admin / 09.02.2019

Реструктуризация налоговой задолженности

Проблема взаимоотношения налогоплательщиков-предприятий и государства с каждым годом все более актуальна. Рост числа несостоятельных предприятий, отчасти, связано с невозможностью их в полной мере выполнить свои обязательства перед бюджетом. В настоящий момент более 30% предприятий имеют задолженность по налогам и сборам. Выходом из данной ситуации является реструктуризация задолженности. Этот метод выгоден не только для должника, но и для государства, поскольку является гарантом пополнения бюджета на сумму возникшей задолженности. Предприятия же смогут плавно выйти из сложившей кризисной ситуации, погашая задолженность на «льготных» условиях.

Реструктуризация — один из самых действенных инструментов урегулирования налоговой задолженности с целью финансового оздоровления предприятия. В узком смысле, реструктуризация налоговой задолженности — это перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.

В отличие от остальных видов переноса срока уплаты налога, реструктуризация имеет определенные преимущества:

— законодательством не установлен перечень оснований для применения реструктуризации;

— при реструктуризации списывается половина или вся задолженность по пеням и штрафам;

— распространяется на все налоги и сборы.

Общий срок реструктуризации составляет 10 лет, из них 6 лет приходятся на равномерную уплату задолженности по налогам и сборам, и 4 года на оплату пени и штрафов после оплаты основного долга.

По федеральным налогам реструктуризация проводится один раз и в случае нарушения сроков оплаты повторная реструктуризация не проводится.

Если все условия реструктуризации выполнены добросовестно, налогоплательщик имеет право на реструктуризации вновь возникшей задолженности.

Решение о реструктуризации производится на основании анализа финансового состояния предприятия, состояния расчетов с бюджетом. Реструктуризация долга возможна лишь в том случае, если анализ подтверждает способность должника выполнять свои обязательства по графику платежей.

Своевременное выполнения графика и погашение задолженности на 50% за 2 года дает право налогоплательщику списать 50% начисленных штрафов и пеней, а погашение 100% задолженности за 4 года, соответственно, является основанием для списания 100% пеней и штрафов.

В Ульяновской области право на реструктуризацию задолженности получили лишь незначительная часть сельскохозяйственных предприятия, в 2006 году их доля составила всего 27% от общей численности предприятий. В период с 2002 г. по 2006 г. в общей сложности было реструктуризировано 710,63 млн. руб. задолженности перед бюджетом (табл. 1).

Таблица 1- Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных предприятий в Ульяновской области.

Год

Сумма, млн. руб.

67,8

589,5

0,13

53,2

Уже первое «испытание» реструктуризации задолженности, которое пришлось на конец 90-х годов, показало действенность данного инструмента. Оно позволил улучшить финансовое состояние многих предприятий путем нормализации процесса производства. Был снят арест на имущество, разблокированы расчетные счета, разграничились долгосрочные и краткосрочные обязательства, было приостановлено начисление пени и штрафов.

Но наряду с явными плюсами, реструктуризация повлекла за собой ряд негативных последствий. Возможность продлить срок уплаты и надежда на «списание» части задолженности повлекла за собой рост числа уклонений от уплаты налогов. Кроме того, поскольку срок реструктуризации составлял 10 лет, это приводило к обесценению части реструктуризированной задолженности.

Был нанесен ущерб государственному бюджету, так как сумма списанной задолженности по пеням и штрафам в связи с выполнением условий реструктуризации значительно превышала сумму начисленных и поступивших процентов на сумму реструктуризированной задолженности.

Все выявленные недостатки позволяют судить о несовершенстве данного инструмента. Для более эффективной работы необходимо создать модель реструктуризации, которая:

  1. будет носить массовый характер, иными словами реструктуризацию смогут применять предприятия любой отрасли;

  2. позволит рассчитать такой срок реструктуризации, который минимизирует потери бюджета от обесценений задолженности;

  3. предоставит возможность предприятию самостоятельно разрабатывать график уплаты задолженности;

  4. усилит контроль со стороны государства за проведением реструктуризации налоговой задолженности.

  5. Так же, стоить принимать во внимания внешние и внутренние факторы, затрудняющие проведение реструктуризации на предприятии (таблица 2).

Таблица 2 – Факторы, затрудняющие проведение реструктуризации.

