admin / 17.09.2018

Какие вопросы решает трудовая инспекция

ФЗ №134 от 2001 года устанавливает порядок проведения Трудовой инспекцией проверок ИП и юридических лиц. Проверки работодателя могут быть плановыми и внеплановыми. Жалоба, поступающая от гражданина в Трудовую инспекцию на работодателя, связанная с нарушением его трудовых прав, является основанием к проведению внеплановой проверки.

Государственный инспектор выносит приказ о проведении внеплановой проверки. В этом документе содержится информация:

  • номер и дата приказа;
  • наименование проверяющего органа;
  • должность и информация об инспекторе, который приехал с проверкой предприятия;
  • наименование и юридический адрес компании, куда инспектор приехал с проверкой;
  • цели проверки;
  • правовая основа проверки;
  • дата и окончание проверки.

Если в приказе говорится о том, что проверка включает в себя мероприятия по соблюдению трудового законодательства, это значит, что инспектор осуществляет комплексную проверку компании. Решение об объеме проводимых мероприятий принимается руководителем уполномоченного органа.

Для того чтобы установить неправомерность действий работодателя к конкретному работнику или к группе лиц, необходимо изучить документы предприятия. Например, проверить – имело ли место опоздание работника и в связи с этим наложенное на него взыскание, можно понять, анализируя Правила внутреннего трудового распорядка организации, в которых установлено время начала и окончания трудового дня.

Часто работники хотят сохранить в тайне свое имя при обращении в Трудовую инспекцию, так как продолжают работать на предприятии или в компании, на руководство которых написали жалобу. Статья 358 ТК РФ позволяет инспекторам труда сохранить анонимность сообщения, скрыв данные об источнике жалобы. Трудовые инспекторы, приезжая на предприятие, запрашивают всю документацию, которая связана с соблюдением трудовых прав сотрудников юридического лица.

Работодатель не может игнорировать требования должностного лица. Если руководитель компании отказывается представить инспектору документы, связанные с предметом жалобы, его действие может быть расценено как препятствие проводимым мероприятием по контролю над соблюдением трудового законодательства. Это влечет ответственность по 19.4 статье КОАП, штраф – до 2000 рублей. Но работодатель имеет право присутствовать при проверке, знакомиться с ее результатами.

По итогам проверочных мероприятий инспектор составляет документ. Это акт установленной формы, в преамбуле которого в обязательном порядке отражается информация о месте, времени, дате проведения проверочного мероприятия, кроме того, указываются сведения о присутствующих на проверке лицах со стороны работодателя. В акте отражается результат проверки. В случае выявления виновного деяния со стороны работодателя, в акте нужно зафиксировать меру его ответственности. Например, за нарушение порядка хранения трудовых книжек работников, несет ответственность кадровый сотрудник, назначенный на должность руководителем предприятия.

Если кадровый сотрудник отсутствует, то ответственность перекладывается на руководителя. Административному наказанию в форме штрафа по результатам проверки может быть подвергнут работодатель и виновное лицо, занимающее определенную должность на предприятии. Если по итогам проверки нарушений не было выявлено, то это отмечается в документе.

Бытует мнение, что от появления на фирме защитников прав трудящихся ничего хорошего ожидать не стоит. Мало того, что они просмотрят документы, так еще «пробегутся» по рабочим местам и побеседуют с сотрудниками. И все же общение с инспекторами может и не привести к плачевным последствиям.

Основания для проведения трудовых проверок

Руководствуясь статьями 353 и 356 Трудового кодекса, сотрудники государственной инспекции труда (ГИТ) проверяют соблюдение организациями и предпринимателями трудового законодательства.

Проводя проверки, контролеры соблюдают требования многих других документов (ст.

360 ТК), а именно:

  • Конвенции Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.), ратифицирована Законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ (далее – Конвенция МОТ);
  • федеральных законов от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ и от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ;
  • постановления правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78; методических указаний о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов (утверждены приказом Рострудинспекции от 10 марта 1998 г. № 19).

Ревизии бывают плановыми и внеплановыми (ст. 7 Закона № 134-ФЗ). Первые могут проводиться не чаще чем один раз в два года. Малое предприятие не имеют права проверять в течение трех лет с момента его государственной регистрации.

О плановой проверке инспекторы предупреждают организацию за день-два до ее начала. Но для более эффективного результата контролеры могут явиться и без предупреждения.

