admin / 09.01.2019

Когда появилась пенсия

Пенсии за выслугу лет в царской России

Борис Романов

ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ (за выслугу лет) В ЦАРСКОЙ РОССИИ.
К 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет («за долговременую беспорочную службу») имели все «бюджетники», т.е.:
— чиновники всех ведомств всех классов, а также канцеляристы,
— офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.:
— учителя (в том числе народные, начальных класов), Законоучителя и служащие Духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений,
— ученые и инженеры на всех казеных заводах, всех ведомств и организаций,
— врачи и фельшеры (в т.ч. ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казеных больниц и заведений,
— рабочие казеных заводов (с 1913 года) и казеных железных дорог:
http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB12/feldman.pdf
Далее цитирую выдержки статьи на эту тему с портала KYA:
У обычных граждан РИ пенсионное обеспечение состояло из нескольких слагаемых. Главное, конечно, это государственная пенсия «за долговременную беспорочную службу» (либо пенсия по болезни \инвалидности\ ; в случае вынужденного досрочного ухода с работы по состоянию здоровья, причем с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась и рабочим частных предприятий).
Второе слагаемое ; эмеритура, т.;е. сумма, выплачиваемая отдельными ведомствами (например, инженеров путей сообщения, горно-инженерным, юстиции и т.;д.) своим пенсионерам из кассы взаимопомощи пожизненно ; при условии, что данный человек в свое время отчислял в эту кассу взносы на протяжении 10 лет. Причем размер эмеритуры порой не уступал размеру государственной пенсии!
И третье ; пенсии, полагающиеся кавалерам наиболее престижных государственных наград. На самом деле этот контингент был весьма велик и включал также солдат, награжденных георгиевскими крестами.
Возвращаясь к пенсиям по старости, — единого для всей империи возраста, по достижении которого человек автоматически считался пенсионером, не было. Но чтобы получить пенсию в размере 100;% своей зарплаты (тогда говорили: «получить полный оклад»), следовало проработать 35 лет (речь, разумеется, об общем стаже; советское изобретение «непрерывный стаж» в те времена еще не было известно), причем стаж 34,5 года также засчитывался как 35;летний. Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада». К ним приравнивались и те, чья выслуга составляла 24,5 года.
Пенсионные льготы предоставлялись прежде всего тем, кто вынужден был досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья. Право на максимальную пенсию они получали при выслуге 30 и более лет. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2;/;3 оклада, а от 10 до 20 лет ; треть. Если болезнь не позволяла человеку не только работать, но даже ухаживать за собой, то «полный оклад» полагался уже после 20 лет работы, 2;/;3 его ; при выслуге не менее 10 лет, а треть ; при наличии трудового стажа хотя бы пять лет.
Однако, помимо трудового стажа требовалось наличие еще одного принципиального условия: служба на протяжении всех лет должна была быть «беспорочной». Нечего было надеяться на пенсионное обеспечение тем, кто хотя бы раз был уволен «по статье»: «отрешен от должности» судом или же «удален от должности» по распоряжению начальства. Не полагалась пенсия и лицам, отбывшим наказанием за уголовные преступления. В число последних включали и представителей политической оппозиции ; от народовольцев до большевиков. И действительно, зачем идейным борцам с «царским режимом» находиться на его же содержании? Так что ни Ленину, ни Сталину, ни прочим их соратникам, осужденным по многочисленным уголовным статьям, государственная пенсия однозначно не светила. Терять им действительно было нечего…
Что касается уволенного «по статье» (черезь суд или начальством), то он мог устроиться на другую работу и уже там заслужить пенсию. Правда, в этом случае отсчет выслуги лет начинался с нуля. Сложнее было гражданину, имевшему проблемы с Уголовным кодексом. По российскому законодательству никто не мог вернуть ему утраченные пенсионные права, кроме, разумеется, Государя. Однако прошение на имя главы государства следовало подавать не сразу по отбытии наказания, а хотя бы после трех лет «беспорочной» службы. Этот минимальный стаж служил своеобразным свидетельством того, что вчерашний правонарушитель стал на путь исправления и, следовательно, может быть прощен. Если Государь давал согласие, в послужной список недавнего острожника делалась запись о том, что отбытое им наказание «не является препятствием к назначению пенсии». В пенсионный стаж, понятно, засчитывалась только служба, начатая после освобождения из мест лишения свободы.
Повышенную пенсию утверждал император.
В принципе любой работник по собственной инициативе мог надолго прерывать трудовую деятельность. Если, например, чиновник или офицер планировал годик-другой расслабиться в имении либо подлечиться на водах в Баден-Бадене, а потом вновь вернуться на работу, то увольнялся «по добровольному желанию» без просьбы о пенсии. Но если в силу каких-либо причин больше не собирался работать, то в заявлении об отставке сообщал о желании получать пенсию.
Размер назначенной пенсии обжалованию не подлежал ; суммы не пересчитывались. Но в случае если пенсионер оказывался под следствием за дела, ранее совершенные по службе, ему выплачивалась лишь половина суммы. Вторая ее часть выдавалась только в том случае, если суд выносил оправдательный приговор.
Лишить человека пенсии можно было в двух случаях: если он стригся в монахи или, выехав за рубеж, становился невозвращенцем. А вот смерть пенсионера, как ни странно это для живших в СССР и нас, нынешних граждан РФ, не являлась основанием для прекращения выплаты: получателями становилась вдова (пожизненно, кроме вдов погибших на дуэлях) и дети (сыновья ; до 17 лет, дочери ; до замужества либо до достижения 21 года).
Если пенсионер решил вновь выйти на работу, он терял назначенную пенсию. Дело в том, что одновременно получать и зарплату, и пенсию в Российской империи запрещалось, а такой феномен, как «работающий пенсионер», еще не был известен (как и во всем мире в те времена). Продолжать трудовую деятельность вновь начавший работать пенсионер мог ровно столько, сколько сам считал нужным и возможным. По окончании службы размер пенсии исчислялся заново ; как правило, новая цифра за счет увеличившегося стажа была значительно больше первоначальной.
***
Возможно, я упустил некоторые категории. Подробнее можно посмотреть в Своде законов Российской империи:
http://civil.consultant.ru/reprint/books/175/180.html#img181
***
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В ЦАРСКОЙ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА.
http://www.insurn.ru/pg-id-432.htm
