admin / 28.02.2019

Процент застройки земельного участка

ГрК РФ Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.

2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

Государственная регистрация земельных участков для застройки затрагивает отношения в сфере права собственности и широкий круг иных отношений, связанных с арендой земельного участка. На практике всегда будет много вопросов, касающихся применения Федеральных законов, Постановлений Правительства, Правил землепользования и застройки ПЗЗ. В этой публикации мы решили проанализировать некоторые правовые аспекты при рассмотрении предельных размеров земельных участков, отданных под строительство.

  • Максимальная площадь застройки земельного участка нормируется в процентном соотношении, согласно ст.38 ГрК РФ, изменения которой вступили в силу с 30.09.2017 года. Часть 1.1 данной статьи была введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ.

В ней говорится, что в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

  • Второй пункт статьи отсылает заказчиков строительства и владельцев земельных участков, планирующих безопасное строительство, размеры, параметры, их сочетания, а также максимальный процент застройки в границах земельного участка, определять в территориальных градостроительных органах.

В Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск максимальная площадь застройки земельного участка устанавливается в пределах градостроительного регламента. Границы участки строительства определяются для каждой соответствующей территориальной зоны, с учетом вида разрешенного использования земельных участков.

Предельные параметры ограничены условиями застройки и последующей эксплуатации, поэтому максимальная площадь застройки земельного участка является расчетным показателем допустимого уровня обеспеченности населения соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Чтобы согласовать нормы застройки земельных участков и определить какой будет максимальная площадь застройки земельного участка, заказчику нужно иметь на руках разрешение на строительство. В выданном разрешении будет указан вид использования земель: «застройка участка ИЖС», «под дачное строительство», «под малоэтажное строительство», «под объекты сельскохозяйственного назначения» и т.д.

  • Градостроительный кодекс делит все земли на основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды пользования.

Максимальная площадь застройки земельного участка определяется с учетом плана участка и схемы организации с обозначением места размещения будущего объекта строительства. Для этого необходимо, чтобы у заказчика строительства или владельца земельного участка были документы, подтверждающие право собственности на землю, а также:

  • Ситуационный план проекта строительства, где отображается размещение объекта в связке с населенными пунктами, сетями энерго-, тепло- и водоснабжения, канализацией.
  • Ситуационный план земельного участка.
  • Проект застройки.
  • Генеральный план участка.
  • Разрешительные документы на подключение инженерных коммуникаций.
  • Топографическая карта земельного участка.
  • Документы, подтверждающие регистрацию объекта в надзорных градостроительных и архитектурных органах.
  • Акт об установлении границ на земельном участке.

Отдельным списком в градостроительные органы подаются проектные документы, в которых обозначаются планы этажей, фасада, перекрытий, системы крыши, кровли, фундаментов с архитектурно-строительными узлами и деталями. Ко всем этим документам в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, технико-экономические показатели (ТЭО), смета на строительство, чертежи.

  • По Решению Красноярского городского Совета депутатов в Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск максимальная площадь застройки земельного участка — величина, определяемая как коэффициент застройки с максимально допустимым отношением суммарной площади земельного участка, подлежащего застройке, ко всей площади земельного участка. Данный коэффициент указан в ГПЗУ.

Поскольку ни в ГрК РФ, ни в ГК РФ, ни в Законе о госрегистрации, ни в иных законах заказчик сам не разбирается, предлагаем вам свою онлайн помощь. В нашей компании работает служба технического заказчика и вы можете узнать от наших консультантов, какой окажется максимальная площадь застройки земельного участка конкретно в вашем случае и как сократить время на получение разрешения на строительство. Обращайтесь!

СТ 38 ГрК РФ.

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) утратил силу с 1 января 2017 г.

1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.

2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

Комментарий к Ст. 38 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи необходимо рассматривать в контексте земельного законодательства, поскольку ст.33 ЗК РФ также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в целях определения размера их предоставления впервые гражданам из государственной или муниципальной собственности. При приватизации земельных участков в порядке ст. 20-21 ЗК РФ указанная норма не подлежит применению. Такой вывод получал свое подтверждение и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.

Указанные выше нормы ЗК РФ об установлении предельных размеров предоставляемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности в свете комментируемой статьи следует понимать следующим образом. Ранее для юридических лиц, возводящих промышленные объекты, многоквартирные дома либо иные объекты капитального строительства не устанавливались на законодательном уровне принципы определения размеров таких земельных участков. Данный вопрос решался в соответствии с процедурой предварительного согласования мест размещения объектов и проектной документацией.

Применительно к размеру земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, соответствующие предельные размеры земельных участков определялись законами субъектов РФ, а размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – муниципальными правовыми актами.

