admin / 24.03.2019

Проезд перекрестка налево

Как же все-таки разъехаться?

Я тут заметил, что в комментариях частенько начинается дискуссия по поводу того, каким бортом надо разъезжаться машинам при одновременном повороте налево (или развороте). Ноги у этой дилеммы, по всей видимости, растут из автошкол, потому что на экзамене срезать поворот нельзя, и, вроде как, надо разъезжаться левыми бортами. То есть, обязательно заехать за середину перекрестка. При этом в качестве аргумента приводится 12.15.4 КоАПа.

Однако, мы-то с вами знаем, что никто так в жизни не ездит. Потому что наступил бы транспортный коллапс, и налево повернуть было бы огромной удачей. Ну самый наглядный пример — как разъехаться левыми бортами двум фурам? Даже если они заведут голову на самый край перекрестка, то хвосты все равно будут смещаться к центру поворота. Причем, повернуть они могут только одновременно, иначе один другого заденет 100%. А значит, оба должны ждать, пока все проедут прямо. Даже если одному никого не надо пропускать — он должен ждать другого по вышеуказанной причине. Причем, ждут в итоге не только те, кто выехал на перекресток, но и те, кто стоит за ними «в очереди». А еще в этой очереди необходимо всегда оставлять «окошко» для проезда поворачивающей встречной машины. Про разворот я вообще молчу — если это не 16-полосная дорога, то тот же самый прицеп соберет пол перекрестка. А если разъезжаться при развороте правыми бортами, то никто никому не помешает. В общем, с точки зрения рациональности, разъезд левыми бортами — это тупик.

Идем далее. Вспоминаем про 12.15.4. Она карает нас лишением до полугода за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления. И тут сторонники «левого борта» упор делают именно на «выезд на полосу, предназначенную для встречного движения». Дескать, если ты не проехал середину перекрестка, то ты будешь вынужден поворачивать по встречке. Ну допустим. Но ведь на перекрестке с двусторонним движением, не прокатившись по встречке, в принципе нельзя совершить поворот налево! Ведь смотрите — мы доезжаем до центра перекрестка, и что, сразу разворачиваемся на 90 градусов? Ведь нет же! Сначала под острым углом, а потом под более тупым, но мы едем-таки по встречке. И вовсе неважно, что это встречка от нас находится не слева, а спереди. Встречка — она и в Африке встречка. Опять получаем противоречие.

Снова вернемся к 12.15.4. И снова ко встречке. Но уже посмотрим на это с другой стороны. За что карает КоАП? За выезд на встречку В НАРУШЕНИЕ ПДД, и только за это. А в правилах четко прописаны ситуации, в которых выезд на встречку запрещен — и только одна из них касается перекрестков. Точнее, даже не перекрестков, а пересечений проезжих частей. Это пункт 8.6 ПДД и он гласит буквально следующее: Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Все! Ни больше, ни меньше — только при выезде с пересечения проезжих частей запрещается находиться на встречке. В границах этого пересечения нам ни один пункт правил не запрещает ехать «как бы по встречке». Вернемся к автошколе — там учат заезжать за середину перекрестка, чтобы ученик наверняка не выехал с перекрестка по встречной полосе, а по-простому выражаясь — чтобы не «срезал». Поэтому надо быть осторожным при разъезде с учебной машиной — она может начать заезжать за середину перекрестка, то есть прямо вам в лоб.

Посмотрите на картинку — оба автомобиля как обычно разъезжаются правыми бортами. Но красный будет наказан по 12.15.4 — он «срезал» в конце. Кстати, обратите внимание — в начале маневра оба автомобиля едут по встречке! — а иначе в принципе не получится. Но за это же никого не лишают! Лишают именно за встречку при выезде с пересечения проезжих частей. Так что лично моя позиция — при повороте налево или развороте необходимо разъезжаться правыми бортами, и не бояться никаких лишений.

Прошу всех желающих высказать свое мнение по данному вопросу (только аргументированно, со ссылками на ПДД), чтобы прийти к какому-то общему пониманию. Спасибо!

P.S. Пара дополнительных картинок.

Первая: два автомобиля, оба для пущей наглядности — с прицепами, выезжают с прилегающих территорий. Это не перекресток.

То есть, про пункт 13.12, да и вообще про 13 главу речи быть не может. Оба включили поворотники, никто никого в заблуждение не вводит. Андрей, как бы лично ты тут разъехался? Левыми бортами — не вариант, прицепы сместятся к центру поворота, и даже если оба будут поворачивать одновременно, то все равно столкнутся. А я напомню про пункт 8.1, который запрещает создавать помехи друг другу. Разъезд левыми бортами — два пересечения траекторий движения и однозначное создание помех. Разъезд правыми бортами — все довольны, никаких пересечений, никакого риска ДТП.

Вторая дополнительная картинка: в центре перекрестка стоит регулировщик. Даже выезжая на четырехполосную дорогу, шириной порядка 12-15 метров, красный автобус неминуемо задавит беднягу. Зеленый без проблем объезжает его правым бортом — маневр безопасен, все довольны.

Ключевая мысль тут такая — чем меньше потенциальных пересечений, тем безопаснее маневр. Тем более, никакой пункт правил не запрещает разъезд правыми бортами. Этому и надо учить в автошколах — оценивать свои и чужие габариты, риск столкновения, знание ПДД и ОДНОЗНАЧНАЯ их трактовка, чтобы не было так, что один в лес, а другой по дрова.

Главная — Уроки вождения

Второй этап

Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает не только безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД.

