешено возводить жилые строения на садовых и дачных земельных участках без права регистрации проживания в них, а также, возводить вспомогательные хозяйственные строения и сооружения, обеспечивающие режим эксплуатации таких жилых строений. Обращает на себя внимание тот факт, что приведенный термин — «жилые строения», не упомянут в Жилищном кодексе РФ и поэтому указанные объекты являются самостоятельным видом объектов, не отнесенных законодателем числу объектов жилищных прав.

Жилищный кодекс РФ оперирует родовым понятием «жилое помещение», в состав которого входят следующие виды объектов: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч.1 ст.16 ЖК РФ).

Перечисленные виды жилых помещений являются объектами жилищных прав и предназначены для постоянного проживания граждан. Приведенный перечень жилых помещений является закрытым. Следует отметить, что жилые дома, возводимые на дачных земельных участках (с правом регистрации проживания), полностью соответствуют признакам объекта жилищных прав.

В отличие от «жилых помещений» жилые строения имеют самостоятельную правовую природу и основанный на специальном законе правовой режим (Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ).

Итак, какова же правовая природа объектов, обозначенных законодателем как «жилые строения». Следует сразу подчеркнуть, что правовой режим (целевое назначение) любого объекта капитального строительства изначально предопределено назначением земельного участка, на котором он расположен. Любое иное соотношение правовых режимов является исключением. Земельное и градостроительное законодательство исходит из приоритетности целевого назначения земельных участков, при определении вида использования объектов капитального строительства, возводимых на этих участках (ст.1 п.5; ст. 85 п.3 Земельного кодекса РФ, ст.1 п.9; ст. 36 п.1; ст. 51 п.1 Градостроительного кодекса РФ). Иными словами, назначение постройки зависит от назначения земли. Прежде чем возводить, что либо, на земельном участке, – застройщик должен убедиться, соответствует ли задуманное правовому статусу участка и, если нет, то, возможно ли изменить этот земельно-правовой статус.

Правовой режим садоводческих и дачных земельных участков предусматривает их использование для выращивания плодовых и огороднических культур, в сочетании с отдыхом. В силу этого, эксплуатация возводимых на этих участках жилых строений ограничена целями обеспечения процесса выращивания садово-огороднических культур и проведением отдыха. Само употребление в словосочетании «жилое строение» термина «строение» характеризует временный, сезонный, неосновательный характер постройки, подчеркивает непостоянство пользования этих строений людьми. Если для владельцев дачных земельных участков Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ предусмотрел правовую альтернативу – возводить «жилое строение» или «жилой дом с правом регистрации проживания», то для садовых земельных участков закон такой альтернативы не предоставил.

Вместе с тем, существующая реальность такова, что вне зависимости от правового режима садового земельного участка, зачастую на землях садоводческих товариществ возводятся комфортабельные жилые дома, которые вряд ли можно назвать «строениями». По техническим нормативам и строительным характеристикам (фактически) эти объекты являются жилыми домами, по правовому режиму (виртуально) – жилыми строениями. В данном случае предназначение коренным образом отличается от реального использования. Граждане, озабоченные жилищной проблемой давно нашли практическое её разрешение в возведении жилищ на садовых землях. Отсутствие необходимости готовить и согласовывать проектную документацию для застройки садовых и дачных земельных участков, позволяет их владельцам создавать пригодные для постоянного проживания жилые объекты. Единственными правовыми документами, ограничивающим владельцев в их строительном порыве остаются правила землепользования и застройки – на территориях, входящих в черту населенных пунктов и проекты планировки территории некоммерческого товарищества – на землях сельскохозяйственного назначения. В таких условиях застройщики земель садоводческих товариществ ограничены только в параметрах – высотой не более трех наземных этажей, площадью – не более 1500 кв.м., отступ от границ участка – на величину, предусмотренную правилами застройки или проектом планировки. Кто, в таком случае, откажет себе в удовольствии построить жилой дом на садовом участке. Только тот, кто ограничен в средствах либо в фантазии.

В последние десятилетия территории садоводческих товариществ превратились в жилые поселки малоэтажной застройки. Вполне очевидно желание граждан устранить правовые различия в условиях отсутствия различий фактических. Такие попытки предпринимались и ранее, в начале 1990-х годов, на законодательном уровне. Федеральным законом № 4218-1 от 24 декабря 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики» гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, было предоставлено право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, в порядке, установленном законодательством (часть 3 статьи 9 упомянутого Закона). Неизвестно какая часть граждан успела воспользоваться предоставленной возможностью, так как с введением в действие нового Жилищного Кодекса РФ, с 1 марта 2005 года Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу.

