admin / 19.09.2018

Преступление и наказание аргумент

«Преступление и наказание» — роман Ф. М. Достоевского

Категория: Разум или чувства?

Что такое чувство совести и на что оно способно толкнуть человека? Что приводит нас к внутриличностному конфликту? И всегда ли разум приводит нас к правильному решению? Противоречия разума и чувств описаны в произведении Ф. М. Достоевского.

Готовый аргумент для итогового сочинения на тему «Разум и чувство» по роману «Преступление и наказание»:

Самый яркий конфликт разума и чувств, по моему мнению, описан в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой вынужден жить в нищете и видеть, как страдают другие. Это породило в голове Раскольникова теорию о том, что люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих».

Ничтожное существование толкнуло Родиона на мысли о том, что ему нужно убить и обобрать гадкую старуху-процентщицу, чтобы доказать самому себе свою значимость в этом мире. Интересно то, что бывший студент беспокоился не о собственной выгоде. Более того, герой был уверен, что на полученные деньги он сможет сделать много добрых дел. Готовясь к преступлению Раскольников столкнулся с внутренним противоречием. Уверенность в правильности своих мыслей временами сменялась чувством страха и отвращением к себе, герой метался между теорией и моралью.

Решающую роль сыграл случайно услышанный Родионом разговор, из которого он узнал, что следующим вечером старуха останется дома одна. Он вдруг почувствовал, что “нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно”.

Помимо Алены Ивановны, Раскольников убил и ее сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру.

После убийства герой продолжал терзать себя сомнениями, им овладел страх. Родион пришел к выводу, что он «точно такая же вошь, как и все». Раскольников не смог переступить на сторону «право имеющих», а это значило, что он совершил мерзкий и непростительный поступок.

И вновь герой столкнулся со страшным конфликтом, на этот раз в нем заговорили чувство совести и гордость. С одной стороны герой не считал нужным раскаиваться, понимая, что сотни людей совершают еще более грязные поступки, но иногда у него проскальзывала мысль пойти в полицию и признаться. Его мучил страх, и, в то же время, просыпалось желание избежать осуждения и наказания. После долгих мучений Раскольников все же признался в убийстве, чтобы искупить свою вину.

(252 слова)

Цитатная характеристика Раскольникова из «Преступления и наказания»

Родион Раскольников — молодой человек, студент, живущий в Санкт-Петербурге вдали от матери и сестры. Обучение он не может окончить из-за тяжелого материального положения. Описание его душевного состояния занимает в романе центральное место. Не зря писатель Федор Достоевский начинает описывать Раскольникова не с внешних его черт, а именно рисуя душевный портрет:

«Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься»

Родион красив и привлекателен для девушек. Однако он погружен в себя.

«Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался…»

Бедность Родиона бросается в глаза, она становится объектом насмешек на улице:

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!» — и заорал во все горло, указывая на него рукой, — молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская. но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону…»

Убив из-за денег старуху-процентщицу, Родион Раскольников переживает сильнейший стресс, но не по причине страшных воспоминаний или угрызений совести. Раскольников боится наказания. Он иногда готов даже покаяться и признаться в убийстве, но через минуту дико боится, что его кто-нибудь «раскусит»:

«Он чувствовал во всем себе страшный беспорядок. Он сам боялся не совладеть с собой. Он старался прицепиться к чему-нибудь и о чем-нибудь думать, о совершенно постороннем, но это совсем не удавалось….Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал. …»

Со временем Раскольников не выдерживает и находит человека, которому может исповедоваться в своем грехе, облегчить душу, выговориться — Соню Мармеладову.

Перед тем, как сказать ей это, он чувствует сильное волнение:

«Эта минута была ужасно похожа, в его ощущении, на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже «ни мгновения нельзя было терять более».

Увидев безграничную любовь Сони к нему даже после признания, Раскольников ощущает в себе вновь человека, достойного тепла от других:

«Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах…»

В любовь Сони Раскольников не верит очень долго. Не верит он, и что достоин какой-либо любви и лучшей жизни сам:

«Ну вот, ты плачешь и опять меня обнимаешь, — ну за что ты меня обнимаешь? За то, что я сам не вынес и на другого пришел свалить: «страдай и ты, мне легче будет!» И можешь ты любить такого подлеца?… Я потому и пришел, что зол…. трус и… подлец!»

Хотя Родиону удалось скрыться от следствия, он сам приходит в полицию и признается в убийстве. Раскольников сам сознательно выбирает искупить свою вину на каторге, понести заслуженное наказание.