Внешние факторы

Внутренние факторы

— несовершенство налоговой системы, в том числе несовершенство налогового законодательства;

— недостатков в системе управления предприятием;

— изменчивость политического курса правительства, а так же региональных и местных органов власти;

— отсутствие развитой системы информационного обеспечения;

— жесткие требования, предъявляемые к предприятиям в процессе реструктуризации задолженности;

— нежелание руководителей добросовестно исполнять обязанности по реструктуризации, надеясь на уступки;

— отсутствие анализа финансовой устойчивости предприятий при реструктуризации налоговой задолженности.

— ненадлежащее ведение финансового учета на предприятии.

Реструктуризация налоговой задолженности является одним из приоритетных направлений государственного налогового регулирования. Его модернизации позволит урегулировать взаимоотношения между предприятием и государством на взаимовыгодных условиях.

Библиографический список:

1. Маркелова, С.В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций при различных системах налогообложения / С.В. Маркелова. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 166 с.

2. Маркелова, С.В. Направления государственной поддержки деятельности сельскохозяйственных организаций Ульяновской области / С.В. Маркелова // Социально-экономическое развитие России в XXI веке: материалы V Международной научно-практической конференции. — Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. — С. 109-110.

3. Маркелова, С.В. Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова // Финансовые и кредитные отношения в экономике (международный сборник научных трудов). – Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2008. — С. 70-78.

4. Маркелова. С.В. Финансово-экономическое состояние и налоговая нагрузка сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова, Г.Н. Карпова // Международная научно-практическая конференция «Интеграция и дезинтеграция в агропромышленном секторе экономики: традиционный и инновационный подходы». — Москва, 2009. – С. 786-794.

5. Маркелова, С.В. Основные способы адаптации хозяйствующих субъектов к требованиям налоговой системы / С.В. Маркелова // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы V Международной научно-практической конференции. — Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. — С. 61-66.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы . Однако, эта обязанность не всегда исполняется налогоплательщиком в установленные законом сроки. В результате у налогоплательщика возникает задолженность по уплате налогов и сборов.

В определении понятия налоговой задолженности, к сожалению, налоговый кодекс РФ отправной точкой не является. В законодательстве Российской Федерации существуют нормативные акты, посвященные вопросам взимания налоговой задолженности, возврата налогов, налоговой ответственности, однако законодательного определения «налоговой задолженности» встретить не удается .

Налоговая задолженность является суммой налоговых обязательств, подлежащая погашению в определенный срок, которая включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы, и рассматривается как совокупная задолженность. Совокупная задолженность по налоговым обязательствам в бюджеты всех уровней состоит из урегулированной задолженности и неурегулированной задолженности.

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности невозможной к взысканию в связи с пропущенным сроком и недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок .

По материалам Российского налогового курьера , за период функционирования налоговой службы совокупная сумма задолженности налогоплательщиков приблизилась к 1,7 трлн. руб.

В то же время любая задолженность может быть урегулирована, т.е. произведено восполнение не осуществленных в установленные сроки налоговых платежей в бюджетную систему, снижение уровня налоговой задолженности за счет погашения задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам.

К способам урегулирования налоговой задолженности юридических лиц принято относить следующие:

— добровольное погашение недоимки;

— изменение срока уплаты налога и сбора;

— взыскание недоимки за счет денежных средств на счетах;

— взыскание недоимки за счет имущества;

— применение процедур банкротства;

— списание задолженности.

Кроме того, законодательством предусмотрены «смешанные» способы урегулирования задолженности, например реструктуризация — когда при погашении части задолженности, оставшаяся ее часть списывается.

К сожалению, не все перечисленные выше способы урегулирования задолженности эффективно применялись в течение последнего времени. Например, на практике редко использовался способ, изменение срока уплаты налога и сбора, а списание задолженности юридического лица применялось, только если его ликвидации или при реструктуризации задолженности.

Механизм урегулирования задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеням и налоговым санкциям можно реализовать, выделив четыре формы: добровольно-заявительную, уведомительно-предупредительную, обеспечительную, принудительную

Добровольно-заявительная форма урегулирования налоговой задолженности предусматривает заявительный характер процесса, основанного на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, методы данной формы применяются налогоплательщиками на добровольной основе.

Уведомительно-предупредительная форма включает действия налогоплательщика по погашению задолженности согласно предъявленным требованиям об уплате налога с указанием суммы недоимки, пеней, штрафов и срока исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязательств в случае игнорирования налогоплательщиком требования . Так же, предусмотрен метод зачета, излишне уплаченных или взысканных сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика.