С принятием ГрК РФ процедура определения максимальных и минимальных параметров и размеров изменилась хотя бы потому, что кодекс объединил определение предельных размеров земельных участков и параметров капитального строительства в единый комплекс. Теперь данные требования будут содержаться не в разрозненных нормативно-правовых актах разного уровня и юридической силы, а в градостроительном регламенте, входящим составной частью в правила землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны разрабатываться с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому именно градостроительным регламентом и будут определены предельные размеры земельных участков и параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Не смотря на это, земельное нормирование как таковое, безусловно, не исчезнет, но его сфера действия изменится. Сохранится в неизменном виде, например, земельно-правовое нормирование предельных размеров земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрК РФ). Применительно же к другим предельным размерам, деятельность органов местного самоуправления будет скорректирована следующим образом. Если, например, градостроительным регламентом для соответствующей зоны малоэтажного строительства в поселении (сельском муниципальном образовании) предусмотрен минимальный размер земельного участка 0,06 га, а максимальный размер 0,15 га, то орган местного самоуправления в порядке ст.33 ЗК РФ может установить, например, что из муниципальной собственности в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки за плату в размере 10 соток, а бесплатно – от 6 до 8 соток.

Как следует из ч.8 ст.36 ГрК РФ, если предельные размеры уже существующих земельных участков либо объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они сохраняются бессрочно, кроме случаев, когда использование таких участков и объектов опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

2. Наряду с предельными размерами земельных участков, комментируемая статья определяет и предельные параметры и виды размещения объектов недвижимости. Это означает, что в каждой территориальной зоне (или даже подзоне) определяются минимальные отступы от границ земельного участка (например, не менее 2 метров для малоэтажного жилого дома), предельное количество этажей или высота объекта (не выше 6 метров или максимум три этажа) и максимальный процент застройки площади земельного участка (например, должно быть застроено не более 75 % или ¾ от общей площади земельного участка).

Прогрессивность данного подхода к определению параметров и видов застройки земельного участка очевидна. Теперь гражданину либо юридическому лицу нет необходимости согласовывать с органом публичной власти все параметры застройки, поскольку он получает возможность выбрать их самостоятельно. Например, в вышеприведенном случае, гражданин сам вправе определить, что его индивидуальный жилой дом в зоне застройки малоэтажными жилыми домами будет включать два этажа, отступ от границы земельного участка будет составлять 4 метра, а максимальный процент застройки земельного участка составит 57 %. Такой выбор является правомерным и не будет зависеть от чьего-то «усмотрения».

3. Поскольку с крупных муниципальных образованиях (городских округах) могут существовать одинаковые территориальные зоны (например, в городе может быть не одна, а несколько зон застройки среднеэтажными домами или зон застройки индивидуальными жилыми домами), то предельные размеры земельных участков либо параметры разрешенного строительства (реконструкции) в каждой такой зоне могут различаться в силу исторических, архитектурных и иных традиций застройки отдельно взятого населенного пункта, в связи с чем все вышеуказанные показатели будут естественным образом варьироваться.

Поэтому совершенно оправдано ч.3 комментируемой статьи определяет, что в пределах любой территориальной зоны могут быть установлены подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (то есть для них будет установлен одинаковый правовой режим). Однако для каждой такой подзоны будут различаться предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства (реконструкции). Следовательно, если в пределах городского округа установлено три подзоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с определенными видами разрешенного использования, то допустимо закрепление для каждой из них различных параметров минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка.

Для того чтобы определить контуры площадь в квадратных метрах, занимаемые домом, введено понятие — пятно застройки.

Кроме строения основного назначения, в пятно застройки также входят автостоянки, подъездные дороги, постройки, расположенные на более низких уровнях: подвалы, подземные парковки и другие заглублённые зоны, расположенные ниже нулевого уровня без наземных зданий.

Как определить площадь пятна застройки

Площадь строения, спроецированная на поверхность земли — это и есть пятно застройки здания. Габаритные размеры прямоугольного пятна:

  1. Ширина — красная линия, проходящая вдоль фасада.
  2. Глубина — размер, идущий вглубь по боковой части здания.

Если дом не прямоугольный, расчёты получатся приблизительными. Определение площади пятна является необходимым условием для планировки всего земельного надела. Например, при известных габаритах планируемого подвального помещения и его глубины, можно заранее узнать объём предстоящих земляных работ, количество грунтов, которые будет необходимо извлечь из котлована при строительных работах.

Экономический расчёт данных операций необходим, т. к. они входят в смету расходов наряду с прочими строительными затратами.

Контур фундамента здания располагают на чертеже земельного участка именно в том месте, где оно будет возводиться.

Этот метод широко используется в градостроительстве, чтобы спроектировать внешние инженерные коммуникации, объекты наружного благоустройства, дорожные развязки и пр.

Разбивка пятна здания

Перед началом строительства дома производятся мероприятия по разбивке пятна сооружения, площади застройки, с ограниченными наружными геометрическими параметрами. Метод разбивки пятна здания заключается в выносе (разметке) контуров проекта фундамента на натуру.