«Преступник твердо, точно и ясно поддерживал свое показание, не запутывая обстоятельств, не смягчая их в свою пользу, не искажая фактов, не забывая малейшей подробности…»

На каторге Раскольников держится гордо, «уверяя, что все эти заботы о нем только досаждают ему…».Каторжные не полюбили Раскольникова, один даже готов был его убить. Сам Родион тоже чуждается всех. Его раскаяние теперь кажется ему самому глупой игрой.

«Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху , который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя….Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною. ..»

Свет в окошке неожиданно проливается на этого человека в финале романа вместе со взаимным чувством к Соне Мармеладовой, что поехала заботиться о нем на каторге.

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени… В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»

Цитатная характеристика Сони Мармеладовой из романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Не убий!
Заповедь Христа
Среди множества произведений Достоевского (“Бесы”, “Братья Карамазовы”, “Бедные люди”, “Подросток”, “Идиот” и другие) одним из первых является “Преступление и наказание”. В этом произведении раскрывается творческий мир автора как особая реальность, как живой духовный организм, где имеет значение буквально все, то есть любая мелочь, незначительные подробности. Истоки романа уходят в прошлое Достоевского, когда он был на каторге. 9 октября 1859 года Достоевский пишет своему брату, что он решает писать книгу, что в эту книгу он вкладывает все “сердце с кровью” и что эта книга — его исповедание. Он знал, что “Преступление и наказание” окончательно утвердит его имя. С необыкновенной силой удалось Достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который стремится быть особенным. Огромная трагическая мощь романа, всестороннее разоблачение буржуазной идеи “сверхчеловека”, глубокое воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, подлинный демократизм и гуманизм писателя, его сочувствие униженным и оскорбленным сделали “Преступление и наказание” одной из вершин реалистических романов XIX века. Но вопросы, которые волновали и мучили Родиона Раскольникова, — это одновременно и вечные, и старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, о счастье и смысле жизни. Роман “Преступление и наказание” был задуман вначале в форме исповеди Раскольникова, но на каторге Достоевский сталкивается с сильными личностями, которые повлияли на его дальнейшие рассуждения.

В 1859 году роман не был начат, вынашивание замысла продолжалось еще шесть лет. За это время Достоевский написал “Униженные и оскорбленные”, “Записки из мертвого дома”, “Записки из подполья”. Основные темы этих произведений — тема бедных людей, тема бунта и героя-индивидуалиста, которые синтезировались затем в романе “Преступление и наказание”.
Темой романа стало изображение нищеты униженных и оскорбленных людей, всего бесчеловечного. Проблемы, которые Достоевский показал в своем произведении, очень многочисленны. Это и социальные условия, и жизненные противоречия, ведущие к гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, и нравственная ответственность за преступления, и проблема наполеонизма, и индивидуализм, и гуманизм, и закон и человек, и бунт и смирение, и бедность и нищета, и пьянство и проституция, и многое другое. В романе заложена идея столкновения двух идеологий, двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы поведения.
Действие романа происходит жарким летом 1865 года. Петербург Достоевского — мрачный, сырой город, но все-таки прекрасный, который писатель любил своей мучительной любовью. Контрасты столицы показали до Достоевского Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты особенно обнажены, что объясняется особенностью Петербурга в 60— 70-е годы, когда город в результате быстрого развития капитала расстраивался, разрастался за счет игорных .домов, банкирских контор, заводов… Но у Достоевского нет представителей высшего общества, так же как и нет людей рабочего класса, в то время как тысячи мужиков шли в Питер. Такая выборочность у Достоевского не случайна и объясняется нравственными проблемами романа. Именно в “средних” слоях населения особенно чувствовалась безысходность положения. Именно здесь проходит та грань, за которой можно было стать палачом или жертвой. Именно здесь царили голод и нищета. В рассказе Мармеладова в трактире показана разница между бедным и нищим. В бедности человек сохраняет благородство чувств, то есть сохраняет собственное достоинство, а в нищете он перестает уважать в себе человека, доходит до крайней степени морального падения. На примере семьи Мармеладовых Достоевский с клинической точностью психиатра раскрывает психологическую нищету. Нищета порождает преступления, беспробудное пьянство, которое обесчеловечивает мужчину, и проституцию, которая обесчеловечивает женщину.
Все герои ищут выхода из железных тупиков. Ищет его и Раскольников. Ему двадцать три года. Острый, глубокий ум философского склада. Он один из многих, кто без зова приходит на помощь. Он спас из пламени детей, отдает скудные гроши отцу умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладовых. Мать и сестра души не чают в своем Роде, признают его превосходство, значит, Раскольников — не какой-то заурядный, тривиальный убийца, безотчетно совершающий убийства, а способный анализировать свои мысли, чувства, поступки, но одна ложная идея овладела и его сознанием.
Нашла выход и старуха-процентщица. Титулярная советница, дающая деньги под залог, живет на “жидовские” проценты. Она глуха, глупа, больна, жадна, держит в работницах свою сестру и никуда не годна. Для чего она живет? Полезна ли она хоть кому-нибудь?. Именно эти вопросы сбивают молодого человека, он решает убить ее, обобрать, с тем чтобы сделать счастливее свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы поместья. Он хочет получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям. Только Достоевский глубже проникает в душу преступника и за идеей заблуждений доброго сердца — “убийства ради любви к людям”, “власти ради добрых дел” — открывает самую страшную и чудовищную идею — “идею Наполеона”, идею власти ради власти, разделяющей человечество на две неравные части: большинство — “тварь дрожащая” и меньшинство — “властелины”, призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право, как Наполеон, во имя нужных ему целей переступить через закон и нарушить божественный мир и порядок.
Достоевский много думает над “Преступлением и наказанием”, и наконец в окончательной редакции идея Наполеона полностью созревает. Итак, в творческом процессе, в вынашивании замысла “Преступления и наказания”; в образе Раскольникова столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Достоевский решает сохранить обе идеи, показать человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове, два противоположных характера поочередно сменяются. Так же мучительно искал Достоевский и финал романа. В одной из черновых записей значится: “финал романа. Раскольников застрелиться идет”, но это был финал только для “идеи Наполеона”. Писатель намечает финал и для любви. Когда сам Христос спасает раскаявшегося грешника: “Ведение Христа. Прощение просит у народа”. Но каков конец человека, соединившего в себе оба противоположных начала? Достоевский прекрасно понимает, что Раскольников не примет ни авторского суда, ни юридического, ни суда собственной совести. Лишь один суд примет Раскольников — “высший суд”, суд Сонечки Мармеладовой.
Таким образом, идейный смысл романа подчинен главной и единственной задаче — воскрешению Раскольникова, избавлению сверхчеловека от преступной теории, приобщению его к миру остальных людей.