Обеспечительная форма реализации урегулирования налоговой задолженности обеспечивает исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Данная форма недостаточно четко законодательно проработана в процедуре применения в налоговой сфере положений гражданского законодательства о залоге и поручительстве, а также полное отсутствие опыта их применения создают дополнительные риски для сторон залогового либо поручительского договора.

Принудительную форма — это обязанность платить налоги, распространенная на всех налогоплательщиков. Налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью своего имущества или дохода, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме невнесенного в срок налога (недоимки) применяется метод обеспечительной формы — начисление пени как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм в случае задержки уплаты налога .

Специфические методы, инструменты и процедуры применяются налоговыми органами в рамках четвертой формы — принудительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности.

Проанализируем динамику налоговой задолженности юридических лиц по Тюменской области (табл.1).

Таблица 1 — Динамика налоговой задолженности юридических лиц по Тюменской области (тыс. руб.)

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего в том числе:

4 951 574

5 947 314

4 196 404

Возможная к взысканию задолженность

4 894 807

5 919 736

4 181 489

Урегулированная задолженность всего:

2 102 446

1 324 867

1 569 227

Задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами

103 155

29 531

34 715

*Источник данные статистической отчетности по форме 4-НМ УФНС России по Тюменской области

По данным таблицы задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам в бюджет Тюменской области по состоянию на 31.12.2009 г. составляла 4 951 574 тыс. руб. Ежегодно совокупная задолженность по налоговым обязательствам увеличивалась на 7-8%. При этом по России показатели задолженности снижаются. А доля урегулированной задолженности от общей суммы совокупной задолженности по налоговым обязательствам за исследуемый трехлетний период составляет примерно 50% . При этом, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся каждый год более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности урегулирования задолженности.

Особое внимание должно уделяться повышению открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Это возможно осуществить за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.

Повышение налоговой культуры. Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате.

Для формирования налоговой культуры в обществе нужно активнее использовать средства массовой информации — телевидение, радио, периодическую печать. Также необходимо уделять внимание разъяснению налогоплательщикам их прав и обязанностей. Для этого уже в школьной программе следовало бы предусмотреть «налоговые дисциплины». Но одной «воспитательной работой» ограничиваться нельзя. Нужны реальные стимулы. Скажем, установление «неписаного правила», закрывающего лицам с дурной налоговой репутацией доступ в Государственную Думу и другие органы власти.

Таким образом, на сегодняшний день достигнуты достаточно высокие результаты в повышении уровня показателей, характеризующих эффективность работы налоговых органов по урегулированию задолженности. Однако эту работу необходимо не только продолжать, но совершенствовать и здесь главным стратегическим направлением должно стать внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов урегулирования задолженности. При этом повышение качества и эффективности работы налоговых органов не должно означать ее усложнения.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Норма: Норма-Инфра-М, 2012. – 128 с.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации Части первая и вторая: с изм. и доп. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.07.2012 . – Режим доступа: // http // www. consultant. ru

  3. Верстова М.Е. Основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России М.Е. Верстова Законодательство и экономика. — 2011. — № 3.

  4. Мешков Р.А. Механизм урегулирования налоговой задолженности формы реализации и показатели эффективности Р.А. Мешков Налоговая политика и практика. — 2010. — № 11.

  5. Тараканов С.А. Порядок взыскания налогов, пеней, штрафов у налогоплательщиков — организаций С.А. Тараканов Российский налоговый курьер, 2010. — № 22.

  6. Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности «Российский налоговый курьер», 2010, № 22 . – Режим доступа: http://www.rnk.ru/journal/archives/2010/22/nalogovoe_administrirovanie/k_yubileyu_nalogovyh_organov_ros/157525.phtml.

  7. Консультант плюс, 2012 . – Режим доступа: http://www.aton-c.ru/news/130/.

  8. Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по форме 4-НМ УФНС России по Тюменской области . – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/statistic/statforms/.