В 1903 г. появляется закон «о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». По которому, за утрату трудоспособности на срок более трёх дней от телесного повреждения, полученного на производстве, рабочему полагалось вознаграждение в виде пособия, а в случае инвалидности или смерти – в виде пенсии, причём ответственным признавался владелец предприятия. Законом закреплялся переход ответственности владепьца предприятия к страховому учреждению или обществу в случае, если владельцы предприятий страхуются в российских страховых обществах и учреждениях. Законом был определён точный порядок получения пособий и установлен контроль за его исполнением. С июля 1904 г. законом охватывались рабочие и служащие военных ведомств, с 1905 г. — рабочие и служащие государственных типографий, с 1906 г. рабочие и служащие морского ведомства и казённых предприятий торговых портов.
Согласно отчётам крупнейших страховых компаний России , действующих на основании закона 1903 г., по коллективному страхованию в обществах «Россия», «Помощь», «Заботливость», «Якорь», «Саламандра» было застраховано в 1904 г. 534 369 человек, а в обществах взаимного страхования – Рижском, Иваново-Вознесенском, Киевском – 148 934 человека (5,3 % от общего числа лиц, живущих наёмным трудом).
Таким образом, к 1905 г. в Российской Империи была создана база для системы социального страхования в сфере обеспечения рабочих пострадавших от несчастных случаев медицинской помощью, пособиями по инвалидности и пенсиями по случаю утраты трудоспособности, которые впоследствии легли в основу концепции государственного страхования. Однако она была недостаточна. Оставался чрезвычайно низким процент застрахованных рабочих. Обеспечение врачебной помощью оставалось на низком уровне. Помимо закона о государственном страховании от несчастных случаев рабочим требовались законы о пенсиях, инвалидности, безработице и т.д.
Разработка всех этих законов началась еще в 1904г: согласно именному Высочайшему указу, Правительствующему Сенату от 12 декабря 1904 г. было повелено: «…в дальнейшем развитии принятых уже мер по обеспечению участия рабочих на фабриках, заводах и промыслах озаботиться введением государственного страхования». Была создана комиссия под руководством министра торговли и финансов В.И. Тимирязева для разработки соответствующих законопроектов. Ею были рассмотрены материалы действующих законопроектов по страхованию рабочих в европейских странах (Германии, Австрии, Швейцарии, Франции). Отчасти европейские системы страхования рабочих легли в основу будущей системы страхования рабочих в России.
СТРАХОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1912 г.
В министерской записке к законопроекту об обеспечении рабочих на случай болезни, внесённой в третью Думу в 1908 г., отмечается наличие 54 соглашений во Владимирской губернии, 29 в Самарской, 45 в Херсонской.
По сведениям Фабричной Инспекции на 1907 г., выдача денежных собий рабочим во время болезни наблюдалась в 51 губернии (из 64, на которые распространялся надзор инспекции); ими было охвачено 15 % предприятий и 1/3 общего числа рабочих.
Чаще всего пособия выдавались в размере половины заработка (47 % предприятий), но встречались и выплаты полного заработка (37 %). Право па получение пособий зависело от срока службы. Сроки, в течение которых выдавались пособия, варьировали от 1,5-3 недель (36 %) до выздоровления (27 %), а так же до 1 месяца.
Действие закона 23 июня 1912 г. распространялось на рабочих и служащих, занятых в предприятиях фабрично-заводских, горных, судоходных по внутренним водам, на трамваях и железных дорогах. Исключались все предприятия, принадлежавшие казне (для них страхование было введено ранее, в 1904-1908гг), а так же мелкие предприятия с числом занятых лиц менее 20.
Все крупные и большинство средних заводов страховали всех своих рабочих. И если кто-то получал увечье, то за счет страховых сумм рабочий мог рассчитывать на вполне приличную компенсацию, а если увечье не позволяло ему работать, то на пожизненную пенсию. Если же человек в результате травмы погибал, то эти деньги выплачивались его вдове и детям.
ПЕНСИИ И СТРАХОВАНИЕ ПОСЛЕ 1917 ГОДА
Читаем БСЭ:
http://slovari.yandex.ru/art.xml?art…7
Цитата:
«После Октябрьской революции 1917 для трудящихся было установлено государственное пенсионное обеспечение. С первых же лет Советской власти за счёт государства назначались пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. С 1928 для рабочих отдельных отраслей промышленности были введены пенсии по старости, которые затем были распространены на всех рабочих, а к 1937 — на служащих. Закон о государственных пенсиях 1956 значительно повысил уровень пенсионного обеспечения и расширил круг лиц, имеющих право на пенсии»
Итак, с 1917 до 1928 года пенсии по старости вообще не выплачивались, были молча отменены в совдепии. В 1928 году начали выплачивать пенсии отдельным категориям рабочим (горнозаводской и текстильной промышленности) — служащим пенсии начали выплачиваться только в 1937 году. То есть, после 1917 года ушедшие с работы по возрасту служащие в течение более 20 лет (!) пенсии вообще не получали. Размеры совдеповских пенсий были очень маленькими вплоть до 1956 года (!). Какие пенсии были до 1941 года? Мне удалось найти размеры пенсий только для инвалидов РККА и Гражданской войны — они были повышены в 1937 году:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?Do…790&print=true
Цитата:
«Из протокола заседания Политбюро №45, 1937 г.
О повышении размера пенсии
1. Установить с 1 января 1937 г. следующие размеры пенсий в порядке социального обеспечения (включая хлебные надбавки).
а) для лиц, получивших инвалидность в связи с участием в гражданской войне или прохождением военной службы в РККА;
б) для инвалидов из числа бывших красногвардейцев и красных партизан — независимо от времени и причин наступления инвалидности;
в) для нетрудоспособных членов семей указанных в п. п. «а» и «б» инвалидов в случае смерти последних, а также нетрудоспособных членов семей лиц, умерших в связи с участием в гражданской войне или прохождении службы в РККА:
Инвалиды первой группы — 65 руб.* (для не имеющих сельского хозяйства) / 40 руб. (для имеющих сельское хозяйство).
Инвалиды второй группы — 45 руб. / 25 руб.
Семьи умерших с тремя и более нетрудоспособными членами — 45 руб. / 25 руб.
Семьи умерших с двумя нетрудоспособными членами — 35 руб. / 20 руб.
Семьи умерших с одним нетрудоспособным членом — 25 руб. / 15 руб.
2. Установить для инвалидов-пенсионеров следующие семейные надбавки: при трех и более нетрудоспособных членах семьи — в размере 40% получаемой инвалидом пенсии; при двух нетрудоспособных членах семьи — в размере 30% получаемой инвалидом пенсии; при одном — в размере 20%.
3. В тех случаях, когда пенсии, назначенные в порядке социального обеспечения до 1 января 1937 г. превышают указанные в ст. 1 размеры, эти пенсии не подлежат снижению в порядке настоящего постановления…

