admin / 24.05.2018

Налоговый кодекс ст 358

Транспортный налог

Налог на транспортные средства является обязательной составляющей базы налогообложения всех цивилизованных стран.

Этот платёж относится к региональным налогам и сборам, размер которых устанавливается в каждом регионе отдельно. В компетенцию региональных властей также входит принятие постановлений, учреждающих льготы по транспортному налогу. В НК РФ транспортный налог описывается в главе 28, в которой регламентируются все основные положения этого вида налогообложения.

Ставки транспортного налога устанавливаются с учётом технических характеристик объектов налогообложения, к которым относятся автомобили, автобусы, спецтехника, мотоциклы, скутера, яхты, катера. Одновременно учитывается срок, в течение которого транспортное средство находится в собственности у лица, уплачивающего этот сбор.

Налоговый Кодекс РФ определяет следующие важные моменты, касающиеся транспортного налога:

  • объекты налогообложения;
  • протяжённость налогового периода;
  • способ расчёта транспортного налога;
  • льготные категории граждан и транспортных средств

Согласно действующему законодательству транспортный налог 2017 продолжает рассчитываться с использованием региональных ставок.

Как используется властями транспортный налог

Многих автовладельцев волнует вопрос, куда идут и как используются денежные средства, перечисляемые в виде транспортного налога. Этот важный момент регулируется статьями 14 НК РФ и 56 БК РФ, которые озвучивают следующие положения. Транспортный налог перечисляется в общий региональный бюджет без целевого назначения. То есть региональные власти могут потратить эти деньги практически на что угодно, начиная от строительства социально важных объектов и заканчивая благоустройством городских территорий.

До 1 января 2003 года эти сборы поступали в фонды дорожных служб, занимающихся обустройством дорог. Однако высокая коррупционная составляющая и налаженные схемы «откатов» заставили Правительство РФ ввести региональный налог на транспорт, который уплачивается в региональный бюджет без законодательного контроля над его использованием.

Новая редакция Ст. 358 НК РФ

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Комментарий к Статье 358 НК РФ

В рассматриваемую статью Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ внесены некоторые изменения. Однако, как и прежде, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства… зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ. Своими письмами Минфин России разъяснил некоторые вопросы о том, какие транспортные средства не признаются объектом налогообложения. Так, для того чтобы установить, что легковой автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, не является объектом обложения транспортным налогом, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через соответствующие организации. Данные положения действуют и в том случае, если автомобили были куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет (Письмо Минфина России от 8 июля 2004 г. N 03-06-11/100).

В Письме Минфина России от 2 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/44 указано, что не признаются объектом налогообложения не только пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации-перевозчика, но и зафрахтованные суда.

Разъяснения, касающиеся уплаты транспортного налога сельхозпроизводителями, содержатся в Письме Минфина России от 1 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/42. Специалисты Минфина уточняют, что комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.

До недавнего времени было много вопросов, связанных с так называемыми передвижными предприятиями — автомобилями, выполняющими производственные и хозяйственно-бытовые функции. Такие автомобили в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов учитываются как здания и сооружения, и к ним относятся передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы.

По мнению инспекторов ФНС, уплачивать налог с таких автомобилей не нужно. Однако Минфин настаивал на обратном, ссылаясь на Международное соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств (заключено в Женеве 20 марта 1958 г.), согласно которому любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В Письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля, но в соответствии с его же Письмом от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 специализированные автомобили на базе грузовых относятся к грузовикам и облагаются налогом по более высоким ставкам.

Кроме того, пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

При применении этой льготы судовладельцам нужно учитывать следующее. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ был опубликован в «Парламентской газете» и в «Российской газете» 23 декабря 2005 г. Согласно п. 2 ст. 4 этого Закона изменения в Налоговый кодекс РФ, вносимые им, вступают в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, не могут вступить в силу ранее 23 января 2006 г.

В то же время общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлены в ст. 5 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, данные изменения могут вступить в силу только после 24 января 2006 г. с началом нового налогового периода по конкретному налогу. Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (ст. 360 НК РФ), льгота по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, может применяться лишь начиная с 2007 г.

Другой комментарий к Ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:

— подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

— органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Согласно статье 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск наземных транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем их регистрации в уполномоченных органах и выдачи соответствующих документов.

Таким образом, до момента регистрации автотранспортного средства в уполномоченных органах оно не допускается к участию в дорожном движении.

НК РФ Статья 358. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

(в ред.

Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) , выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) , зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

(пп. 9 введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ)

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

(пп. 10 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

  • Определение ВС РФ N 305-КГ15-19409 от 12 февраля 2016 г.

    Довод общества о необходимости рассчитывать нормативные потери исходя из добытого полезного ископаемого за квартал, суды отклонили как противоречащий положениям статьи 341 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Стандарту предприятия, утвержденному заместителем генерального директора общества 27.08.2012.

  • Определение ВАС РФ N ВАС-3000/09 от 27 апреля 2009 г.

    В силу статьи 368 НК РФ налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц.

  • Определение ВАС РФ N ВАС-7669/11 от 17 августа 2011 г.

    Инспекция сочла, что в нарушение статьи 262 Налогового кодекса РФ, определяющей особенности налогового учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, общество неправильно квалифицировало затраты по этим работам, обусловленным его техническими заданиями, в качестве расходов на освоение природных ресурсов.

  • Определение ВС РФ N 2-КГ14-3 от 10 февраля 2015 г.

    В силу пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.

  • Определение ВАС РФ N ВАС-9088/10 от 21 июля 2010 г.

    При рассмотрении дела суды руководствовались положениями статьи 179 Налогового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 309-КГ15-10131 от 7 сентября 2015 г.

    Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

  • Определение ВС РФ N 1-АПГ14-11 от 23 июля 2014 г.

    В силу статьи 346.47 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 305-КГ14-3696 от 19 ноября 2014 г.

    Отказывая в удовлетворении требований, суды трех инстанций исходили из того, что расходы по уплате процентов не могли возникнуть у общества ранее срока, установленного выпущенными векселями и договорами займа и дополнительными соглашениями к ним, следовательно, уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2011 год на суммы процентов по ним не соответствует положениям статей 252, 265, 269, 272, 328 Налогового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВАС РФ N ВАС-11890/12 от 8 ноября 2012 г.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Определение ВАС РФ N ВАС-10527/13 от 22 августа 2013 г.

    Руководствуясь статьями 291 и 292 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о правомерности действий банка по формированию резерва на возможные потери по ссудам и включении спорной части ссудной суммы в указанный резерв.

  • FILED UNDER : Статьи

    Submit a Comment

    Must be required * marked fields.

    :*
    :*