admin / 06.04.2018

Приостановление операций по счету

Приостановление по счетам налогоплательщика — это прекращение банком расходных операций по счету налогоплательщика в пределах суммы, указанной в решении налоговой службы. По каким основаниям и как это происходит?
Обеспечительная мера
С целью воздействия на организацию ИФНС вправе вынести решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Это самый распространенный случай, использующийся в качестве обеспечительной меры в процедуре принудительного взыскания задолженности. Так, после вступления решения по налоговой проверке в законную силу орган ФНС выставляет требование об уплате задолженности. Если оно не исполнено добровольно в течение 8 рабочих дней, фискальный орган переходит к взысканию задолженности с р/с налогоплательщика.
Решение о взыскании денежных средств принимается в течение 2 месяцев с даты истечения срока уплаты по Требованию. В банк направляются инкассовые поручения на безакцептное списание денежных средств в счёт исполнения обязанности по уплате налогов в бюджет. Согласно п. 2 ст. 76 НК РФ одновременно в качестве обеспечительной меры, направленной на исполнение этой обеспечительной меры, принимается и решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Решение о приостановлении операций может быть принято и до вступления в законную силу решения по проверке. Такую возможность предусматривает п. 10 ст. 101 НК РФ в качестве меры предварительного обеспечения. При этом применяться она может только в том случае, если стоимость имущества организации по данным бухгалтерского учета меньше суммы доначисленных налогов. В такой ситуации приостановление операций происходит только на сумму отрицательной разницы между стоимостью имущества и суммой доначислений.
Санкционные меры
Также законом предусмотрена возможность приостановления операций по счетам в качестве санкции за невыполнение налогоплательщиком обязанностей, которые предусмотрены налоговым законодательством. Согласно п. 3 и п. 3.2 ст.

76 НК РФ операции по счетам могут быть приостановлены, в частности:

  • налоговая декларация не подана в течение 10 рабочих дней с момента истечения установленного срока представления такой декларации;
  • отсутствует возможность получения от налогового органа по месту нахождения организации документов в электронной форме (отсутствует или не работает ТКС);
  • квитанция о приеме документов, направленных по ТКС, не направлена органу ФНС в течение 6 рабочих дней со дня их отправки налоговым органом;
  • компания является налоговым агентом и не предоставила расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

Где получить сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков
Наличие приостановлений по счетам налогоплательщика можно проверить на сайте ФНС. Такая информация необходима предпринимателю, да и любому гражданину, если он планирует открыть новый р/с в банке и хочет заранее узнать, не возникнет ли у него проблем. Такую самопроверку он может пройти в Системе информирования банков. Для этого нужно в поля запросов ввести ИНН организации или физлица и БИК банка, в котором уже есть открытый р/с. Такая система информационной открытости была создана как реализация требований Приказа ФНС России от 20.03.2015 N ММВ-7-8/117@. Кстати, можно ее использовать и для проверки контрагента.

Отмена ограничительных мер
Решение об отмене приостановления операций должно быть принято налоговым органом не позднее одного рабочего дня с момента устранения указанных выше нарушений (уплаты взыскиваемой задолженности). Кроме того, оно должно быть направлено в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Если приостановление неправомерно
В случае если налоговым органом неправомерно вынесено решение о приостановлении операций по счетам или нарушен срок его отмены или срока его направления в банк, то на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты. Они подлежат уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока или порядка вынесения такого решения.

В каких случаях возможна блокировка счетов

Комментарий дает эксперт

— налоговый консультант Лефтерова Елена Викторовна:

Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет статья 76 Налогового кодекса. Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика рассматривается в качестве обеспечительной меры (исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п.

1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11)) и является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:

  • не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • налоговая декларация не представлена в течение 10 рабочих дней после наступления срока, установленного для ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки об уплате налогов, пеней, штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Счет может быть заблокирован полностью

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

С 1 января 2015 года приостановление операций применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ).

В качестве обеспечительной меры с 1 января 2015 года налоговики получили еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда налогоплательщик-организация не исполнил предусмотренную в п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанность по передаче инспекции квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов, или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене приостановления указанных операций. Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11):

  1. Если на счете денег больше, чем заблокированная сумма, то в пределах этого остатка вы можете осуществлять любые расходные операции (абз. 3, 5 п. 2 ст. 76 НК РФ). Аналогичные положения действуют также, если инспекция приостановила переводы электронных денежных средств (абз. 4, 6 п. 2 ст. 76 НК РФ).
  2. Если заблокированы все денежные средства, которые есть на вашем счете, то можно осуществлять только следующие платежи (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ):

— списание денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и их перечисление в бюджетную систему РФ;

— платежи, очередность исполнения которых в соответствии с Гражданским кодексом РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках не только по рублевым счетам налогоплательщика в банке, но также по валютным счетам. Это прямо предусмотрено абз. 5 п. 2 ст. 76 НК РФ. Вместе с тем она может арестовать только те счета, которые открыты по договору банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ). Транзитный валютный счет, ссудные и депозитные счета не соответствуют признакам, которые установлены п. 2 ст. 11 НК РФ, поэтому их блокировка неправомерна.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки.

