admin / 25.02.2019

Реорганизация учреждения путем присоединения

  1. Бесплатная консультация на странице адвоката по бизнес спорам
  2. Стоимость услуг указаны на странице юридические услуги

Цены на услуги адвоката по бизнес спорам

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения является одним из вариантов повышения эффективности работы. Государство реализует свои полномочия собственника бюджетного учреждения различными способами, в том числе оптимизацией деятельности и управления ГУПов, сокращением численности и структуры штатов.

Присоединение позволяет ликвидировать неэффективные учреждения, расширить сферу деятельности путем укрупнения бюджетной организации.

Наличие у бюджетного учреждения только одного собственника в лице государства позволяет провести указаннуюпроцедуру в строгом соответствии с задачами, предусмотренными учредительными документами.

Процесс реорганизация в указанной форме начинается с принятия решения о проведении указанной процедуры. Так как собственников бюджетного учреждения является государство, решение о начале процедуры реорганизации имеют право принимать следующие органы:

  1. Исполнительный орган власти Российской Федерации – правительство, в том числе в лице профильных министерств.
  2. Исполнительные органы власти субъекта РФ.

К содержанию такого решения предъявляется ряд обязательных требований:

  1. Указывается цель данного мероприятия исходя из основных задач, предусмотренных учредительными документами организации.
  2. Детально описываются организационно-штатные мероприятия в отношении структуры управления и штатной численности учреждения.
  3. Порядок проведения необходимых действий, с указанием сроков ликвидационных мероприятий, а также ответственных лиц.
  4. Источники бюджетного финансирования процесса передачи прав и обязанностей.

При утверждении данное решение подлежит согласованию с рядом министерств и ведомств: в части финансирования мероприятий по реорганизации – с Министерством финансов; в части передачи имущественных активов государства – с Министерством имущества, и т.д.

Также на стадии принятия решения вносятся изменения в документы учреждения, к которому переходят права и обязанности в процессе реорганизации.

Эти изменения подлежат утверждению со стороны собственника организации и представляются в регистрирующий орган на заключительной стадии процесса.

Важное значение для проведения реорганизации имеет подготовка и составление передаточного акта. Так как присоединение подразумевает полное правопреемство прав и обязанностей ликвидируемой организации, в передаточном акте необходимо определить исчерпывающий перечень имущественных активов, финансовых ресурсов, объем дебиторской и кредиторской задолженности.

Только те права и обязательства, которые будут указаны в передаточном акте, перейдут к правопреемнику. На практике, в подготовке и утверждении передаточного акта участвуют представители обоих учреждений.

Для осуществления процедуры реорганизации бюджетного учреждения также действует правило уведомления налогового органа и публикация сообщений в «Вестнике государственной регистрации».

Публикация сообщения производится дважды, второй раз – по истечении двух месяцев после опубликования первого извещения. Порядок проведения данного этапа не отличается от аналогичной процедуры коммерческих организаций:

  1. Уведомление налоговой инспекции сопровождается размещением сведений в ЕГРЮЛ.
  2. Публикация сообщений о ликвидации путем реорганизации позволяет кредиторам учреждения заявить свои требования о досрочном исполнении обязательств, а при невозможности исполнения – возмещения убытков от таких действий.
  3. Персонал реорганизуемого бюджетного предприятия уведомляется о реорганизации в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (не позднее двух месяцев до даты фактической реорганизации).

Несоблюдение формальных требований законодательства к проведению указанных этапов является основанием для отказа в государственной регистрации со стороны налогового органа.

После проведения указанных мероприятий, реорганизация предприятия переходит на заключительный этап. Для завершения присоединения в налоговый орган необходимо представить следующие документы:

  1. Удостоверенное нотариально заявление по установленной форме о проводимой реорганизации.
  2. Новую редакцию учредительных документов в отношении предприятия, к которому происходит присоединение.
  3. Передаточный акт, по которому права и обязанности реорганизуемого учреждения передаются в порядке правопреемства.
  4. Документы, подтверждающие публикацию извещений о проводимой реорганизации.
  5. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за совершение регистрационных действий.

Указанный пакет представляется в налоговую инспекцию путем личного обращения, либо направляется заказным почтовым отправлением.

По факту получения документов должностное лицо инспекции Федеральной налоговой службы выдает расписку с указанием срока проведения регистрации.

Сроки государственной регистрации предусмотрены законодательством, составляют пять рабочих дней.

Указанный срок является пресекательным и не может быть произвольно продлен налоговым органом.

Итогом проведения реорганизации бюджетного учреждения станет выдача инспекцией Федеральной налоговой службы следующих документов:

  1. Выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации реорганизуемого бюджетного предприятия.
  2. Свидетельство о внесении изменений в учредительные документы бюджетного учреждения, к которому проводилось присоединение.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая факт реорганизации.

С момента внесения сведений в ЕГРЮЛ реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения считается состоявшейся. С этой даты все права и обязанности реорганизованной бюджетной организации, в том числе и кредиторская задолженность, переходят к существующему бюджетному предприятию.

