admin / 07.05.2018

Квота на трудоустройство инвалидов

Квота для приема на работу инвалидов

Для обеспечения дополнительных гарантий занятости и в целях защиты инвалидов государство определяет порядок квотирования рабочих мест для данной категории граждан. Предоставление их в пределах квоты является обязанностью работодателя. Но при отсутствии льгот по налогообложению заинтересованность в приеме на работу инвалидов снижается, так как организация их рабочих мест и обеспечение льготного режима работы зачастую требуют от работодателя значительных затрат.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда этой категории граждан. Особого внимания заслуживает такая мера социальной поддержки, как установление в организациях квоты для приема на работу инвалидов. Она представляет собой минимальное количество рабочих мест для инвалидов в той или иной организации независимо от ее формы собственности и организационно-правовой формы.

Квотирование рабочих мест является обязательным для всех организаций. Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Отдельно для филиалов и представительств организаций квота не устанавливается.

В соответствии со ст. 21 Закона N 181-ФЗ организация с численностью работников более 100 человек должна иметь квоту для приема на работу инвалидов в пределах от 2 до 4% среднесписочной численности ее работников, в зависимости от правового акта, принятого каждым субъектом Российской Федерации. В частности, Законом С.-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» (в ред. от 05.05.2005 N 186-22) установлена квота в размере 2,5%, а вот в столице размер квоты в соответствии с Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест» значительно выше и составляет 4%.

Руководствуясь установленной квотой для приема на работу инвалидов, работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать таким сотрудникам условия труда согласно их индивидуальным программам реабилитации, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (ст. 24 Закона N 181-ФЗ).

Чтобы определить количество вакантных мест, работодатель самостоятельно в пределах установленной квоты ежемесячно производит расчет количества рабочих мест для приема на работу инвалидов. Рассчитанный размер квоты уменьшается на количество занятых инвалидами рабочих мест. Округление значения размера квоты производится в сторону увеличения до целого числа. Информация о свободных вакансиях в пределах квоты передается в центр занятости населения по месту фактического нахождения организации (п. 3 ч. 2 ст. 24 Закона N 181-ФЗ).

Контролирующий орган по труду и занятости проводит в организациях проверки соблюдения требований законодательства о предоставлении инвалидам квотируемых рабочих мест. О проверке организация должна быть уведомлена в письменной форме. В уведомлении должна содержаться информация:

  • о датах начала и окончания проверки;
  • о проверяемом периоде;
  • о документах и сведениях, необходимых для проведения проверки, и пр.

По результатам проверки должен быть оформлен акт, содержащий информацию о наличии (отсутствии) нарушений, выдаче предписания и (или) оформлении протокола об административном правонарушении.

При рассмотрении вопроса о трудоустройстве в пределах квоты следует учитывать требования правовых актов, действующих в том или ином субъекте. Так, согласно Закону г. Москвы от 22.12.2004 N 90 в счет установленной квоты работодатели могут трудоустраивать и иные категории граждан, к которым относятся несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, учреждений высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, устраивающиеся на работу впервые. Однако при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые места, не может составлять менее 2% от среднесписочной численности работников.

Выполнением квоты в отношении инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду. Трудоустройство должно быть подтверждено заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составляет не менее 15 дней.

Трудоустройство инвалидов в счет квоты осуществляется, как правило, по направлению органов службы занятости. Но инвалид вправе обратиться к работодателю и напрямую. В таком случае работодателю необходимо знать, что согласно ст. 64 Трудового кодекса РФ по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, он обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Если у работодателя есть свободная квота и к нему для трудоустройства обратился инвалид, то организация не вправе ему отказать по причине того, что он инвалид. Вместе с тем, если условия труда, установленные на предприятии, не соответствуют индивидуальной программе реабилитации инвалида либо его специальность не соответствует требованиям, предъявляемым предприятием к кандидатам на вакансии, отказ инвалиду в приеме на работу будет вполне оправданным.

Примечание. За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости законодательство предусматривает административную ответственность.

Отказ инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ). Также предусмотрена административная ответственность для юридических лиц за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Законодательство предусматривает административную ответственность для компании в виде штрафа от 30 до 50 тыс. руб. либо приостановление деятельности компании на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).

Кроме того, следует учитывать нормы законодательства субъектов РФ, которое устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению РФ, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В частности, на основании ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» невыполнение работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.

Сам факт наличия свободных рабочих мест для инвалидов или отсутствия среди работников организации инвалидов не является нарушением действующего законодательства о труде и об охране труда.

Напомним, что до 1 января 2005 г. ст. 21 Закона N 181-ФЗ содержала положение, предписывающее работодателям в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема инвалидов на работу ежемесячно вносить в региональные бюджеты обязательную плату за каждое квотируемое рабочее место. Такой механизм квотирования рабочих мест, детализированный региональным законодателем, позволял более успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов. Впоследствии данную норму отменили. Более того, Определением Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45 было удовлетворено заявление об оспаривании ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы, поскольку установленная оспариваемой нормой ежемесячная выплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в случае невыполнения квоты для приема на работу инвалидов является нарушением требований федерального законодательства и фактически является региональным налогом, не предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Таким образом, если организация после 1 января 2005 г. добровольно отчисляла в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест компенсационную стоимость, то такие отчисления не могли учитываться в качестве расходов в целях налогообложения прибыли (Письмо УФНС России по г.