*Студенческая стипендия в 1937 году равнялась 130 руб. в месяц, прожить на которые без дополнительного приработка было невозможно».
Как видно, даже максимальная пенсия по инвалидности в 1937 году не превышала половины студенческой стипендии (!). Пенсии по старости, судя по всему, были лишь ненамного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) пенсия по старости не могла быть выше 300 рублей — это при средней зарплате в те годы около 1200 рублей. Конечно, при Сталине были и персональные пенсии больших размеров, но мы говорим о средних (без персональных надбавок). То есть, максимальная пенсия в начале 1950-х составляла лишь 25% средней зарплаты.
Сравните это с царскими временами: ушедшим на пенсию по болезни полагались 33% оклада (зарплаты) полагались уже при стаже работы (выслуге лет) хотя бы 5 лет, 67% при выслуге от 10 лет, а если человек уходил по состоянию здоровья, проработав 20 лет — он получал полный оклад! Это для прекративших работу по болезни. А по старости при стаже 25 лет до 1917 года работник получал уже 50% оклада. Сравните это с 25% оклада в 1951-1955гг!
Только в 1956 году, при Хрущеве, в СССР была проведена хорошая пенсионная реформа, и размеры пенсий были значительно повышены — через почти 40 лет (!) после Октябрьского переворота!
Борис Романов