Возможно вам будет интересно

Об авторе

Громов Александр Владимирович

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

  1. Бесплатная консультация на странице адвоката по бизнес спорам
  2. Стоимость услуг указаны на странице юридические услуги

Цены на услуги адвоката по бизнес спорам

ОСОБЕННОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПУТЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант;

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Указом Президента России от 07.05.2012 № 599 <1> был дан зеленый свет реформированию сети государственных учреждений путем слияния и объединения вузов. В течение последующего времени органами исполнительной власти проводились мониторинги сети подведомственных учреждений, выявлялись учреждения-лидеры и учреждения-аутсайдеры. При этом при проведении реорганизации учреждений необходимо учитывать опыт предыдущих этапов реформирования государственного сектора экономики.
Крайне важно, чтобы в период реорганизации учреждения имели возможность эффективно реализовывать доведенное до них государственное (муниципальное) задание.

<1> Подробнее о «майских» Указах Президента читайте в статье Н.И. Лейман в журнале «Советник в сфере образования» № 3 за 2012 год.

Задача — присоединение вуза

Реорганизация неэффективных государственных (муниципальных) учреждений — одна из самых острых и обсуждаемых как в профессиональном сообществе, так и в средствах массовой информации проблем. Сокращение числа учреждений и присоединение «слабых» к «сильным» наиболее актуально для сферы образования.

Благая цель реорганизации — это не только оптимизация государственных расходов в сфере образования, сокращения расходов на административный и вспомогательный персонал, но и повышение качества высшего профессионального образования в России. Задача укрупнения вузов весьма созвучна с общей ориентированностью государственных расходов на конкретные результаты.
В процессе реорганизации и учреждениям, и их учредителям необходимо проделать большую организационную работу и решить огромное количество процедурных вопросов, в том числе связанных с формированием и исполнением государственного задания, а также с формированием отчетности о его выполнении. Отметим также, что в настоящее время порядка двадцати разных ведомств выполняют роль учредителей образовательных учреждений, поэтому проблемы реорганизации вузов актуальны для многих отраслей экономики.

Основа реорганизации

Нормативно-правовая база реорганизации юридических лиц регламентируется прежде всего Гражданским кодексом РФ.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Учредителями государственных (муниципальных) образовательных учреждений являются органы исполнительной власти. На федеральном уровне, согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2010 № 539, решение о реорганизации государственных бюджетных и автономных учреждений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Если государственное бюджетное или автономное учреждение присоединяется к казенному, то в этом случае решение о присоединении принимается Правительством РФ в форме распоряжения на основании проекта, подготовленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития России.
При реорганизации в форме присоединения происходит уменьшение количества юридических лиц. При этом юридическое лицо, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
При реорганизации юридического лица предусмотрена правопреемственность по всем активам и обязательствам (п. 1 ст. 58 ГК РФ). При присоединении права и обязанности (в частности, по реализации государственного задания) присоединенного юридического лица переходят к тому лицу, к которому оно присоединяется, в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ). Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Процедуры реорганизации

При проведении реорганизации весьма важным является выбор «точки отсчета», то есть даты, по состоянию на которую проводятся такие мероприятия. От выбора даты во многом зависит перечень процедур, через которые придется пройти реорганизуемым учреждениям. Как правило, на практике органы исполнительной власти могут назначить реорганизацию на первое число любого месяца в течение года.
Обратите внимание! Процедуры реорганизации должны проводиться с особой внимательностью, так как ошибки при их проведении могут иметь серьезные юридические последствия. «Полный цикл» реорганизации, как правило, занимает несколько месяцев, поэтому проводить ее целесообразно в первом полугодии.
Успешное и своевременное завершение реорганизации во многом зависит от скоординированности действий как между реорганизуемыми учреждениями, так и между учреждениями и учредителем. Заметим, что после вступления в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений в процедуры реорганизации добавилось много новых моментов, которые необходимо учитывать для обеспечения бесперебойной деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
Далее рассмотрим особенности основных реорганизационных процедур на сквозном примере.

Предположим, что 9 января 2013 года Министерством образования и науки РФ (далее — Минобрнауки) издан приказ о реорганизации подведомственных учреждений путем присоединения государственного бюджетного учреждения «Торговый институт» к государственному бюджетному учреждению «Экономический университет».

  1. Бесплатная консультация на странице адвоката по бизнес спорам
  2. Стоимость услуг указаны на странице юридические услуги

Цены на услуги адвоката по бизнес спорам

Реорганизации предприятия или фирмы осуществляется в порядке, предусмотренным ГК РФ (далее – Кодекс), в частности, ст. 57-60, а также законами о соответствующих формах юрлиц – Закон об АО, Закон об ООО, ФЗ “О некоммерческих организациях”, ФЗ “Об общественных объединениях” и другими ФЗ.

Увольнение при реорганизации фирмы

Основным вопросом, волнующим многих граждан, работающих по трудовому договору, является – может ли произойти увольнение при реорганизации предприятия не по собственному желанию сотрудника?