При этом иногда случается, что впоследствии внешние стены здания выходят немного за проектные контуры основания. Разбивка пятна дома состоит также из разметки примыкающих строений, расположенных на фундаменте основного здания, плюс подводящих проездов.

Чтобы в процессе эксплуатации построенного здания не возникало проблем с постоянными перестройками и ремонтами, процедура разметки пятна здания проводится квалифицированными сотрудниками специализированных фирм — работниками геодезических компаний и организаций.

Работы проводятся с использованием точных современных приборов и специального геодезического оборудования. При таком грамотном подходе здание в течение многих лет будет нуждаться только в плановом текущем обслуживании.

Разбивка пятна застройки здания

Две точки, соответствующие ширине строящегося дома, обозначаются деревянными колышками или другими знаками временного пользования. На основании положения этих точек геодезисты выстраивают прямой угол. При этом используется специальное приспособление под названием «теодолит».

Одна из сторон полученного угла — это вторая ось здания. На ней отмечается длина стены будущего строения. Точка, соответствующая отложенному размеру, фиксируется ещё одним колышком. Она будет определять расположение следующей точки намечаемого периметра. Четвёртый знак (колышек) устанавливается аналогичным способом.

Чтобы завершить разбивку пятна застройки, проверяют правильность построения его очертаний. Контроль осуществляется при помощи специальных шнуров, которые натягиваются по диагоналям из закреплённых колышков. Если длина каждой из диагоналей прямоугольника равна всем остальным, значит, разбивка пятна здания получилась правильной. Здесь не допускается даже малейшая разница.

Отклонение от размера приводит к тому, что углы возводимого дома будут непрямыми. Если игнорировать данное правило, при дальнейшей укладке пола и обустройстве кровли возникнут серьёзные проблемы.

СНиП. Приложение 4. Нормативные показатели плотности застройки территориальных зон

Приложение 4.

Нормативные показатели плотности застройки территориальных зон

  • 1. Для городских поселений плотность застройки участков территориальных рекомендуется принимать не более приведенной в таблице 1.

Основными показателями плотности застройки являются:

коэффициент застройки — отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями к площади участка (квартала);

коэффициент плотности застройки — отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала).

В региональных, местных градостроительных нормативах и Правилах землепользования и застройки муниципальных образований могут быть установлены дополнительные показатели, характеризующие предельно допустимый строительный объем зданий и сооружений по отношению к площади участка; число полных этажей и допустимую высоту зданий и сооружений в конкретных зонах, а также другие ограничения, учитывающие местные градостроительные особенности (облик поселения, историческая среда, ландшафт).

Таблица 1. Показатели плотности застройки участков территориальных зон.

Территориальные зоны Коэффициент застройки Коэффициент плотности застройки
ЖИЛАЯ ЗОНА:
Застройка многоквартирными многоэтажными жилыми домами 0,4 1,2
Тоже — реконструируемая 0,6 1,6
Застройка многоквартирными жилыми домами малой и средней этажности 0,4 0,8
Застройка блокированными жилыми домами с приквартирными земельными участками 0,3 0,6
Застройка одно-двухквартирными жилыми домами с приусадебными земельными участками 0,2 0,4
ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВАЯ ЗОНА:
Многофункциональная застройка 1,0 3,0
Специализированная общественная застройка 0,8 2,4
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗОНА:
Промышленная 0,8 2,4
Научно — производственная* 0,6 1,0
Коммунально-складская 0,6 1,8
* Без учета опытных полей и полигонов, резервных территорий и санитарно-защитных зон.

Примечания:

  • 1.

    Для жилых, общественно-деловых зон коэффициенты застройки и коэффициенты плотности застройки приведены для территории квартала (брутто) с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей; стоянок для ‘автомобилей, зеленых насаждений, площадок и других объектов благоустройства.

Для производственных зон указанные коэффициенты приведены для кварталов производственной застройки, включающей один или несколько объектов.

  • 2. При подсчете коэффициентов плотности застройки площадь этажей определяется по внешним размерам здания. Учитываются только надземные этажи, включая мансардные. Подземные этажи зданий и сооружений не учитываются. Подземное сооружение не учитывается, если поверхность земли (надземная территория) над ним используется под озеленение, организацию площадок, автостоянок и другие виды благоустройства.
  • 3. Границами кварталов являются красные линии.
  • 4.

    При реконструкции сложившихся кварталов жилых, общественно-деловых зон (включая надстройку этажей, мансард) необходимо предусматривать требуемый по расчету объем учреждений и предприятий обслуживания для проживающего в этих кварталах населения. Допускается учитывать имеющиеся в соседних кварталах учреждения обслуживания — при соблюдении нормативных радиусов их доступности (кроме дошкольных учреждений и начальных школ). В условиях реконструкции существующей застройки плотность застройки допускается повышать, но не более, чем на 30% при соблюдении санитарно — гигиенических и противопожарных норм., с учетом раздела 15.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*