Существует такое понятие, как контрольная проверка. Это внеплановый визит ревизора с целью проверить, устранены ли все нарушения после предыдущего посещения.

ГИТ может осуществить внеплановый выезд еще и в том случае, если она получит из внешних источников информацию о происшествиях, которые могут причинить вред окружающей среде, жизни и здоровью людей, а также если сотрудники, партнеры или клиенты подают жалобу на компанию, предъявляя при этом наглядные доказательства.

Проверяющий имеет возможность сообщить работодателю, кто именно на него пожаловался, только если заявитель письменно подтвердит намерение раскрыть свою личность (ст. 358 ТК). Трудовые инспекторы вправе прийти в организацию вместе с налоговыми инспекторами или проверяющими соцстраха, если причиной, по которой они появились в офисе фирмы, послужила информация, полученная из ИФНС или внебюджетных фондов.

Что учесть при первой встрече с трудовой инспекцией

Контролеры обязаны иметь при себе служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя региональной инспекции труда или его заместителя. Данный документ должен содержать перечень фамилий ревизоров (остальных вы имеете право не впускать), а также причину, сроки и предмет внеплановой проверки (ст. 8 Закона № 134-ФЗ). В противном случае можно отказать в проходе на территорию офиса.

Если все вышеизложенное соблюдено, а инспекторов не впустили, они вернутся уже с милицией или представителем прокуратуры. А сотрудника, препятствующего проходу контролеров, могут оштрафовать. Если это сам руководитель, штраф составит от одной до двух тысяч рублей. Сумма наказания для любого другого служащего, например, охранника или секретаря, меньше – от пятисот до тысячи рублей (п. 1 ст. 19.4 КоАП).

Нелишним будет позвонить в инспекцию, чтобы выяснить, действительно ли проверяющие были направлены в компанию, сделать ксерокопии всех предъявленных инспекторами документов или записать данные проверяющих.

В общем случае продолжительность ревизии не должна превышать один месяц. Если контролерам требуется выполнить дополнительные процедуры, например экспертизу, срок проверки могут продлить также не более чем на месяц.

На что имеет право контролер

Конвенция МОТ предоставляет трудовым инспекторам следующие права:

  • в любое время суток без предупреждения проходить в компании, которые находятся на подконтрольной им территории;
  • проверяющие могут посещать и напрямую неподконтрольные им здания, если этого требует предмет проверки. Правда, делать это они вправе только днем;
  • проводить любые проверки и расследования, которые необходимы, чтобы убедиться в том, что фирма полностью соблюдает трудовое законодательство;
  • инспекторы могут потребовать ознакомить их с любыми документами, которые должна иметь фирма согласно требованиям трудового законодательства. Контролеры вправе делать с полученных бумаг копии или выписки.

Дополнительные полномочия инспекторов перечислены в статье 357 Трудового кодекса.

Обнаружив нарушения, контролеры выдадут фирме предписание с указанием устранить их. Кроме того, они вправе привлечь виновных к административной ответственности или даже отстранить их от должности.

У инспекторов есть не только права, но и обязанности. Они перечислены в статье 11 Закона № 134-ФЗ.

Предмет исследований

Контролеры, несомненно, захотят ознакомиться с учредительными документами организации, с кадровой документацией, трудовыми договорами. Проверят, ведет ли фирма учет трудовых книжек и вкладышей к ним, где и как их хранят. Также проверяющие сверят записи в трудовых книжках с приказами о приеме в компанию, о назначении на новую должность или переводе на другую работу. Инспекторы требуют, чтобы все документы кадрового учета были оформлены по унифицированным формам. Кроме того, они могут потребовать не только кадровые, но и бухгалтерские документы, например, платежную ведомость. Если же поводом проверки послужил несчастный случай, основное внимание ревизоры уделят документам по охране труда.

Что в итоге?

При выявлении недочетов выдается предписание по их устранению. Данный документ составляется в двух экземплярах. Первый из них с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) получает работодатель, второй остается у службы ГИТ.

Если руководство фирмы быстро устранило допущенные ошибки, инспекторы могут прекратить производство по делу. В противном случае контролеры назначат компании наказание. Ответственность за нарушение трудового законодательства установлена статьями 5.7, 5.27, 5.28 – 5.34, 5.39 Кодекса об административных правонарушениях. В последнее время наказание за нарушение трудового законодательства стало более жестким, однако в судебной практике существуют смягчающие обстоятельства (п. 1 ст. 4.2 КоАП).

