admin / 01.04.2019

Ликвидация муниципального казенного учреждения

ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ, ЛИКВИДАЦИОННЫЙ БАЛАНС

Бюджетные учреждения, являющиеся одной из форм некоммерческих организаций, как и иные экономические субъекты, могут быть ликвидированы. В этой статье мы расскажем об особенностях ликвидации бюджетных учреждений и о том, какая отчетность и в каком порядке формируется учреждением при ликвидации.
Ликвидация таких юридических лиц как бюджетные учреждения осуществляется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Порядок государственной регистрации факта ликвидации юридического лица установлен главой YII Федерального закона от 08.08.2001 г.

N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В Российской Федерации возможна ликвидация юридического лица в добровольном и принудительном порядке. Ликвидация юридического лица в добровольном порядке осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (пункт 2 статьи 61 ГК РФ).
Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица, определены статьей 62 ГК РФ, согласно пункту 1 которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.

Правовые аспекты деятельности филиалов и представительств

Согласно Налоговому кодексу РФ обособленным подразделением организации считается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца. В целях налогового законодательства обособленное подразделение признается таковым вне зависимости от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (ст. 11 НК РФ).

Вступление в силу Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 (в ред. от 07.02.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», не лишает учреждения права иметь филиалы и не предусматривает необходимости выделять филиалы учреждени в отдельные юридические лица.

Создание обособленных структурных подразделений учреждения обусловлено рядом факторов, в частности:

  • оптимизация управления структурными подразделениями организации в других регионах;
  • стремление приблизить производство к источникам сырья либо к регионам с достаточно низким средним уровнем оплаты труда;
  • требования действующего экологического законодательства о размещении опасных и вредных производств на расстоянии от населенных пунктов;
  • необходимость расширения бизнеса организации путем приближения ее сбытовой сети к региональным рынкам сбыта.

Существует 2 вида обособленных подразделений – филиал и представительство.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. (в ред. от 29.12.2010) «О некоммерческих организациях» филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства. Представительство некоммерческой организации — обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

Особенности функционирования филиала (представительства):

  • филиал (представительство) осуществляет деятельность только от имени создавшего его юридического лица;
  • филиал (представительство) не являются юридическими лицами;
  • ответственность по обязательствам филиала (представительства) несет создавшее его юридическое лицо;
  • филиал (представительство) может предъявлять иск в судебные органы только от имени юридического лица;
  • филиал (представительство) наделяется имуществом, создавшим его юридическим лицом, которое учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшего их юридического лица, при этом сам филиал (представительство) не является собственником переданного ему имущества;
  • филиал (представительство) не имеет самостоятельного баланса. Данные баланса филиала (представительства) включаются в общий баланс юридического лица;
  • ответственность за деятельность филиала (представительства) несет создавшее их юридическое лицо.

Различия между этими видами заключаются в объеме возлагаемых на них задач и полномочий.

В частности, филиал имеет право осуществлять все функции некоммерческой организации (любые виды деятельности организации в целом, которыми она может заниматься в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами), или их часть, в том числе функции представительства.

Представительство выступает от имени юридического лица и защищает его интересы.

Процедура создания обособленного подразделения

Правомочия учреждения по созданию обособленного подразделения определяются его учредителем в уставе.

Регламент создания обособленных подразделений включает в себя следующие пункты.

1. Принятие решения о создании филиала.

2. Утверждение Положения об обособленном подразделении юридического лица.

Как правило, данное Положение утверждается одновременно с принятием решения о создании филиала или представительства и является частью Устава.

3. Внесение изменений или дополнений в Устав.

Устав учреждения должен содержать сведения обо всех его филиалах и представительствах. При отсутствии уведомления регистрационного органа о создании обособленных подразделений эти положения Устава не будут иметь юридической силы.

Для третьих лиц указанные изменения при создании либо упразднении обособленного подразделения вступают в силу с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего регистрацию юридических лиц.

Поскольку учредительные документы бюджетных учреждений разрабатываются вышестоящими органами, создание обособленных подразделений таких организаций, как правило, регламентируется распоряжениями Правительства РФ или профильных федеральных исполнительных органов (министерств).

4. Назначение руководителя обособленного подразделения.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией (ст. 5 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Издается приказ о назначении физического лица на должность руководителя филиала или представительства. С ним заключают трудовой договор, на его имя выдают доверенность.

5. Уведомление налогового органа и постановка на налоговый учет.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Необходимо в десятидневный срок уведомить налоговый орган об изменении в уставных и прочих учредительных документах и о создании обособленных подразделений.

