admin / 29.01.2019

Надо ли платить ОДН?

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Таким образом, по смыслу статей 210, 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

В соответствии со ст.ст. 210, 249 ГК РФ, п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 ЖК РФ, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества в размере, определяемом соотношением площадей жилого дома и нежилого помещения.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010г. № 4910/10 по делу № А71-9485/2009-ГЗ «…собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома…»).

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту – Постановление Правительства РФ № 354).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ № 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Нежилым помещением является помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ № 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять информацию о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных в расчетный период по указанным договорам.

По смыслу пункта 40 Постановления Правительства РФ № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Следовательно, собственник нежилого помещения вправе заключить договор энергоснабжения либо с исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей компании, товарищества собственников жилья и т.д. либо напрямую с ресурсоснабжающей организацией.

При этом, по смыслу п.п. 18, 40 Постановления Правительства РФ № 354 и в том и в другом случае собственник нежилого помещения обязан вносить плату за ОДН.

На основании вышеизложенного следует, что в силу закона обязанность по возмещению общедомовых расходов возложена на собственника нежилого помещения либо на обладателя вещного права, в данном случае на лицо, у которого нежилое помещение находится на праве оперативного управления.

Таким образом, медицинская организация обязана производить возмещение издержек за электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку является субъектом права оперативного управления и бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, в котором расположено спорное нежилое помещение, лежит на организации.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.03.2014г. № 17462/13, Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.10.2014г.

по делу № А65-2719/2014, Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015г. по делу № А49-8575/2013, Решении Арбитражного суда Пензенской области от 20.03.2015г. по делу № А49-267/2015.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с действующим законодательством наличие отдельного входа не освобождает от уплаты расходов на ОДН. Существенным обстоятельством, имеющим правовое значение для несения расходов по содержанию общего имущества и по оплате коммунальных услуг, потребленных в местах общего пользования, является факт расположения нежилого помещения в многоквартирном жилом доме.

В случае если индивидуальный прибор учета подключен после коллективного (общедомового) прибора учета и последний, в свою очередь, учитывает показания, в том числе, индивидуального прибора учета собственника нежилого помещения, плата за ОДН в таком случае начисляется.

Данные обстоятельства подтверждаются также судебной практикой (см.: Постановление ФАС СЗО от 14.05.2010г. по делу № А56-56016 «…наличие отдельного входа в помещение не является основанием для освобождения собственника нежилого помещения от несения бремени расходов на содержание общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме…»; Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013г по делу № А48-4560/2012 «…собственник нежилого помещения независимо от наличия у него отдельного входа, а также независимо от того, пользуется ли он подъездом, крышей, лифтом или иным общим имуществом многоквартирного жилого дома, обязан оплачивать коммунальные услуги, приобретенные на общедомовые нужды многоквартирного дома…»; Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012г. № 06АП-2128/2012 по делу № А37-1985/2011 «…обязанность нести бремя расходов на содержание общего имущества не зависит от того, пользуется ли собственник отдельно взятыми объектами общего имущества. …Самостоятельное обслуживание ответчиком электрооборудования и сети, относящихся к его ведению, не освобождают собственника от обязанностей по содержанию общего имущества, возложенных на него законом…»).

Некоторые хабаровчане до сих пор не понимают, почему в квитанциях за свет появились дополнительные суммы, и считают, что ОДН (общедомовые нужды) — плата только за освещение в подъезде. Судя по счетам на оплату, ради экономии денег и нервов выгоднее переходить жить из квартир в подъезды и подвалы!

У меня такие вопросы: могут ли отключить подачу электроэнергии в квартире, если за потребленную в квартире уплачено, а за ОДН — нет? Как контролировать жильцам энергосбережение в подвале? Где гарантия, что работы в подвале и расход электроэнергии направлены только для устранения каких-либо неполадок, связанных с безаварийной работой коммуникаций данного дома?

И последнее: почему «сорвало с креплений чердак» именно у ДЭКа? Судя по размаху, энергетики в ближайшем будущем повесят на жителей плату за освещение улиц и площадей…

Глеб Федорешин, хабаровчанин

Разъяснение дает правозащитник Михаил Вовк.

Совместные траты

Казалось бы, с электроэнергией картина должна быть самой прозрачной. Счетчики установлены в каждой квартире — сколько потратил, столько и заплати. Однако собственники жилья в многоквартирных домах владеют не только жилплощадью. В их совместной собственности находятся также подвалы, чердаки, лестничные клетки.

А это значит, что за их освещение, как и за питание усилителей коллективных антенн и кодовых замков, за работу лифта, насосов тоже нужно платить. Это так называемые общедомовые нужды — ОДН. И эти совместные траты можно зафиксировать с помощью коллективных (общедомовых) приборов учета, что повсеместно и происходит.

Но при установке общедомовых счетчиков энергетики не отсоединяют от домов электроснабжение прилегающих к ним магазинов, аптек, средств катодной защиты газопроводов и не заносят данные в техпаспорта. Вправе ли энергетики тогда перекладывать чужие долги на плечи добросовестных плательщиков?