Помимо штрафов, деятельность фирмы-нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток (п. 1 ст. 5.27 КоАП). В течение этого времени компания не сможет отгружать товары, выполнять работы или оказывать услуги (ст. 3.12 КоАП). Такое наказание может назначить только суд. Если фирма или предприниматель досрочно устранят нарушения, фирме могут разрешить работать до истечения срока наказания. Для этого нужно подать судьям соответствующее ходатайство.

Рекомендуется вести журнал учета мероприятий по контролю. Проверяющие обязаны фиксировать в нем даты проверок. Требования к его оформлению установлены статьей 9 Закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ. Факт отсутствия журнала контролеры занесут в акт, который они составят по результатам проверки, но за отсутствие такового штрафы не грозят.

В некоторых регионах утверждены рекомендуемые формы таких журналов.

Если вы хотите достойно встретить трудового инспектора, все-таки необходимо уделять должное внимание оформлению кадровой документации.

Ответ трудовой инспекции на жалобу

Каждый работник имеет право написать жалобу, если работодатель нарушает его трудовые права. Жалоба пишется в надзорный орган, который осуществляет контроль над деятельностью работодателей со стороны государства. К таким органам относятся:

  • Трудовая инспекция;
  • Прокуратура;
  • Суд.

Работники предпочитают писать жалобы именно в трудовую инспекцию, так как это не требует сбора дополнительных доказательств и оплаты государственной пошлины. Кроме того, при подаче заявления в трудовую инспекцию отсутствует «срок давности», как при подаче искового заявления в суд. Кроме того, если инспекторы выявят систематические нарушения, они сами подготовят исковое заявление.

Жалоба подаётся в трудовую инспекцию по месту регистрации работодателя. Граждане, которые трудятся у работодателей, зарегистрированных в Москве и области, подают жалобу в Государственную инспекцию по труду г. Москвы.

Каждое обращение от работника должно быть зарегистрировано в инспекции. С момента регистрации инспекторам даётся 30 дней для рассмотрения заявления. Потом они должны дать письменный ответ и выслать его либо на почтовый адрес заявителя, либо на электронную почту.

Ответ на жалобу от работника из трудовой инспекции оформляется на официальном бланке. Он содержит следующую информацию:

  • В левом верхнем углу указана информация о трудовой инспекции, откуда пришёл ответ и куда работник писал жалобу;
  • Ниже указывается адрес инспекции, а также контактный телефон и адрес электронной почты;
  • Ниже номер исходящего документа и его дата;
  • Ниже номер и дата входящего документа, на который дан ответ;
  • В правом верхнем углу информация о работодателе:
    • Должность руководителя;
    • Полное название работодателя, включая его организационно-правовую форму;
    • Полностью ФИО руководителя;
    • Адрес места нахождения работодателя.
  • Далее идёт «тело» ответа. Здесь указывается, что в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами, а также по распоряжению руководителя трудовой инспекции на предприятии (полностью указывается название работодателя) будет проведена внеплановая проверка;
  • Основание для проверки.

    Здесь указывается жалоба сотрудника. Если заявитель просил сохранить конфиденциальность, то инспекторы не имеют права указывать, от какого сотрудника поступила жалоба;

  • Затем идёт краткое перечисление полномочий инспекторов на основании ст. 357 ТК РФ;
  • Просьба подготовить следующие документы. Здесь приводится полный перечень документов.

Такое уведомление приходит работодателю. Точно такой же ответ инспекторы присылают и заявителю. Только в правом верхнем углу указывается информация не о работодателе, а о заявителе:

  • Полностью ФИО;
  • Адрес места жительства;
  • Контактный телефон.

Затем перечисляются нормы ТК и других законов и нормативных актов, на основании которых у работодателя будет проведена внеплановая проверка. Также указывается примерная дата проведения проверки.

По факту жалобы инспекторы проводят проверку у работодателя. Если будут выявлены нарушения, то инспекторы вынесут предписание, в котором будут указаны все обнаруженные нарушения, а также сроки их исправления. Затем будет повторная проверка, где будут проверяться исправленные нарушения. Если этого не будет сделано, то работодатель будет нести ответственность в соответствии с административным, гражданским или уголовным законодательством.