© Copyright: Борис Романов, 2009
Свидетельство о публикации №209060501051

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Борис Романов

Рецензии

Написать рецензию

Очень интересно. Не могли ли вы подсказать, как найти закон об эмеритуре и закон о потере кормильца. Мой прапрадед умер в 1884, находясь на службе, семье платили пенсию. И также эмеритальную. Но я не могу найти эти законы. С уважением Алла Смолина.
Алла Смолина 3 22.05.2012 21:21 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Алла, я думаю, можно поискать в «Своде Законов Российской Империи. Том III, Книга Вторая. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях» — есть в интернете:
http://civil.consultant.ru/reprint/books/175/180.html#img181
С уважением
Борис
Борис Романов 23.05.2012 00:19 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Борис Романов

Пенсия в ссср. мы спокойны за свой завтрашний день!

В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления. Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности.

Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».
За дополнительный стаж полагались надбавки: за 35 лет стажа у мужчин, и 30 лет у женщин, а также за труд без перерывов более 15 лет полагалось 10 процентов, за 25-летнюю работу на одном и том же месте при общем трудовом стаже в 35 лет полагались дополнительные 20 процентов. Максимальная пенсия по старости была не более 120 рублей. Особенностью советской системы пенсионных выплат было то, что не было централизованного единого пенсионного фонда. Предприятия платили страховые взносы в бюджет, из этих средств выплачивались пенсии.

Отдельный разговор — пенсия колхозника. За их обеспечение отвечали колхозные артели, которые обладали специальным фондом для таких выплат. В 1964 году с принятием нового пенсионного законодательства страна взяла на себя обязательство по выплате пенсий всем гражданам.

Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей. В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники. Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников.

Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости. В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года. Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий. Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности.
Главная » Пенсия » Когда в ссср начали платить пенсии по старости Пенсия в СССР. Мы спокойны за свой завтрашний день! Добавил: Aleks Тема: Деньги 14 июля 1956 года был принят закон о пенсиях в СССР. В законе закреплялись основные принципы советской пенсионной системы: гарантированные государственные пенсии без каких-либо вычетов из заработка трудящихся; выплата пенсии за счёт средств общесоюзных фондов; единые основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность, потеря кормильца); единый возраст и единые требования к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсии; единый порядок исчисления размера пенсии из заработка с преимуществом для невысокооплачиваемых категорий работников. Полная пенсия начислялась мужчинам с шестидесяти лет со стажем работы не меньше 25 лет и женщинам с пятидесяти пяти лет, проработавшие не меньше 20 лет.

МИФ: Колхозникам не платили пенсий.Законодательно это было не предусмотрено

Примеры использования: «Особенно тяжелая доля выпала крестьянам (колхозникам не полагалось пенсии, отпусков, они не имели паспортов, не могли покинуть деревню без разрешения властей, платили налог на землю и т. д.)» (Курс лекции по отечественной истории http://kursoviki.spb.ru/lekcii/lekcii_history.php)

«Пенсионная система не охватывала крестьян» (История экономики России. Учебное пособие. Гусейнов Р. http://www.elective.ru/arts/eko01-k0177-p12229.phtml)

Действительность:

В 1935 году в конституции СССР было закреплено право всех граждан страны на пенсионное обеспечение. Создание пенсионной системы.

Единого пенсионного фонда на тот момент не существовало, выплата социальных пособий по нетрудоспособности и старости возлагалась непосредственно на артели, которые должны были создать с этой целью социальный фонд и кассу взаимопомощи.

«Примерный Устав сельхозартели 1935 г. (ст. 11) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот1. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства. По своему усмотрению колхозы также могли устанавливать престарелым колхозникам и инвалидам труда постоянное пенсионное обеспечение путем ежемесячной выдачи им продуктов, денег или начислять трудодни. Размеры и порядок пенсионного обеспечения (пенсионный возраст и необходимый для получения пенсии трудовой стаж) определялись общим собранием членов артели или собранием уполномоченных» (Т. М. Димони «Социальное обеспечение колхозников Европейского Севера России во второй половине ХХ века»)

Так что до конца 60-х колхозники тоже получали пенсию, просто выдавало ее не государство, а сам колхоз. Кроме пенсий от колхоза специалисты, инвалиды Великой отечественной войны, могли дополнительно получать и государственную пенсию. «Численность таких колхозников была невелика. В Вологодской области в 1963 г.

насчитывалось только 8,5 тыс. пенсионеров-колхозников, что составляло не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей» (Димони)

Для рабочих и служащих государственные пенсии устанавливаются в 1956 гзаконом о государственных пенсиях («Ведомости Верховного Совета СССР», 1956, № 15, ст. 313.)

С выходом в 1964 г. «Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов» («Ведомости Верховного Совета СССР», 1964, № 29, ст. 340.) происходит окончательное становление пенсионной системы СССР и государство полностью берет обязанности по выплатам пенсий на себя. При этом в постановлении Совмина СССР было особо отмечено, что колхозы по своему усмотрению могут сохранить свои пенсионные выплаты – в дополнение к государственной пенсии

Из того же закона от 15 июля 1964 года (в оригинальной редакции, закон неоднократно изменялся)

Статья 6. Право на пенсию по старости имеют члены колхозов: мужчины – по достижении 65 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Статья 8. Пенсии по старости членам колхозов назначаются в размере 50 процентов с заработка до 50 рублей в месяц и, сверх того, 25 процентов с остального заработка. Минимальный размер пенсии по старости устанавливается 12 рублей в месяц. Максимальный размер пенсии по старости устанавливается 102 рубля в месяц, то есть на уровне максимального размера пенсии по старости, предусмотренного Законом о государственных пенсиях для рабочих и служащих, постоянно проживающих в сельских местностях и связанных с сельским хозяйством.

Все последующие годы идет постепенное выравнивание пенсионного обеспечения колхозников с обеспеченим рабочих и служащих, благодаря опережающим темпам роста пенсий колхозникам.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*