Беру!

56354 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Образ нищеты постоянно варьируется в романе. Здесь и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа с тремя малолетними детьми. «Плача и рыдая, и руки ломая», она приняла предложение Мармеладова, «ибо некуда было идти». Это и судьба самого Мармеладова, руку свою предложившего Катерине Ивановне, «ибо не мог смотреть на такое страдание». Он — жертва внешних социальных обстоятельств (места лишился по изменению в штатах) и внутренних психологических: «целый год я обязанность свою исполнял благочестиво и свято… Но и сим не мог угодить». Он оказался в ситуации, когда «некуда больше идти», и «отсюда питейное». Катерина Ивановна, «дама хотя и великодушная, но несправедливая…», «дама горячая, гордая и непреклонная», не пожалела Мармеладова, не признала в нем человеческого достоинства («О, если б она меня пожалела!»).
Переживая личную драму, драму мужа, не получившего признания жены, отца, вынужденного принять падение дочери, Мармеладов не утратил в себе высокой духовности, которая сказалась в резком самоосуждении («свинья», «прирожденный скот»). Он не снимает с себя нравственной ответственности, но жаждет «прощения», жалости, сострадания: «Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где и его пожалели!». Как и Соня, он верит в существование вечной и торжествующей в мире высшей справедливости: «Там, не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют!» Он живет надеждой и уверенностью, что все страдающие здесь, на земле, встретят там сострадание и прощение: «.. .а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и все понимал, он единый, он и судия».

