admin / 02.12.2018

Кто принимает законы РФ?

Кто одобряет законы и как происходит процесс их внедрения?

Вполне очевидно, что заканчивается процесс одобрений и утверждений, подписью нашего президента. Если весь механизм дает своеобразный сбой, например, совет федерации не принимает и не одобряет законопроект, то данный документ не имеет право на юридическую силу на территории нашей страны.
Если же все этапы прошли успешно, то начинается процесс внедрения законопроекта в систематическое использование. В данном случае, активную роль на себя берут все государственные инстанции, которые обязаны с законопроектом ознакомить граждан, а также использовать установленные законы в своей практике.
Если же установленные законы нарушаются, то в данном случае вступает в силу работа всей судебной системы. Суды рассматривают спорные моменты и принимают решения.

Решения могут быть оспорены в вышестоящих судебных инстанциях. И, в конце концов, может быть подана жалоба на необходимость пересмотра законопроекта, так как существует подозрение, что закон нарушает конституционные права человека.

Как принимаются законы в РФ?

Общество состоит из множества совершенно разных людей, конфликтов между которыми невозможно избежать. Чтобы хоть как-то регулировать отношения между людьми и существуют законы. Они позволяют обществу не скатываться в анархию.

Законом в юриспруденции называют нормативный правовой акт, принятый органом государственной власти. Его предназначение – контролировать общественные отношения. Закон – правило строгое, но цель его состоит в том, чтобы обезопасить граждан страны и сделать их жизнь комфортной и спокойной. Представьте общество, в котором каждый может делать то, что захочет. Жить в нем было бы довольно опасно, не правда ли?
Все обязаны выполнять законы. Закону не важны благосостояние, известность и внешность человека, ведь перед ним все равны. Знание законов просто необходимо, чтобы ненароком не нарушить их, потому что незнание не освобождает от ответственности.
Конечно же, такое важное дело, как принятие законов, происходит достаточно медленно. Закон должен быть рассмотрен и одобрен в нескольких инстанциях.
Для начала закон нужно разработать и внести на рассмотрение в Госдуму. Но это может сделать не каждый, а только Президент, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, правительство, законодательные органы, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.
Депутаты Государственной Думы знакомятся с законопроектом. Каждый закон рассматривается, как правило, трижды. Первый раз депутаты размышляют над его сутью, во второй – вносят поправки и доработки, а в третий уже ставят вердикт: либо принимают закон, либо отклоняют его. Такая система позволяет разобраться в законодательной инициативе как можно лучше.

Законопроект принимается с помощью голосования, если большая часть депутатов выступают за него. Но есть исключение — конституционные законы утверждаются только в том случае, если две трети всех проголосовавших согласились с его принятием.
Далее законопроект отправляется на рассмотрение в Совет Федерации, который обязан принять или отклонить их в течение двухнедельного срока так же большей частью голосов. И, опять же, для конституционных законов другие условия – не менее трех четвертых членов Совета должны быть за.
После этого закон поступает на подпись Президенту России. Ему дается две недели на то, чтобы принять проект или наложить на него вето. Но если две трети депутатов Госдумы и Совета Федерации проголосовали за законопроект, то Президент должен подписать его в течение недели, и право вето на него не действует.
Прошедший все инстанции закон должен быть опубликован в специальных изданиях, чтобы граждане могли с ним ознакомиться. Обычно он вступает в силу спустя десять дней после его опубликования.
Однако следует отметить, что не сразу, а после прохождения необходимых процедур. Например для защиты своего товарного знака необходимо пройти процедуру его регистрации на сайте tm-ok.ru. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на tm-ok.ru. При самостоятельной регистрации Вы можете сильно затянуть процесс, либо вообще зарегистрировать свою интеллектуальную собственность так, что она не будет защищена законом.