Финансирование филиала (представительства)

Согласно положениям 83-ФЗ бюджетным и автономным учреждениям будут предоставляться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Утверждает государственное (муниципальное) задание для учреждения и предоставляет вышеуказанные субсидии орган, осуществляющий функции и полномочия его учредителя.

Кроме того, из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Объем субсидии для финансового обеспечения государственного (муниципального) задания будет доводиться до государственного (муниципального) учреждения, имеющего филиалы, единой суммой (на данный момент объем бюджетной сметы также доводится единой суммой, без разбивки по имеющимся структурным подразделениям юридического лица). При этом задание будет доводиться на весь контингент обучающихся и содержание всего имущественного комплекса государственного учреждения, после чего руководитель учреждения будет самостоятельно регулировать процессы распределения объема средств внутри учреждения.

Должна соблюдаться следующая их последовательность:

  1. Компенсации морального и физического ущерба;
  2. Выплаты зарплат, премий, выходных пособий;
  3. Платежи в структуры государственного характера;
  4. Погашение оставшихся долгов.

От комитета потребуется формирование графика мероприятий по взысканию долгов, которые не были погашены в соответствии с направленными претензиями. Если имеются спорные договора, можно подать иск в суд.

Требования первой и второй очереди должны оплачиваться на следующий день после того, как утверждён баланс. Зачисление денег должно произойти в течение 30 дней.

Выплаты сотрудникам могут проводиться в течение 60 дней с момента их увольнения.

ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Получение дебиторской задолженности

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст

Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ

П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Проведение расчетов с кредиторами

П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Исполнение налоговых обязательств

П. 1 ст. 49 НК РФ

Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве

При недостаточности имущества

Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ

Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст

П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил.

ФЗ.

  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл.
27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см.

Согласно нормам из раздела V данного порядка, решение по ликвидации федерального предприятия может приниматься федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя по отношению к данной организации.

В принятом решении должна указываться следующая информация:

  • название учреждения с указанием его типа;
  • название федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя;
  • название федерального органа исполнительной власти, который ответственен за осуществление процедуры ликвидации;
  • название правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, которые могут наступать по судебным решениям.

Готовится проект правового акта федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции учредителя.

НК РФ);

  • подтверждение подачи в ПФ РФ сведений пенсионного учета (согласно п. 3 ст. 11 закона «Об индивидуальном учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ представляются в течение 1 месяца после утверждения промежуточного ЛБ) и информации о допвзносах, перечисленных в соответствии с законом «О дополнительных страховых взносах…» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Существует также вариант запроса этого документа по системе межведомственного взаимодействия в случае непредставления заявителем. В любом случае данная обязанность должна быть исполнена до обращения с заявлением.

Административный регламент Минюста РФ, утв. приказом от 30.12.2011 № 455 (далее — Адмрегламент), предусматривает для процедур регистрации единый срок в 33 дня для общественной организации и 17 рабочих дней для иных НКО (п. 22 Адмрегламента), не включая срок для регистрации ФНС РФ (5 рабочих дней, ст.

ВажноС этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.

  • В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  • Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения.

Этот срок, согласно п. 1 ст.

  • Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.

Как закрыть некоммерческую организацию — пошаговая инструкция по дальнейшим действиям

После того как кредиторы объединения были уведомлены о его грядущем упразднении, ликвидационной комиссией выполняются следующие действия:

  1. Составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о дебиторской и кредиторской задолженности НКО, а также имеющихся у нее активах (п. 3 ст. 19 закона № 7).
  2. Производятся расчеты с кредиторами НКО.

    Если имеющихся денежных средств не хватает для полного погашения задолженностей, реализуется принадлежащее объединению имущество. Уплата долгов производится в последовательности, определенной положениями п.

Законность решения должна быть подтверждена следующими документами:

  • Решение совета города или администрации муниципального района;
  • Акт экспертной оценки вероятных последствий закрытия организации;
  • Протокол, свидетельствующий о решении провести экспертизу на предмет последствий упразднения;
  • Устав органа, который занимался созданием государственного учреждения;
  • Если это образовательный объект, потребуется решение собрания жителей.

В том случае, если Правительство РФ приняло решение о ликвидации, вслед за этим оформляется акт об исполнительной власти. Рассмотрим его основные пункты:

  • Документ, являющийся основанием для прекращения деятельности казённого объекта;
  • Дата и сроки осуществления упразднения;
  • Формирование комитета, который будет вести мероприятие.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*