Правовая возможность отнесения пригодных для постоянного проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках к жилищному фонду была восстановлена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 №7-П. Судом было рассмотрено заявление семей военнослужащих из Краснодарского края, обжаловавших положения абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», запрещающего регистрацию по месту жительства в жилых строениях, возведенных на землях в составе садоводческого товарищества. По результатам рассмотрения суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения упомянутой статьи. Статья 1 Федерального от 15.04.1998 № 66-ФЗ признана неконституционной в части ограничения прав граждан быть зарегистрированными «по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов». Как видим, формулировка снятия ограничений сопровождается судом (оговорена) определенными условиями. Регистрация (прописка) в жилом строении возможна, при условии: 1) если это строение «пригодно для постоянного проживания» (читай круглогодичного), 2) если садовый земельный участок входит в черту населенного пункта. Таким образом, постановлением Конституционного суда не был изменен правовой статус «жилых строений» на садовых участках. Их назначение, связанное с садоводством, осталось прежним. Более того, правовые различия между объектами, расположенными на дачных участках и объектами в составе садоводческих товариществ оставлены в силе. Для части садовых жилых строений (не для всех), суд определил возможность, посредством комиссионной процедуры быть отнесенными к жилищному фонду. Иными словами, при определенных условиях, объекты, не предназначенные для постоянного проживания, но пригодные для этой цели, могут использоваться как жилые. Это касается только садовых жилых строений, расположенных на землях поселений. Следовательно, правовой режим садоводческих земельных участков при определенных условиях расширяется. В том случае, если садоводческое товарищество расположено на землях сельскохозяйственного назначения – факт пригодности строения для целей постоянного проживания не снимает ограничений в регистрации (прописки) по месту жительства.

Конституционный Суд РФ указал, что поскольку жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания.

Безусловно и очевидно, что процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания, по сложности, сопоставима с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В Краснодарском крае, в рамках реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П, главой администрации (губернатором) Краснодарского края принято постановление от 29 декабря 2009 года № 1185 подробно регламентирующее процедуру и порядок комиссионного признания жилых строений пригодными для постоянного проживания.

Предоставленная Конституционным Судом органам власти субъектов Федерации возможность правового регулирования вопроса отнесения к жилищному фонду объектов садовых жилых строений, расположенных в границах населенных пунктов, повлекла в свою очередь изменения в процедуру упрощенной регистрации прав на такие объекты. Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 №447 была утверждена новая форма декларации об объекте недвижимого имущества предназначенная для регистрации прав на объекты, не требующие получения разрешения на строительство. Новая форма декларации вступила в силу 26 января 2010 года. Главным отличием новой формы декларации стало исключение из перечня видов объектов недвижимости термина «жилое строение». Это оправдано. Термин «жилое строение» употребляемый в сочетании с обозначением «назначение – нежилое» для большинства неспециалистов звучит некорректно. Теперь, заполняющий декларацию вправе самостоятельно обозначить таким наименованием принадлежащий ему объект, в строке, заполняемой вручную. Разработчики попытались объединить под одним видовым понятием «дом» объекты, расположенные как на дачных, так и на садовых участках. Поскольку законодательного определения «садовый дом», «дачный дом» не существует, разработчики воспользовались определением «дом», содержащимся в приказе Росстата от 13.04.2009 № 61 «Об утверждении переписных документов Всероссийской переписи населения 2010 года». Согласно терминологии названного приказа: «Дом – здание, предназначенное для постоянного проживания, или временного пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов». Как видим, под такое определение подпадают и «дом» на дачном участке и «жилое строение» – на садовом участке. Главное отличие первого дома («дачного») от другого («садового»), в назначении – «жилое» или «нежилое». Логика разработки новой формы декларации – упростить классификацию видов объектов не всеми была правильно понята. У части граждан новая форма декларации породила ошибочные представления о том, что простым заполнением декларации (проставлением отметки в клеточке) можно узаконить возведенный на садовом участке жилой дом. Процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания находится в ведении органов власти субъектов Федерации. Органы Росреестра в процессе государственной регистрации прав по упрощенной процедуре на основе представляемых деклараций в обязательном порядке должны проверять соответствие заявленных объектов целевому назначению земельного участка.

…дома в деревне существенно отличается от правового статуса дачи (садового домика).