Права работника и работодателя, гарантии работникам, нюансы выплаты выходных пособий и другие аспекты регламентируются ТК РФ, в частности:

  1. Ст. 75 – правила об изменении условий трудового контракта при совершении реорганизации предприятия.
  2. Ст. 81 – обстоятельства, при которых работодатель обладает законным правом расторгнуть трудовой контракт по собственному волеизъявлению.
  3. Ст. 178 – правила о выплате выходного пособия при реорганизации фирмы.
  4. Ст. 179 – преимущественное право на оставление, существующее у отдельных категорий персонала.
  5. Ст. 180 – гарантии сотрудникам.

Будет ли законным увольнение при реорганизации предприятия в форме присоединения по желанию работодателя? Нормативная регламентация содержится в аб.

5 ст. 75 ТК РФ – реорганизация предприятия не является достаточным основанием для аннулирования трудовых контрактов с сотрудниками.

Однако служащий может отказаться от продолжения осуществления трудовой деятельности после реорганизации фирмы – такое основание предусмотрено в ч. 6 ст. 77 ТК РФ.

Тем не менее, законодательство не запрещает работодателю проводить сокращение персонала предприятия при таких обстоятельствах. Но и в этом случае одной лишь инициативы работодателя недостаточно – ст. 81 ТК РФ регламентирует, что работодатель имеет право на увольнение по такому основанию, если:

  1. Отсутствует возможность совершить перевод сотрудника на иную должность (в том числе, и менее квалифицированную и/или нижеоплачиваемую).
  2. Трудящемуся были предложены все имеющиеся у работодателя на данный момент вакансии в той местности, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.

Кроме этого, не могут быть уволены при реорганизации компании:

  1. Сотрудники в периоды временной неспособности к труду.
  2. Находящиеся в ежегодном оплачиваемом отпуске.
  3. Беременные.
  4. Другие льготные категории граждан.

Что делать работникам при реорганизации фирмы

В свете грядущей реорганизации предприятия или фирмы наиболее острым становится вопрос – “При реорганизации предприятия что делать работникам”?

Поскольку ст. 75 ТК РФ гласит о невозможности законно уволить работника в связи с предстоящей реорганизацией предприятия, по сути, трудовые отношения продолжают действовать. Но что делать работникам? Ответ прост — если условия труда в реорганизованной фирме устраивают работника, предпринимать каких-либо действий не следует.

Исходя из прямого смысла норм закона, работодателю не требуется увольнять работников и заново принимать их на работу в реорганизованное предприятие.

На основании ст. 58 Кодекса, правопреемство обеспечит переход прав и обязанностей ликвидированных компаний к вновь созданной (в том числе, и обязательств перед трудящимися в части исполнения условий новых трудовых соглашений).

Если же сотрудник отказывается от трудовой деятельности в новых условиях, аннулирование трудовых взаимоотношений произойдет в силу ч. 6 ст. 77 ТК РФ.

Выплаты при реорганизации фирмы

Выплаты при реорганизации предприятия будут произведены только, если работодатель решит совершить сокращение, и трудящийся будет уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Если совершено увольнение при реорганизации вследствие сокращения штата, то трудящемуся будут положены:

  1. Выходное пособие в сумме одного среднемесячного заработка.
  2. Сохранение среднего месячного дохода до момента трудоустройства, но не более 2-х месяцев с даты увольнения.
  3. Начисленная заработная плата за трудовую деятельность до даты непосредственного увольнения.
  4. Компенсация за неиспользованные дни отпуска.

Если же сотрудника оставили на месте работы после завершения реорганизации предприятия, действуют следующие нюансы касательно выплат:

  1. До непосредственного внесения изменений в трудовые договора (изменение условий в связи с реорганизацией фирмы) – зарплата выплачивается в порядке, установленным коллективными договорами или прочими локальными актами прежней компании.
  2. Отпускной стаж не прерывается, графики отпусков сохраняют свою силу (расчет отпускных будет производиться с учетом нового размера зарплаты в реорганизованной фирме).
  3. Пособия по временной неспособности к труду, беременности и родам – выплачиваются правопреемником вне зависимости от того, когда возникло основание получения соответствующего вида пособия.

Реорганизация фирмы в форме преобразования

Реорганизация предприятия в форме преобразования представляет собой процесс ликвидации одного юрлица с последующим учреждением на его основе нового – той же или другой правовой формы.

Законами регламентированы некоторые ограничения преобразования некоторых организационных форм предприятий:

  1. Ст. 56 Закона об ООО гласит, что ООО преобразуются лишь в хозяйственные общества другого вида, товарищества или производственные кооперативы.
  2. Ст. 20 Закона об АО устанавливает, что АО вправе преобразовываться в ООО или производственный кооператив.
  3. Автономная некоммерческая компания может быть преобразована в фонд.

Громов Александр Владимирович

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

  1. Бесплатная консультация на странице адвоката по бизнес спорам
  2. Стоимость услуг указаны на странице юридические услуги

Цены на услуги адвоката по бизнес спорам

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*