Возобновление операций по счету

Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Основаниями для отмены решения о блокировке банковского счета служат следующие обстоятельства:

  1. уплата организацией (индивидуальным предпринимателем) задолженности в бюджет или ее взыскание налоговым органом (п. 8 ст. 76 НК РФ).
  2. представление налогоплательщиком декларации (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
  3. получение налоговым органом заявления о разблокировке счета, если сумма денежных средств на ваших счетах больше суммы, которая указана в решении инспекции о приостановлении операций (п. 9 ст. 76 НК РФ).
  4. представление налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом (исполнение обязанности, предусмотренной в п. 5.1 ст.

    23 НК РФ), либо представление документов (пояснений), истребованных налоговым органом, или явка представителя налогоплательщика в налоговый орган. Данные основания для отмены блокировки счета предусмотрены в пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ;

  5. представление налоговым агентом расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
  6. с 1 июля 2016 г. — исполнение налогоплательщиком-организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ (пп. 1.1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счета может быть отменена и по иным основаниям, которые предусмотрены федеральными законами.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налоговый орган передает в банк, а его копию — налогоплательщику (абз. 2, 5 п. 4 ст. 76 НК РФ). Решение доводится до них в электронной форме способами: вручение под расписку, по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика. Сделать это инспекция должна не позднее следующего рабочего дня после принятия решения об отмене приостановления операций по счетам (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 76 НК РФ). Способ передачи копии решения налогоплательщику инспекция выбирает самостоятельно: вручить под расписку или направить иным способом. Передать ее налоговый орган должен не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения (п. 6 ст. 6.1, абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ). За неправомерные арест счета или отмену блокировки налоговый орган должен выплатить проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком.

Налоговая заблокировала счет в банке? Это можно исправить! Звоните на горячую линию 8 800 707 87 02 и получите бесплатную первичную консультацию налогового эксперта.

Главная — Статьи

О порядке приостановления операций по счетам налогоплательщиков

Реформирование налоговой системы связано в числе прочего с совершенствованием порядка приостановления операций налогоплательщиков по счетам в банках. Очередные изменения налогового законодательства, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, затронули в том числе ст. 76 Налогового кодекса РФ, устанавливающую порядок блокировки банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей. Данный Закон вступил в силу со 2 сентября 2010 г., за исключением некоторых положений, для которых предусмотрен специальный порядок вступления в силу.

К сожалению, на практике блокировка счета из обеспечительной меры нередко превращается в меру карательную, приостановление операций по счету может использоваться налоговыми органами для воздействия на налогоплательщиков в целях, отнюдь не оговоренных налоговым законодательством, а борьба с налоговыми нарушениями превращается в борьбу с налогоплательщиками. Совершенствование законодательства в этой области имеет большое значение и для банков, которые невольно оказываются втянутыми в эту борьбу. Вынужденные подчиняться указаниям налоговых инспекторов, они ставят своих клиентов отнюдь не в лучшее положение, блокируя, к примеру, все их счета, указанные в решении налогового органа.
В течение июля — августа налогоплательщики традиционно ждут очередных изменений в налоговое законодательство. Не стал исключением и текущий год. 27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон N 229-ФЗ). Среди многочисленных поправок, внесенных Законом N 229-ФЗ в НК РФ, остановимся на тех из них, которые затрагивают вопросы блокировки банковских счетов по инициативе налоговых органов.