Главная » Предпринимателю » Реструктуризация налогов

Реструктуризация налогов


Вернуться назад на Реструктуризация
Вот уже два года как фирмы имеют право погасить накопившиеся долги по налогам и сборам на «льготных» условиях. По вполне объяснимым причинам не многие компании до сегодняшнего дня торопились воспользоваться благородством государства. Мало того что порядок списания задолженности начал действовать «задним числом», так еще возникла неразбериха с учетом пеней и штрафов.
Государство прощает долги
Замечательное словосочетание «реструктуризация задолженности» означает возможность погашения долгов по налогам, пеням и штрафам, которые налогоплательщик накопил в течение предыдущих лет. В последнее время к подобной процедуре прибегают не только те организации, которые работают по «белому», но и фирмы, «выводящие из тени» свою деятельность. Причем последних сейчас становится все больше, поскольку налоговики с завидным упорством вынуждают-таки компании перейти на «абсолютно белую» систему учета.
Погашение задолженности, некогда возникшей перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами, осуществляется по специальному графику, согласованному с налоговиками. Этот документ предусматривает последовательность покрытия долга равными платежами, которые перечисляются не реже одного раза в квартал. Максимальный срок реструктуризации – 10 лет. Правда, за компанией остается право досрочно погасить задолженность по налогам и сборам (п. 5 постановления правительства № 1002). Порой это необходимо, поскольку пока фирма не рассчитается с прошлыми долгами, она не имеет права на отсрочку платежей по текущим налогам (письмо Минфина № 04-01-10/1-19).
Отметим, что невыполнение графика погашения задолженности, например, по одному из государственных внебюджетных фондов, вовсе не влечет прекращения реструктуризации задолженности по другим фондам (постановление правительства № 699). Кроме того, налоговики не вправе приостановить реструктуризацию, если фирма по тем или иным причинам не смогла своевременно уплатить проценты за пользование бюджетными средствами (постановление правительства № 1002).
Льгота по пеням и штрафам
Если в течение двух лет компания покроет как минимум половину недоимки по налогам, то она может рассчитывать на списание 50 процентов суммы начисленных штрафов и пеней (п. 5 Порядка утвержденного постановлением правительства № 1002). В том случае если фирма изъявила желание погасить имеющуюся задолженность в течение четырех лет и при этом своевременно перечисляет суммы по текущим налогам, то ее долги по пеням и штрафам спишут полностью. Причем фирме, решившей разделаться с долгами за четыре года и тем самым не платить штрафы и пени, вовсе не обязательно уплачивать половину задолженности в течение первых двух лет (письмо Минфина № 04-01-10/1/7).
Что касается платежей во внебюджетные фонды, то организация также может получить некую «льготу»: уплатить за пять лет всю задолженность по обязательным платежам и лишь 15 процентов от соответствующих штрафов и пеней (п. 2 Порядка утвержденного постановлением правительства № 699). Оставшиеся 85 процентов компания может уже не перечислять, обнадеживают эксперты журнала «Московский бухгалтер».
Несмотря на общий положительный эффект, реструктуризация может привнести немало хлопот в жизнь бухгалтера. Дело в том, что порядок учета списанных сумм законодатели успели неоднократно поменять в течение последних двух лет.
Напомним, что был принят Закон № 58-ФЗ (далее – Закон № 58-ФЗ), который отменил положения подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ в части штрафов и пеней. С этого момента фирмы должны были признавать списанные суммы налоговых санкций налогооблагаемым доходом. Однако законодательные акты, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, и соответственно нормы Закона № 58-ФЗ начали применяться(письмо Минфина № 03-03-02/5). Следовательно, если компания списала пени и штрафы в 2006 году, то ей придется их учитывать в составе внереализационных доходов.
Данная норма вызвала массу негодований со стороны компаний.

К счастью, на сей раз, они были услышаны. С легкой руки законодателей, с начала текущего года фирмы могут списывать без опаски не только налоги, но и суммы финансовых санкций, не увеличивая при этом базу по налогу на прибыль (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК).
№ 5665/04 судьи указали, что уплату процентов нельзя признать расходом. Однако с тех пор в законодательстве произошли некоторые благостные для налогоплательщиков изменения. Закон № 58-ФЗ дал фирмам право включить проценты за пользование реструктуризацией в состав внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.
Как видим, сейчас компаниям, как никогда выгодно заняться реструктуризацией задолженности. Тем более что государство предоставляет подобный шанс избавиться от налоговых долгов каждой отдельно взятой организации лишь один раз. Второго такого шанса уже не будет.

Финансовый план
Оценка бизнеса
Бизнес процесс
Договор строительного подряда
Партнерство


Назад | | Вверх

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*