Коллективная ответственность возможна при солидарных обязательствах* (ст. 322 ГК РФ) либо при субсидиарной ответственности** (ст. 399 ГК РФ). Ни того, ни другого в наших отношениях с «Энергосбытом» нет. И управляющие организации нам здесь не помощники — они не контролируют общедомовые расходы электроэнергии.

«Потери» в проводах

Давайте разберемся без эмоций. «Сорвало с креплений чердак», как образно выразился читатель Федорешин, у ДЭКа потому, что это монополист. Тем не менее, заключение договора непосредственно с ресурсоснабжающими организациями допускается только в случае, если в доме есть ТСЖ — товарищество собственников жилья (п.8 ст.155 ЖК РФ). И эта норма действует с 2005 года.

Поскольку собственники большинства домов в Хабаровске не принимали решения о непосредственном управлении своими домами, то исполнителями у нас являются управляющие компании (УК), а не ресурсоснабжающая компания ОАО «ДЭК». Выходит, и платить, и спорить в суде по качеству, количеству и стоимости услуг ЖКХ мы должны со своей управляющей компанией, а не с ОАО «ДЭК».

По мнению Михаила Вовка, федеральное законодательство в части предоставления услуг ЖКХ нередко у нас нарушается. При этом ни антимонопольная служба, ни прокуратура опротестовывать незаконные действия энергетиков не спешат. Суды удовлетворяют иски энергетиков по долгам граждан. И это несмотря на то, что между потребителем и энергетиками нет и не должно быть договорных отношений. Отсюда вывод: ОАО «ДЭК» не является надлежащим истцом по долговым искам. Но вопреки этому краевой суд в большинстве случаев оставляет решения в пользу энергетиков в силе.

— На мой взгляд, проблема в том, что энергетики свои недоработки по контролю и учету потребленной электроэнергии возложили на законопослушных граждан, а наше родное правительство, как всегда, оказалось на стороне «бедных» монополистов, — продолжает Михаил Вовк. — Предполагаю, что как центральному, так и региональным «Энергосбытам» мало систематического повышения тарифов. Теперь они придумали еще и учет «потери» в проводах — от ввода электрокабеля в дом до каждого счетчика в квартирах. Причем под эту теорию подведена научная база. Каждый провод теперь выступает как «сопротивление», на котором скрупулезно считают потери.

Заметьте, если воду, а тем более тепло из общедомовой системы украсть трудно, то с кражей электроэнергии проблем не возникает. Когда размер украденной электроэнергии становится сопоставимым с общей суммой показаний всех квартирных счетчиков в доме, то размер оплаты электроэнергии для общедомовых нужд может превышать ваш квартирный счет за электроэнергию в 1,5-2 и более раз!

— В отдельных случаях, я предполагаю, пользуясь отсутствием ТСЖ и грамотной управляющей компании в многоквартирном доме, энергетики могут включать в общедомовые расходы и старые долги за прошлые годы отдельных неплательщиков, — говорит г-н Вовк. — В любом случае совершенно понятно, что долги одних жильцов перераспределять на других (тех, кто исправно платит) не должны. Хотя могу признать, что действующая на сегодня нормативная база по формальным признакам такую возможность все же предоставляет.

В чем корень зла

В постановлении правительства РФ №307, п.49 пп. «е» записано: «При наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал». То есть, в любом ЖЭУ такой журнал вам обязаны показать.

К тому же жильцы снимают показания с поквартирных счетчиков неправильно и не вовремя. Выход лишь один: организовать автоматизированный съем показаний приборов учета одновременно — и с общедомовых, и с индивидуальных счетчиков. Удовольствие, разумеется, недешевое.

Представим себе (условно, конечно), что половина жильцов дома показала в своих квитанциях цифру, в два раза меньшую, чем на самом деле они потребили. Разница между показаниями общедомового счетчика и суммой индивидуальных счетчиков возрастет, и на значительную сумму. И она будет распределена между всеми потребителями. Значит, добросовестные потребители оплатят ту электроэнергию, которую недобросовестные жильцы потребили, но не вписали в счетчики.

А теперь представим, что воровство электроэнергии приобрело массовый характер (способов много), и все это отразилось на общедомовом счетчике. Опять добросовестные плательщики оплатят всю ворованную электроэнергию! Вы, естественно, не обязаны платить за соседей или за кого-то еще. Но чтобы выработать какую-то форму, нужно собраться и обсудить этот вопрос.

Можно ли не платить за ОДН?

В правительственном постановлении №307 нигде не сказано, что кто-то за кого-то должен платить. Там сказано, что оплата производится по показаниям общедомового счетчика. А порядок можно разработать на общем собрании с участием управляющей компании. И изменить договор с управляющей компанией можно только по согласованию с ней же. Если же руководство УК будет несогласно с решением общего собрания, тогда составляется протокол разногласий. Если и таким образом общий язык не найден, остается судебная перспектива. Но если и судебное решение вас не устроило, остается тогда расторгнуть договор в одностороннем порядке и найти другую управляющую компанию.