Мармеладов в своем уповании на высшую «жалость» становится в данном случае выразителем авторского голоса, защитником морали милосердия.
Мармеладов, жаждущий социального признания, выливает лишь грубые и жестокие ругательства «кабатчиков». Та пьяная толпа во главе с хозяином распивочной, которая окружала Мармеладова в момент его горячей исповеди, связана с символической темой кабака, приснившегося герою. Один Раскольников проявил молчаливое участие к несчастному. Вслушиваясь в скорбные признания Мармеладова, чиновника в отставке, он постигает в нем главное — душевное заболевание вследствие жизненной неустроенности: «Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, пожалуй, был и смысл, и ум, но в то же время мелькало как будто и безумие». Он понял трагедию отца, вынужденного принять падение дочери, судьбу безответной Сони, совершившей «подвиг преступления» над собой ради любви к близким, а также Понял мучения детей, выраставших в грязном углу, рядом с пьяным отцом и умирающей, раздраженной матерью, в атмосфере постоянных ссор. Потрясенный картиной нищеты и бедствий, Раскольников оставляет у Мармеладовых последние медные гроши.
По дороге от них он размышляет, от конкретной эмпирической действительности поднимается на высоту философских обобщений, к мысли о добре и зле, «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же. И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает». Человек, привыкший к мерзости, становится подлецом, по мысли писателя, только в том случае, если существует нравственный закон. Только при условии абсолютной нравственности, связанной с абсолютной духовностью жизни, возможны дурные поступки. С уничтожением идеи добра, естественно, снимается идея зла. Раскольников задумался именно над этим центральным вопросом. «Ну а коли я соврал, — воскликнул он вдруг невольно, — коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное все — предрассудки, одни только страхи напущенные, и кет никаких преград, и так тому и следует быть!..». Нет преград, т. е. бога и нравственного закона, к свободному проявлению индивидуалистической воли. Г. Н. Поспелов верно заметил: «Что же все это значит? Если людей с их всегда дурными поступками судить по законам религиозной морали, осуждающей их за грехи, за их извечное грехопадение, тогда люди дурны по своей природе («подлецы» по иронически-небрежному выражению героя).
Если же люди по природе своей не «подлецы», если что-то извне делает их такими, тогда сама религиозная мораль и все, чем она подкрепляется, оказывается только «предрассудками», только «напущенными страхами». И в таком случае «нет никаких преград», никаких нравственно сдерживающих начал (ср. у Ивана Карамазова: «если бога нет, то все дозволено!»). Значит, Раскольников, придя к своему индивидуалистическому атеизму, еще колеблется в нем, еще все убеждает себя в том, что «нет никаких преград» для нарушения нравственных законов».

Нравственные проблемы в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Главная / Сочинения по русской литературе / Достоевский Ф.М. / Нравственные проблемы в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» затронул глубокие нравственные проблемы. Автор рассмотрел социальные несправедливости того времени, в которое он жил и творил. Впрочем, эти проблемы были, есть и будут. Писателя тревожит отсутствие нравственности, которое царит в разных общественных слоях, власть денег, которая формирует неравенство людей в отношении друг друга. Эти бумажки ценятся превыше всего.
В судьбе главного героя анализируемого произведения, Родиона Раскольникова, общество сыграло не последнюю роль. Молодой человек уверен, что совершаемое им убийство необходимо. И идет на этот шаг.
Им движет мысль, что таким образом он сможет помочь всем униженным и оскорбленным. Родион ощущает свою силу и значимость.
Но теории несостоявшегося «Наполеона» не суждено воплотиться в жизнь.

Она не логична уже в своей основе. Именно это теперь причина всех мучений и страданий Родиона. Он осознает, что зря совершил грех, что он и есть та самая «дрожащая тварь» и никаких прав на решение чьих-то судеб он не имеет.
Достоевский в своем произведении не берет в расчет юридическую составляющую, его интересует преступление против нравственных законов.
Главный герой, хотя и такой молодой, равнодушен к людям, в его жизни нет любви. Убийство другого человека в данном случае равносильно убийству самого себя. Это преступление сделало совершенно пустой душу и жизнь Раскольникова. Автор понимает, что необходим человек, который тоже много страдал, но остался чист нравственно. Только он сможет спасти Родиона. И этим человеком становится Соня Мармеладова. Девушка будто ангел-хранитель наполняет жизнь молодого человека смыслом, заполняет всю ту пустоту, которая была до нее.
Соня не отличается внешней красотой, да это и не важно для Достоевского. Главное, что она прекрасна в душе. Слабая девушка несет на себе непосильную ношу. Деньги, заработанные распутством, она отдает пьянице-отцу, Катерине Ивановне и ее маленьким детям. Соня – жертва, которая безропотно подчиняется правилам жизни. Этот персонаж самый искренний, добрый и чистый в романе Достоевского, она готова помогать всем и каждому, сострадать и переживать.
Девушка сильна своей верой, и именно она вытаскивает Раскольникова из тьмы, в которую он сам себя загнал.
Благодаря ей Родион идет признаваться в совершенном преступлении. Соня не боится разлуки с любимым, она решает пройти и этот путь на каторге вместе с ним, разделить с ним все лишения и тяготы. Молодой человек сначала равнодушно принимал все эти знаки внимания, ласку и заботу. И только лишь постепенно оттаял душой, смягчился. В нем зародилось чувство, которое он никогда раньше не испытывал, Родион полюбил. Росток любви в сердце Родиона Раскольникова помог ему начать новую жизнь, возродить нравственное начало в его душе, раскаяться в совершенном преступлении.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Двойники и антиподы Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Мир «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Символика снов в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • FILED UNDER : Статьи

    Submit a Comment

    Must be required * marked fields.

    :*
    :*