Госдума будет рассматривать проект за три чтения (то есть в три этапа)

На первом чтении депутаты рассуждают о том, что можно изменить в данном проекте, делают определенные замечания. После этого, по мере необходимости возвращают его автору на доработку, для исправления тех нюансов, на которые были обращены замечания депутатов и предложения.
После исправления законопроект попадает на второй этап, или на второе чтение. На нем его рассмотрят очень тщательно, обсудят каждую его статью и каждый из его пунктов, а также обратят внимание и на исправления, сделанные после первого слушания.
Заключительным этапом будет являться третье чтение, во время которого депутаты голосуют либо за принятие закона, либо против его принятия. И, соответственно, законопроект принимается, если за его принятие проголосовала большая часть голосовавших депутатов.
После принятия Госдумой законопроект передают Совету Федерации. Эта передача должна состояться в течение пяти дней. При этом, Совет Федерации не рассматривает все законы, он решает сам какие законы рассмотреть а какие нет; но, в обязательном порядке рассматривает те законы, которые связаны с международными отношениями страны, с ее финансами и с ее безопасностью. СФ может в течение двух недель рассмотреть закон и либо одобрить его, либо отклонить.
P.S. Если Вам требуется аудиторские услуги для проверки соблюдения Вашей фирмой законов — кликните вот здесь. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество обслуживания — всё это ждёт Вас на предложенном сайте.

Кто именно принимает федеральные законы в РФ?

  1. В первую очередь рассмотрение и принятие законопроектов формируется посредством заседания государственной думы. В данном случае, производится процедура рассмотрения законопроекта, впоследствии, формируется процесс голосования. Причем, федеральный закон считается принятым исключительно в том случае, если он набрал большее количество голосов от общего количества депутатов;
  2. После такого процесса, законопроект в течение пяти дней должен быть передан на повторное рассмотрение, но уже совету федераций. Тут также идет процесс дискуссий и изучений законопроектов. Одобрение законопроект может получить исключительно в том случае, если за него проголосует более половины общего числа палаты, совета федераций. Если же в течение 14 дней законопроект также и не был рассмотрен, то в данном случае, может быть оформлена согласительная комиссия. Именно данная комиссия изучит еще раз все особенности законопроекта, а также оценит претензии членов совета федераций, после чего, данный законопроект снова возвращается на пересмотр государственной думе;
  3. Если же государственная дума не согласна с теми изменениями, которые предлагает совет федераций, то производится повторное голосование, и если более двух третьих голосов будет на стороне законодательства, то оно будет считаться принятым. Если же государственная дума согласна с теми изменениями, которые предлагает внести совет федераций, производится процесс переработки текста законопроекта, после чего, снова производится вся структуру принятия закона.

Когда закон приобретает юридическую силу?

После проведения всей процедуры, которая касается вопроса принятия законопроекта, наступает процесс формирования его юридической силы. В данном случае, после одобрения законопроект отправляется на подпись президенту. В течение 14 дней данный закон должен быть подписан. В течение семи дней после подписания, он непременно должен быть опубликован на специализированных федеральных ресурсах. А также в специальных печатных изданиях. По истечению десятидневного срока после публикации законопроекта, он приобретает юридическую силу. Впрочем, в самом законопроекте может быть указана иная дата формирования юридической силы. То есть, указывается, что данный закон вступает в силу с четко определенной даты.

Задание № 3________________________________________________________7

Задание № 4________________________________________________________8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ_____9

Задание № 1. Укажите, какие органы государственной власти и должностные лица имеют право издавать нормативные акты в следующей форме:

  1. Закон;

  2. Указ;

  3. Кодекс;

  4. Положение;

  5. Постановление;

  6. Распоряжение;

  7. Приказ;

  8. Инструкция.

Ответ:

1.Закон – нормативно-правовой акт, принимаемыйвысшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.1 Законы субъектов РФ соответственно принимаются высшим представительным органом соответствующего субъекта в особом законодательном порядке и в соответствии с федеральными законами.

Высший представительный орган власти в Российской Федерации, согласно ст.