Во-первых, дача (садовый домик) как, впрочем, и дом в деревне, представляют собой капитальное строение. А любое капитальное строение обладает рядом вполне определенных признаков:
Во-вторых, деревенский дом находится на территории деревни – сельского населенного пункта, а садовый домик, дача – соответственно на территории садоводческого товарищества и дачного кооператива, которые населенными пунктами не являются, а имеют статус юридического лица (некоммерческой организации).
В-третьих, на дом в деревне вам выдадут технический паспорт, в котором будет написано «одноквартирный жилой дом», а не «садовый дом» или «дача».

Остановимся на последнем пункте минусов, что придется жить в деревне. Мне такой вопрос задавали в комментариях. Я бы подразделил деревни на вымирающие и живые, каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Мне, честно говоря, не особо нравятся оба.

До октябрьской революции 1917 года у села было одно, но важное отличие от деревни: в селе обязательно была церковь. Деревня же чаще всего состояла из нескольких десятков дворов и своего прихода не имела. Кстати, в словаре Даля деревня обозначена как поселение, не имеющее церкви. Этимология этого слова тоже весьма примечательна, ведёт она своё начало от «дирва», то есть пашня, нива.
После революции место церкви вытеснили сельсоветы. К тому же, в селе размещались крупные перерабатывающие предприятия, например, мельница и лесопилка. Фельдшерские пункты также были прерогативой сел. В советское время село стало постепенно терять свои функции. Многие перерабатывающие предприятия «переехали» в города, а на просторах СССР появился новый тип поселения — ПГТ или посёлок городского типа. Именно этот тип населённого пункта занял место между деревней и городом, не позволив селу развиваться дальше. Посёлок городского типа отличает то, что большая часть населения занимается не сельским хозяйством, а другими видами деятельности, например, всё той же перерабатывающей промышленностью.

Число жителей обычно не меньше трёх тысяч человек. Благодаря появлению этого нового вида поселения, село утратило своё значение. Именно тогда деревня и село стали взаимозаменяемыми понятиями.
Ещё одной интересной отличительной чертой являются окончания в названиях деревень и сёл. Традиционно названия деревень заканчивается на -о, у сел чаще встречается окончание -ое или согласные. Но в современном развитии географических названий, традиционные окончания не совсем верны.

Рубрика: НСТ «Ивушка»

Опубликовано: 2014-01-26. Просмотров: 22092

Государственная Дума России разрешила прописываться на дачах и садах

В конце года Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий россиянам регистрацию на даче. Разработанный Министерством регионального развития РФ, документ вносит изменения в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Таким образом, реализовано решение Конституционного Суда РФ, который признал не соответствующим Конституции ограничение на прописку, установленное федеральным законом (постановление от 14.04.2008 № 7-П). Возникло это решение, напомним, после обращения двух семей из Краснодарского края, которым запретили зарегистрироваться на своих дачах, несмотря на то что другого жилья у них не было. После серии мытарств по инстанциям, где им дружно отвечали отказом, краснодарцы и обратились в Конституционный Суд.

Регистрация в садовом доме сегодня необходима большому количеству россиян, которые живут в частных домах и не имеют другого места для прописки. Поэтому возможность зарегистрироваться в своем собственном доме снимает вопросы ограничения права на выбор места жительства, дает определенные социальные гарантии. От наличия прописки напрямую зависит получение пенсии. Без заветного штампика в паспорте трудно найти работу, прикрепиться к поликлинике, устроить ребенка в сад или в школу, да и просто получать почту.
Превращение жилого строения в дом. В чём суть изменений?
Дело, в первую очередь, в смене терминологии, касающейся понятия дома, пригодного для прописки. Сейчас дома на садовых и дачных участках не считаются жилыми помещениями, а относятся к жилым строениям. Что автоматически лишает их статуса пригодных для постоянного проживания. В законопроекте же к дачным домам, построенным по СНи-Пам, предлагается применять термин «индивидуальный жилой дом». Прописываться можно будет в доме на садовом или дачном участке не только в границах населенного пункта, но и на землях сельхозназначения. Гражданам будет предоставлено право переоформлять жилые строения, признанные пригодными для постоянного проживания, в качестве индивидуальных жилых домов. Здесь важно отметить, что, по замыслу авторов документа, регистрация в жилом доме не будет автоматически приводить сельские территории в статус населенного пунктов.
Возникает важный вопрос: а каковы основные признаки индивидуального жилого дома, по которым постройка обретает статус законного места для прописки?
Индивидуальный жилой дом должен стоять отдельно, иметь не больше трех этажей, быть пригодным для круглогодичного проживания и предназначаться для одной семьи. В соответствии с действующим законодательством под жилым домом понимается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Помещение обязательно должно соответствовать требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям законодательства. Так, требования пожарной безопасности определены приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», принятым в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 15 декабря 2000 г. Признание помещения жилым регламентировано, помимо этого, постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, утвердившим Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура признания строения на участке жилым домом на сегодня может быть осуществлена только в судебном порядке. Признать строение (садовый дом) жилым может только суд в результате проведения экспертизы на соответствие требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям. Не может быть признано жилым домом строение, в котором нет электричества и отопления, а также временные постройки, не имеющие фундамента. Обращаться в орган технической инвентаризации для замены технического паспорта, выданного на садовый/дачный дом без решения суда, не имеет смысла, так как у БТИ нет данных полномочий.