Если поворот осуществляется через центр перекрестка, то получается, что Вы постоянно находитесь на своей правой стороне дороги, как до начала поворота, так и после него (рис. 14).

Рис. 14. Центр перекрестка как элемент траектории поворота налево

Приближаясь к центру перекрестка, Вам надо окончательно утвердиться в правильности выбора траектории движения относительно этого центра. А зависит траектория от… направления движения встречных машин!

Если встречный транспорт движется прямо или направо, то это никаким образом не влияет на траекторию движения Вашего автомобиля (рис. 15). Вы обязаны лишь уступить дорогу встречным машинам, для чего можно просто снизить скорость движения или полностью остановиться около воображаемого центра перекрестка. Но в любом случае следует сохранить траекторию, изображенную на рисунке 14.

Рис. 15. Где «уступить дорогу»?

А если встречная машина тоже хочет повернуть налево? К сожалению, ситуация с одновременным поворотом налево (и разворотом) в ПДД совсем не рассмотрена. Поэтому на дороге водители обычно руководствуются неписаным правилом: «При одновременном повороте налево – оставляй центр перекрестка между бортами машин».

На больших перекрестках обычно это правый борт (рис. 16), а на маленьких – левый (рис. 17).

Получается, что центр перекрестка является той точкой, которая позволяет водителю выбрать безопасную траекторию поворота налево на любом перекрестке.

Рис. 16. Одновременный поворот налево на больших перекрестках

Рис. 17. Одновременный поворот налево на маленьких перекрестках

А как найти этот «центр» на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой «жирной кляксы»!

Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой «подушечки» специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах «чертят» черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.

Рис. 18. Центр большого перекрестка

Рис. 19. Центр маленького перекрестка

А как найти этот «центр» на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой «жирной кляксы»!

Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой «подушечки» специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах «чертят» черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.

Зимой центр перекрестка виден еще лучше, чем летом, там лежит нетронутый снег, чуть более чистый, чем вокруг. Во время дождя центр перекрестка тоже неплохо виден – он блестит.

На рисунке 18 изображен центр большого перекрестка, на котором при одновременном повороте налево водители встречных машин немного не доезжают до центра.

На небольших перекрестках, когда водители переезжают центр, образуется другая «подушечка», по форме близкая к обычному кругу (рис. 19).

Поворот налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает безопасность маневра.

Итак, центр перекрестка мы нашли, разобрались, с какой стороны будем его объезжать, уступили при необходимости встречному транспорту, а что дальше? Дальше надо выезжать с перекрестка.

Третий этап

И опять выход из поворота сложнее, чем при повороте направо.

Приближаясь к перекрестку, желательно спланировать все три этапа поворота. Но, как Вы только что узнали, в зависимости от ситуации в конкретном случае возможна корректировка траектории движения около центра перекрестка. Выбор траектории движения на выходе из поворота тоже зависит от конкретных условий.

Если дорога, на которую Вы поворачиваете, имеет в данном направлении не более двух полос, то выход из поворота заключается лишь в выборе плавной траектории движения, заканчивающейся на одной из этих полос (рис. 20 и 21).

Рис. 20. Одна полоса движения

Рис. 21. Две полосы движения

Другое дело, если дорога имеет три и более полос движения в данном направлении. В этом случае, еще не доезжая до центра перекрестка, Вам следует заранее выбрать Вашу личную полосу и направить свой автомобиль по понятной другим водителям плавной траектории именно на эту полосу (рис. 22).

Рис. 22. Поворот налево на дорогу с тремя полосами

Выезд с перекрестка при повороте налево разрешен на любую полосу той дороги, на которую Вы поворачиваете, но при этом нельзя забывать, что движение по крайней левой полосе имеет ряд ограничений (см. п. 9.4 ПДД).

Правильный выбор полосы, еще до того как Вы на нее выедете, очень важен. Ошибка с выбором полосы движения приводит к последующим вынужденным перестроениям, что не доставляет удовольствия ни «новичкам», ни «старичкам».

К сожалению, в статистике дорожно-транспортных происшествий есть одно неофициальное выражение: «При повороте налево водитель срезал угол» (рис. 23).

Рис. 23. Водитель «срезал» угол

Некоторые водители из понятных только им соображений не доезжают до центра перекрестка, «срезая» большую часть пути практически по прямой линии. При этом вероятность закончить поворот у них уменьшается ровно на 50%.

Если сегодня другие водители успели увидеть такого «шустрика» и увернулись от него, то завтра водителю какого-нибудь грузовика будет лень нажимать на тормоз и он «воспитает» нарушителя (рис. 23).

Это был пример сознательного нарушения ПДД, но есть и другие водители, которые не совсем осознают, что они делают.

То, что изображено на рисунке 24 красным цветом, не придумано, это можно увидеть на реальной дороге!

Рис. 24. Классическая ошибка «новичка»

Происходят такие «чудеса» тогда, когда «новичок» в движении пытается «выждать» встречную машину. Вместо того чтобы спокойно остановиться у центра перекрестка и там ожидать встречный транспорт, неопытный водитель, сам того не осознавая, продолжает «ползти» дальше мимо центра перекрестка. А потом (можно смеяться или плакать) выделывает такие «кренделя», что не каждый профессионал сможет их повторить.

Вывод будет очень простой – траекторию, выбранную в соответствии с ПДД и логикой, надо удерживать на протяжении всего маневра, независимо от возможных остановок на пути движения.

Отклонение от траектории движения, определенной спецификой конкретного места на дороге является одним из первых признаков предстоящей аварии.

«Уроки вождения»

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*