Лично мое предложение — вывести расходы на общедомовые нужды из общего платежа за электроэнергию и включить их в графу «расходы на содержание жилья».

Этот платеж идет управляющей компании — за ее работу. Тогда у управдома возникнет кровная заинтересованность в организации, допустим, освещения подъездов таким образом, чтобы лампочки зря не горели и, соответственно, полученные от жильцов деньги не полностью уходили энергетикам. В министерстве регионального развития сегодня якобы готовятся соответствующие поправки в нормативные документы. Что же, подождем, посмотрим.

Некоторые потребители, к примеру, предлагают установить внутриподъездные счетчики электроэнергии для внутридомовых нужд — для того, чтобы легче было ловить неплательщиков электроэнергии. В этом случае данные по расходу электроэнергии будут стимулировать жильцов на экономное ее расходование, применение энергосберегающих технологий.

Подготовил Константин Пронякин
Художник Сергей Мосиенко

Что делать, чтобы меньше платить за ОДН:

— необходимо заключить с управляющей компанией договор на поставку коммунальных услуг от ресурсоснабжающих организаций;

— обязать управляющую компанию выставлять счета за электроэнергию от ее имени;

— ввести в договор пункт о том, что ОДН входит в состав платы за техобслуживание, и тогда управляющая компания будет заинтересована в отключении неучтенных потребителей электроэнергии, потому что все деньги будут вычитаться из ее кармана.

*Солидарная обязанность (ответственность), или требование, возникает, если предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства» (ст.322 «Солидарные обязательства» ГК РФ).

**До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность» (ст.399 «Субсидиарная ответственность» ГК РФ).

Постановление № 354 «общедомовые нужды» — платить или не платить по закону

Становится возможной оценка объемов потребления ресурсов в самой квартире. За счет точных данных приборов учета можно установить, где потребление чрезмерно и почему отопление одной квартиры обходится дороже другой.
Также собственники в многоквартирных домах получают возможность увидеть, во сколько обходится им содержание придомовых территорий и общих парадных. Наглядное отображение расходов поспособствует решению вопросов, качающихся экономии ресурсов. Это в свою очередь поможет снизить размер платы по общим домовым нуждам.

В большинстве многоквартирных домов разница полностью распределялась меж жильцами. С начала 2018 года платежи за ОДН получили четкие пределы.

Плата не может превышать соответствующий норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Отныне затраты на оплату сверхнормативного объема коммунальных ресурсов возлагаются на ТСЖ и управляющую компанию.

Важно! Для включения платы за ОДН в платеж за содержание жилого помещения не требуется решения общего собрания жильцов дома. Но при этом указанные новации никоим образом не отразятся на многоэтажках с непосредственным способом управления и домов, где собственники не определили или не реализовали способ управления.

В подобных случаях сохраняется прежняя схема расчетов за ресурсу, потраченные на ОДН. Что это такое ОДН расшифровывается как общедомовые нужды.

Если разница меньше – жильцы платят исходя из фактического потребления, а норматив не применяется.В домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, подсчитать фактическое потребление невозможно, поэтому здесь в любом случае придется платить по нормативу, но не больше. Нормативы должны быть утверждены в каждом регионе отдельно.

В пределах одного субъекта применяется единый подход. Сделать это местные власти должны до лета текущего года. В течение переходного периода Минстрой допускает возможность применения нормативов, действовавших до ноября прошлого года. В нормативы должны быть заложены индивидуальные характеристики домов, в частности, год постройки, количество этажей, тип системы отопления, технические особенности инженерных систем и т.п.

Но и указанных вполне достаточно чтобы при ненадлежащем потреблении образовались значительные потери. А поскольку теперь нельзя списать все расходы на жильцов, то управляющие компании напрямую заинтересованы в экономии ресурсов и обеспечении надлежащего их использования. Как рассчитывается электроэнергия (формула) Величина оплаты ОДН по электроэнергии во многом зависит от наличия/отсутствия общедомового прибора учета. При отсутствии счетчика электропотребление рассчитывается по нормативам, учрежденным еще в 2012 году.

Нормативы будут пересмотрены только к июню 2018 года. Как начисляется электроэнергия по ОДН сейчас? Если в многоквартирном доме имеется общий счетчик, то общедомовые нужды рассчитываются представителем Энергонадзора вместе с представителем дома, выбранным общим собранием жильцов.

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

1. Состав общего имущества определяется:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее — собственники помещений) — в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;

б) органами государственной власти — в целях контроля за содержанием общего имущества;

в) органами местного самоуправления — в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. В состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)

(см. текст в предыдущей )

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее — оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 N 649)

(см. текст в предыдущей )

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(пп. «е(1)» введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

4. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.

5. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410)

(см. текст в предыдущей )

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410; в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2017 N 1091)

(см. текст в предыдущей )

6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

9. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*