94 Конституции РФ – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации – представительного органа субъектов РФ и – Государственной Думы – законодательного органа. Федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ простым большинством (226 голосов). Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение (одобрение) Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

2.Указыиздаются Президентом РФ (ст. 90 Конституции РФ).1 Указы Президента РФ обладают максимальной юридической силой среди подзаконных нормативных актов.

3.Кодекс (кодифицированный закон, свод законов) – это федеральный закон, вид кодификационных нормативно-правовых актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности, принимается высшим представительным органом государства (Российской Федерации) – Федеральным Собранием в особом законодательном порядке; принимается Государственной Думой РФ простым большинством (226 голосов, в течение пяти дней передается на рассмотрение (одобрение) Совета Федерации и считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Положения, постановления, распоряжения, приказы, инструкции–являются нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

4.Положение — документ, в котором органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения.1Утверждается руководителем соответствующего органа исполнительной власти.

5, 6.Постановления и распоряжения, в соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента, издает Правительство.2

Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, называются распоряжениями.3

Распоряжения, согласно ст. 90 Конституции РФ, издаются также Президентом РФ.

7.Приказ — распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.4 Приказ издается руководителем органа исполнительной власти.

8.Инструкция — документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Таким образом, инструкция является нормативным актом, который детализирует положения законов, определяет процедуру исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.1

Задание № 2. На семинарском занятии студенту Мишину был задан вопрос: какие меры административного пресечения вы знаете? Ответ был следующий:

  1. Изъятие огнестрельного оружия;

  2. Изъятие вещей и документов;

  3. Наложение штрафа;

  4. Проверка документов;

  5. Обыск;

  6. Санитарный осмотр грузов;

  7. Запрещение движения на участке улицы;

  8. Доставление;

  9. Введение карантина;

  10. Составление протокола об административном правонарушении;

  11. Замечание.

Были ли допущены ошибки при ответе.

Ответ: Да, при ответе были допущены ошибки. В соответствии с главой 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях не являются мерами административного пресечения: изъятие огнестрельного оружия, наложение штрафа, проверка документов, обыск, санитарный осмотр грузов, запрещение движения на участке улицы, введение карантина, составление протокола об административном правонарушении, замечание.

Задание № 3. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения:

  1. 14 лет;

  2. 15 лет;

  3. 16 лет;

  4. 18 лет.

Ответ: Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.1

Задание № 4. Протокол об административном правонарушении составляется после выявления факта совершения административного правонарушения в следующие сроки:

  1. В течение суток, в исключительных случаях в течение трёх суток;

  2. Немедленно;

  3. Немедленно, в исключительных случаях в течение двух суток;

  4. В течение двух суток.

Ответ: немедленно, в исключительных случаях в течение двух суток.1

Список использованных источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12

декабря 1993 года.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Принят

Государственной Думой Российской Федерации 20 декабря 2001 года.

2.Литература

3. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. М.:

Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА), 2000. 640 с.

4. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право:

Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2007. 816 с.

5. Хропанюк В.Н.

Теория государства и права. Учебник для высших учебных

заведений / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. М.: Издательство

«Интерстиль», «Омега-Л». 2008. 384 с.

О системе нормативных правовых актов в Российской Федерации

Дата написания: 2013-10-01

При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов.

Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов. Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.

Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере формальным.

Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие «юридической силы» документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто «юридическую силу» определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия. Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.

В самой общей классификации различают:

Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

  1. Конституция
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы

Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты.

Согласно ст. 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Далее после Конституции РФ по юридической силе следуют федеральные конституционные законы. Их очень небольшое количество. Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.

Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.

Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты.

  1. Указы и распоряжения Президента
  2. Постановления и распоряжения Правительства
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти

Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти. По большому счету, их основная функциональность — «во исполнение федеральных законов». Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом. Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно. Нельзя «размывать границу» между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений, а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь по сути нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

Конституция

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Указы Президента

Постановления Правительства

Акты федеральных органов исполнительной власти

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

  • Международные акты
  • Акты Конституционного суда РФ

Не учитывать их было бы неправильно. Их авторитет, а также влияние на правовую систему переоценить сложно.

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*