Приостановление операций по счету до вынесения решения о взыскании налога

Напомним, что ст. 76 НК РФ предусматривает два случая, когда налоговый орган может приостановить операции по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в банке:
— неисполнение требований налогового органа об уплате налогов и сборов (пеней, штрафов);
— непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти дней по истечении срока ее представления.
Однако существует еще одна норма: в п. 10 ст. 101 НК РФ указано, что после вынесения решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) для обеспечения исполнения такого решения инспекция вправе принять обеспечительные меры. К таким мерам относится в том числе приостановление операций по счетам налогоплательщика, которое должно производиться в порядке, установленном ст. 76 НК РФ. В то же время в п. 2 ст. 76 НК РФ сказано, что налоговый орган до применения указанных обеспечительных мер должен вынести решение о взыскании налога, а это невозможно до тех пор, пока не вступило в силу решение о привлечении к ответственности и налогоплательщиком не выполнено требование об уплате налога.
В связи с этим возникает вопрос: может ли инспекция приостановить операции по счетам налогоплательщика до принятия решения о взыскании налога в целях исполнения решения, вынесенного по результатам проверки?
Четкий ответ на него в законодательстве до недавнего времени отсутствовал, правоприменительная практика также не была однозначной: часть судов приходили к выводу о том, что приостановление операций по счетам налогоплательщика до вынесения решения о взыскании налога правомерно. Обосновывалось это тем, что п. 2 ст. 76 НК РФ не применяется, если операции по счету приостанавливаются в порядке, предусмотренном п. 10 ст. 101 НК РФ, поэтому приостановление операций по счету налогоплательщика возможно и до выставления требования об уплате налога.

Однако существовала и другая позиция: в соответствии со ст. 76 и п. 10 ст. 101 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика возможно, если уже принято решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов. Соответственно, приостановление операций по счетам налогоплательщика до вынесения решения о взыскании налога неправомерно.

С вступлением в силу изменений, внесенных Законом N 229-ФЗ в п. 1 ст. 76 НК РФ, эта проблема «двоякого толкования» потеряла актуальность. Согласно новой редакции данной нормы приостановление операций по счетам в банке в соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ признается исключением и выносить решение о взыскании налога инспекции не нужно. В п. 13 ст. 101 НК РФ теперь говорится о том, что копия решения о принятии обеспечительных мер, а также об их отмене вручается налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Возможности действовать «в обход» заблокированного счета сокращаются

Необходимо иметь в виду, что если в решении налогового органа указано несколько счетов налогоплательщика, то банк должен приостановить расходные операции в пределах обозначенной суммы по каждому счету. Как следует из Письма Минфина России от 10.11.2008 N 03-02-07/1-459, банк не может самостоятельно принимать решение о приостановлении операций только по одному или нескольким из указанных в решении счетов даже при наличии достаточного остатка денежных средств на каком-либо из них ( Решение о приостановлении операций не распространяется на депозитные счета банковского вклада и ссудные счета по кредитному договору (см. Письмо Минфина России от 21.11.2007 N 03-02-07/1-497)).

Кроме того, согласно п. 12 ст. 76 НК РФ банк не вправе открывать организации и новые счета, если в отношении ее получено решение о блокировке счета. Более того, согласно официальной позиции финансовых органов банк не вправе открывать налогоплательщику новые счета даже в том случае, если решение о приостановлении операций вынесено в отношении ранее закрытых счетов (см. Письмо Минфина России от 17.12.2008 N 03-02-07/1-517).
Теперь требования к налогоплательщикам еще больше ужесточаются: согласно изменениям, внесенным Законом N 229-ФЗ в п. 7 ст. 76 НК РФ, банк обязан приостановить операции по счетам организации, даже если после принятия решения о блокировке изменились название компании и реквизиты счета. Указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившего свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.
Получается, что для осуществления расчетных операций организации остается лишь одно — попробовать открыть счет в другом банке.

Изменения в процедуре разблокировки счета

Согласно п. 7 ст. 76 НК РФ операции по счетам налогоплательщика приостанавливаются до тех пор, пока банк не получит от налоговой инспекции решение об отмене данной меры.
Однако теперь появятся исключения из общего правила об обязательности решения налоговой инспекции о разблокировке: п. 9.1 ст. 76 НК РФ гласит, что не требуется решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам организации, если данные обеспечительные меры прекращают действовать в соответствии с иными федеральными законами, а не НК РФ. Например, ограничения по распоряжению имуществом снимаются при введении процедуры наблюдения или открытии конкурсного производства при банкротстве. Подобные последствия предусматривает Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (п. 1 ст. 63) и с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 126).

Важный для налогоплательщиков момент заключается в сокращении сроков разблокировки счета, на котором находится денежная сумма, превышающая сумму, взыскиваемую по решению налогового органа.
Законодательство предусматривает право налогоплательщика при наличии у него нескольких расчетных счетов и достаточного количества денежных средств на них для погашения недоимки отменить приостановление операций по некоторым из счетов, чтобы не останавливать хозяйственную деятельность. Согласно п. 9 ст. 76 НК РФ налогоплательщик может подать в налоговую инспекцию заявление об отмене блокировки счетов. При этом он должен указать те из счетов, на которых достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налогов, пеней и штрафов. К заявлению следует приложить банковские выписки, подтверждающие наличие денежных средств на счетах. Получив такие документы, налоговый орган в течение двух дней со дня получения заявления обязан принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам налогоплательщика в части превышения взыскиваемой суммы денежных средств.
Однако если налогоплательщик не представил доказательств наличия денежных средств на счете, налоговики могут обратиться в банк с запросом о балансе данного счета. Тогда срок будет исчисляться с момента получения налоговой инспекцией информации из кредитной организации. По общему правилу в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банк отвечает на такие запросы в течение пяти рабочих дней. Согласно изменениям, внесенным Законом N 229-ФЗ в п. 9 ст. 76 НК РФ, теперь этот срок сокращен: сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронном виде в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.