Но уже на основании положительного решения суда следует переоформить технический (кадастровый) паспорт на дом и идти в органы регистрации.
Всё решает СНиП
Первое, что вы услышите при переоформлении дома под прописку, — соблюдай все СНиПы или — строительные нормы и правила. СНиПы для строительства одноквартирного жилого дома были введены в 2002 году постановлением Госстроя России от 22.03.2001 № 35. Особенно строгий контроль существует для исполнения СНиПов, касающихся котельных, требований правил эксплуатации установок и размещения помещений.
Помимо этого велика вероятность того, что придется соблюдать и ряд других требований. В доме должна быть возможность постоянного проживания. Ограждающие конструкции должны быть выполнены в соответствии со строительными нормами по теплопроводности, должно быть в наличие постоянное отопление, а также электро— и водоснабжение. Чаще всего дома, выполненные из камня, бетона, вполне соответствуют данным требованиям. При отсутствии централизованного газоснабжения для снабжения газом кухонных плит допускается применение газобаллонных установок, размещаемых вне дома. Внутри дома допускается установка баллона вместимостью не более 50 л. У дома должен быть определяемый почтовый адрес. Его могут дать только на те здания, которые находятся в черте населенного пункта. Земли сельскохозяйственного назначениятакой возможности не имеют, т.е. и прописка на них проблематична. Законопроект разрешает и эту ситуацию. Кроме того, почтовый адрес получается только на объект, строительство которого завершено. Соответственно, на участке без дома либо на строительном объекте регистрация невозможна.
Вы построили на своем участке хороший дом — вода, канализация, отопление и готовы идти в суд для признания строения жилым домом. Но теперь вас может подстеречь проблема — земельный участок, на котором стоит это строение, может не соответствовать требованиям строительства на нем жилого дома.
Как правило, дачи располагаются на садовых, дачных участках или участках для огородничества. А для каждого из таких участков свои правила застройки, которые установил Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Так вот на землях, предназначенных для огородничества, строительство капитальных сооружений запрещено. Соответственно и прописаться на огородных земельных участках не удастся. Возможность прописаться будет только у владельцев садовых и дачных участков, расположенных на землях сельхозназначения и землях поселений, но никак не на огородных земельных участках. И еще очень важный момент — на земельный участок должно быть оформлено право собственности, и он должен состоять на кадастровом учёте.
Индивидуальный жилой дом должен стоять отдельно, иметь не больше трех этажей, быть пригодным для круглогодичного проживания и предназначаться для одной семьи.
Но всё же, что считать домом?

Типовой дачный домик на шести сотках

Из постановления Госстроя России от 22 марта 2001 г. ¹ 35 «О принятии и введении в действие СНиП «Дома жилые одноквартирные».