Москве от 22.03.2011 N 16-15/026835@).

Следует учитывать и то, что организация может быть привлечена к административной ответственности, если она не представляет в органы службы занятости информацию о наличии вакантных мест по квоте и выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Ответственность за такое нарушение установлена ст. 19.7 КоАП РФ. На ее основании непредставление (неполное представление) или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. руб.

О.А.Ефанова

Помощник юрисконсульта

ЗАО «Техностром»

Если у человека есть профессиональные навыки, необходимые для данной работы, то судебная инстанция примет его сторону и обяжет компанию взять сотрудника. Причем работодатель будет обязан оформить трудовой договор с той даты, которую укажет судья в своем решении. Кроме того, придется заплатить инвалиду за время, которое он потратил на суд. Инвалид, кроме приема на работу, сможет потребовать у предприятия компенсацию морального вреда. Но только в том случае, если посчитает, что имела место дискриминация. Если работодатель не берет инвалида на работу по объективным причинам, то он должен отказать ему в тактичной форме, подробно объяснив все причины такого решения. Лучше всего оформить отказ письменно и отправить человеку в письме. Написать можно о том, что у инвалида не достаточно деловых качеств или опыта для данной должности.

Как грамотно отказать инвалиду в приеме на работу?

Продолжаем читать далее: Как организовать видеонаблюдение за работниками? Можно ли на законных основаниях контролировать электронную почту сотрудников? Пошаговая инструкция по введению контроля за корпоративной почтой сотрудников Выдача работнику копий документов, связанных с работой. Увольнение главного бухгалтера. Советы работодателям.

Уменьшение премии как способ снижения затрат на персонал Снижение затрат на персонал. Сокращение затрат на персонал. Правовые способы. Прерывает ли обеденный перерыв время отсутствия на работе? График отпусков.

Как сохранить баланс интересов работника и работодателя? Выходное пособие при увольнении Прием инвалидов на работу Установление инвалидности в период работы.
Работодателям со штатом более 100 человек допускается принимать на работу людей с ограниченными возможностями. При этом начальство не имеет права отказывать инвалидам в трудоустройстве.
На практике деятельность таких граждан не востребована, но ряд государственных льгот призван мотивировать предприятие. Основные правила Лица с неполной способностью к труду могут работать согласно ст.
20 ФЗ № 181 «О защите прав инвалидов». Как отмечено в ст. 64 ТК работодатели не должны ограничивать права и ориентироваться прежде всего на деловые характеристики человека, а не на его инвалидность. В ст. 21 ФЗ № 181 определена квота для предприятий со штатом:

  • больше 100 человек – суммарное количество лиц с инвалидностью 2-4 % от общего числа сотрудников;
  • от 35 до 100 человек – инвалиды составляют до 3 % штата.

Мотивированый отказ в трудоустройстве инвалиду по квоте

Работодатель в специальном направлении4 указывает дату явки кандидата, причину отказа в приеме на работу и возвращает ему направление (абз. 2 п. 5 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Если соискатель не подходит работодателю, то в графе «Кандидатура отклонена в связи с» обычно указывают «не соответствием требованиям», «недостаточной квалификацией», «отсутствием необходимого опыта» и т. д.

Если гражданин сам отказался от работы, то в строке «Гражданин от работы отказался в связи с» пишут «удаленностью от места проживания», «неудобным графиком работы», «отказом предъявить документы» и др. Любой соискатель, который считает, что ему необоснованно отказали в приеме на работу, может обжаловать такой отказ в суде (ч.

6 ст. 64, абз. 2 ч. 3 ст. 391 ТК РФ). Срок исковой давности по таким спорам составляет три месяца со дня получения письменного отказа (ч. 1 ст. 392 ТК РФ).

Внимание

Если это нехватка необходимых деловых качеств, то следует сослаться на пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 и на должностную инструкцию (при ее наличии). Если причина заключается в отсутствии нужных документов, то в отказе можно сослаться на статью 65 ТК РФ.

Если причина отказа – наличие медицинских противопоказаний, то потребуется ссылка на норму закона или подзаконного акта, который запрещает работу на конкретной должности. Закон не устанавливает, в какой форме передать отказ кандидату.

Лучше всего вручить документ лично в руки соискателю, чтобы он расписался на вашем экземпляре в получении. Если такой возможности нет, отказ можно направить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Это нужно сделать в срок не позднее 7 рабочих дней со дня обращения соискателя.
Такое требование кандидат должен выразить в письменной форме (ч. 5 ст. 64 ТК РФ). Закон не обязывает работников HR-службы отвечать на резюме и приглашать на собеседование каждого, кто его прислал.

Если отказ потребует именно такой кандидат, работодатель вправе не реагировать, а при желании – сослаться на занятость вакансии. Письменный отказ составляют на бланке организации в произвольной форме.

Его подписывает руководитель организации или иное уполномоченное лицо. В отказе работодатель должен обосновать свое нежелание принять на работу кандидата.

Причины могут быть разными, например, недостаточная квалификация или небольшой стаж работы, отсутствие специальных знаний, навыков, нужного образования и др. Какая бы ни была причина, ее нужно обосновать.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*