Начисление процентов за неправомерное приостановление операций по счету

Если налогоплательщик столкнулся с незаконной блокировкой расчетного счета, то ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд, обосновав свои требования. При этом прекращение расходных операций по счету может иметь место в течение длительного времени и стать серьезной проблемой для любой организации, поскольку затрудняет ее взаимодействие с контрагентами. Однако доказать, что в результате неправомерных действий налоговой инспекции налогоплательщику были причинены убытки, на практике бывает довольно непросто. Примеры положительных для налогоплательщиков решений встречаются довольно редко: так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2006 N А26-10592/2005-15 организации удалось доказать в суде, что по вине налоговых органов ей пришлось потратить незапланированные денежные средства на открытие нового расчетного счета. Но подобную судебную практику можно считать скорее исключением. В связи с этим большое значение приобретает законодательно установленная ответственность налоговых органов за неправомерные действия по блокировке счета.
Так, уже с 1 января 2010 г. действует положение п. 9.2 ст. 76 НК РФ, согласно которому налоговые органы должны уплачивать налогоплательщику проценты за каждый календарный день просрочки, если они нарушили срок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций либо срок направления в банк такого решения.
Согласно Письму Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128 проценты за нарушение срока отмены приостановления операций по счетам в банке должны включаться в доходы налогоплательщика на момент фактического получения, поскольку в целях налога на прибыль не учитываются лишь проценты, полученные из бюджета в случаях, предусмотренных ст. ст. 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). Как видно, ст. 76 НК РФ в этом перечне отсутствует.

С 1 января 2011 г. проценты будут начисляться также за незаконную блокировку счета: с этого момента п. 9.2 ст. 76 дополняется новым абзацем, согласно которому в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
Во всех этих случаях проценты начисляются на сумму, в отношении которой применялся режим приостановления, а процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России.

Для этого берется ставка, действовавшая в дни неправомерной блокировки, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене блокировки счета.

Начисление пеней на недоимку

Необходимо отметить, что далеко не все изменения налогового законодательства имеют для налогоплательщиков положительное значение. Так, ранее п. 3 ст. 75 НК РФ предусматривал, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банках. Теперь данное правило изменено. С вступлением в силу поправок, внесенных Законом N 229-ФЗ, если операции по счетам в банке были приостановлены по решению налогового органа, то на сумму недоимки, возникшей в результате такого приостановления, начисляются пени. Если же решение о приостановлении расходных операций было принято судом, то пеней не будет.
Ранее данная норма по-разному трактовалась судами. Со ссылкой на п. 1 ст. 76 НК РФ, которым установлено, что приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, пеней и штрафов, отдельные суды признавали начисление пеней на недоимку при приостановлении операций по счетам правомерным (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2010 N А21-5524/2009 и от 27.11.2008 N А42-1912/2008, ФАС Уральского округа от 27.04.2010 N Ф09-2769/10-С3). Налогоплательщик не представил доказательств того, что приостановление операций по его счетам повлекло несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов. Суд указал, что само по себе наличие решений инспекции о приостановлении операций по счетам в банке не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплатить пени.

Хотя существовали и решения, вынесенные в пользу налогоплательщика. Так, в Постановлении от 16.11.2009 N А55-16626/2008 ФАС Поволжского округа, руководствуясь п. 3 ст. 75 НК РФ, указал на то, что было произведено неправомерное начисление пеней на недоимку, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа были приостановлены операции налогоплательщика в банке. В решении суда отмечено, что инспекция не доказала, что налогоплательщик осуществлял хозяйственную деятельность за периоды начисления пеней и мог погасить недоимку. Аналогичные выводы содержит и Постановление ФАС Поволжского округа от 18.11.2009 N А55-4678/2009.
Новая редакция анализируемой нормы позволяет сделать однозначный вывод и снять указанные противоречия. Таким образом, принятие Закона N 229-ФЗ способствует прояснению ряда спорных ситуаций, связанных с блокировкой расчетных счетов.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*