Общие положения
4.3. Состав помещений дома, их размеры и функциональная взаимосвязь, а также состав инженерного оборудования определяются застройщиком. В доме должны быть созданы условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище.
4.4. Дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната(ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, уборная, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии централизованного теплоснабжения — помещение для теплового агрегата.
В доме должно быть предусмотрено отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение и радиовещание.
Площади помещений дома определяются с учетом расстановки необходимого набора мебели и оборудования и должны быть не менее: общей жилой комнаты — 12 м2; спальни — 8 м2 (при размещении ее в мансарде — 7 м2); кухни — 6 м2.
Ширина помещений должна быть не менее: кухни и кухонной зоны в кухне-столовой — 1,7 м, передней — 1,4 м, внутриквар-тирных коридоров — 0,85 м, ванной — 1,5 м, уборной — 0,8 м. Глубина уборной должна быть не менее 1,2 м при открывании двери наружу и не менее 1,5 м при открывании двери внутрь.
4.5. Высота (от пола до потолка) жилых комнат и кухни в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IIА (по СНиП 23-01) должна быть не менее 2,7 м, в остальных — не менее 2,5 м. Высоту жилых комнат, кухни и других помещений, расположенных в мансарде, и при необходимости в других случаях, определяемых застройщиком, допускается принимать не менее 2,3 м. В коридорах и при устройстве антресолей высота помещений может приниматься не менее 2,1 м.
4.6. При проектировании и строительстве дома должны быть обеспечены условия для маломобильных жителей, а при необходимости — также для инвалидов, пользующихся креслами-колясками. С этой целью должны быть предусмотрены необходимых габаритов дорожки на участке и пандусы, а также соответствующие размеры дверей, тамбуров, коридоров и кухонь, уборных и ванных комнат.
4.7. По требованию застройщика в составе документации на дом должны представляться теплоэнергетический паспорт и инструкция по эксплуатации дома.
Теплоэнергетический паспорт предназначен для установления теплоэнергетических характеристик теплозащиты дома и его энергопотребления. Он составляется в порядке и по форме, установленным в действующих нормативных документах, с учетом положений раздела 9 настоящих норм и правил. В паспорте указывается категория энергетической эффективности дома. Теплоэнергетический паспорт не предназначен для расчетов за коммунальные и другие услуги, оказываемые владельцу дома.
Инструкция по эксплуатации дома должна содержать данные, необходимые владельцу дома для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе сведения об основных конструкциях и инженерных системах, схемы расположения скрытых элементов каркаса, скрытых проводок и инженерных сетей, а также предельные значения нагрузок на элементы конструкций дома и на его электросеть. Эти данные могут быть представлены в виде копий исполнительной документации.

4.8. Правила подсчета площадей помещений, определения объема и этажности дома принимают по СНиП 2.08.01.
Пожарная безопасность
6.1. Одноквартирные жилые дома относятся к классу Ф 1.4 функциональной пожарной опасности по СНиП 21-01. В связи с этим при проектировании и строительстве домов должны быть предусмотрены установленные настоящими нормами меры по предупреждению возникновения пожара, обеспечению возможности своевременной эвакуации людей из дома на прилегающую к нему территорию, нераспространению огня на соседние строения и жилые блоки, а также обеспечению доступа личного состава пожарных подразделений к дому для проведения мероприятий по тушению пожара и спасению людей. При этом учитывается возможность возникновения огня внутри любого помещения и выхода его на поверхность дома.
6.2. Противопожарные расстояния между домами, а также другими сооружениями должны соответствовать требованиям СНиП 2.07.01.
Смежные жилые блоки следует разделять глухими противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI 45 и класса пожарной опасности не ниже К1. Блокированные дома классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3 дополнительно должны быть разделены глухими противопожарными стенами 1-го типа по СНиП 21-01 с пределом огнестойкости не менее REI 150 и класса пожарной опасности не ниже К0 на пожарные отсеки площадью этажа не более 600 м2, включающие один или несколько жилых блоков.
6.3. К домам высотой до двух этажей включительно требования по степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности не предъявляются.
Отопление и газ
6.15. Теплогенераторы, в том числе печи и камины на твердом топливе, варочные плиты и дымоходы должны быть выполнены с осуществлением конструктивных мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность дома в соответствии с требованиями СНиП 41-01. Кладовую твердого топлива допускается располагать в первом, цокольном этаже или в подвале дома.
6.16. Газовые камины должны быть заводского изготовления. Отвод продуктов горения должен быть предусмотрен в дымоход.
Вода и канализация
8.11. Снабжение дома питьевой водой должно быть предусмотрено от централизованной сети водоснабжения населенного пункта.
Допускается предусматривать индивидуальные и коллективные источники водоснабжения из подземных водоносных горизонтов или из водоемов из расчета суточного расхода хозяйственно-питьевой воды не менее 60 л на человека. В районах с ограниченными водными ресурсами расчетный суточный расход воды допускается уменьшать по согласованию с местными органами Минздрава России. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам, утвержденным Минздравом России.
8.12. Для удаления сточных вод должна быть предусмотрена система канализации — централизованная, локальная или индивидуальная, в том числе выгребная, поглощающая или с санитарной индивидуальной биообработкой.
Сбор и удаление твердых бытовых отходов и отходов от эксплуатации помещений общественного назначения должны быть организованы в соответствии с правилами эксплуатации жилищного фонда, принятыми местными органами власти.
Сточные воды и твердые отходы должны удаляться без загрязнения территории и водоносных горизонтов.

По материалам сайта Союза садоводов России

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*