Инспекторы уведомляют работодателя не позднее, чем за сутки до проведения проверки. Но, если предметом жалобы является нарушение норм трудового законодательства, то инспекторы могут не посылать уведомление.

Общие положения трудовой инспекции

В соответствии со ст. ст. 353, 354 , 356 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями-работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением «О Федеральной службе по труду и занятости», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, и другими нормами законодательства.

В частности, трудовые инспекции обязаны исполнять требования Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)», которым установлены особые правила при проведении проверок.

Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации. К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ помимо Федеральной инспекции труда относятся и другие государственные органы. Например, Ростехнадзор (ст. ст. 366, 367 и 369 ТК РФ), Генеральный прокурор, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ростехнадзор может проверять исключительно нормы по охране труда работников, но только в организациях промышленной деятельности, подпадающей под действие норм Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Тогда как государственная инспекция труда может проверять любые нормы трудового права, в том числе и в организациях промышленности, и по отношению к работникам, выполняющим соответствующие виды деятельности, относящиеся к сфере надзора, обеспечивающего промышленную безопасность.

Перечень полномочий трудовой инспекции очень обширен и построен в соответствии с положениями Конвенции Международной Организации Труда 1947 г. N 81 и ст. 356 ТК РФ.

К полномочиям трудовой инспекции помимо контроля и надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства относятся:

  • анализ обстоятельств и причин нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению, а также направление соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, суды;

  • рассмотрение дел об административных правонарушениях;

  • обобщение практики;

  • принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение расследования,

  • полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

К полномочиям территориальных структур Роструда согласно ст. 357 ТК РФ отнесены:

  • посещать для проведения инспекции организации, работодателей — физических лиц в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца;

  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;

  • при наличии заключений государственной экспертизы направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений;

  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и т.д.;

  • запрещать использование работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия;

  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы;

  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства.

Сложилось мнение, что трудовая инспекция может прийти в организацию с проверкой, только если от работника организации поступила жалоба на работодателя. Однако это не совсем так. Роструду предоставлено право проводить проверки соблюдения работодателями законодательства о труде. Эти проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Плановые проверки по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), а также в целях проверки выполнения работодателями обязательных требований.

В отношении одной организации (индивидуального предпринимателя) любым органом государственного контроля плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства — не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые проверки могут проводиться в отдельных случаях, перечисленных в п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ. Например, проверка будет проведена, если в уполномоченный орган поступит жалоба на нарушение прав и законных интересов работника или в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества. В последнем случае проверка должна быть проведена также на основании соответствующего заявления лица, выявившего такие факты.

При проведении проверок работодатель имеет право знать, кто именно на него пожаловался, в случае если заявитель письменно подтвердит намерение раскрыть свою личность. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в трудовую инспекцию, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Чтобы убедиться в обоснованности и законности прихода трудового инспектора, необходимо проверить служебное удостоверение лица, уполномоченного совершать проверку, а также распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя инспекции труда.

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю согласно должны быть указаны следующие сведения:

  • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;

  • наименование контролирующего органа;

  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

  • наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;

  • цели, задачи и предмет проводимой проверки;

  • правовые основания проведения проверки;

  • даты начала и окончания проверки.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется инспектором руководителю организации, в которой запланировано контрольное мероприятие. Вместе с распоряжением инспектор должен ознакомить представителя работодателя со служебным удостоверением пришедшего с проверкой лица. Если эти требования не будут соблюдены, то работодатель имеет полное право отказать инспектору в проведении проверки (п. 1 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).

Кроме того, можно позвонить в инспекцию и выяснить, были ли направлены проверяющие в организацию, а также целесообразно снять копии всех представленных инспектором документов. Мероприятие по контролю может проводить только то должностное лицо (или лица), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, когда необходимы специальные исследования, срок инспекции может быть продлен, но не более чем на один месяц. Такого рода предложение должно исходить только от должностного лица, осуществляющего инспекцию, от руководителя органа государственного контроля или его заместителя.

Запрос

Запрос из трудовой инспекции о представлении пакета документов должен быть мотивированным. Вместе с ним работодателю должна поступить копия распоряжения о проведении проверки трудовой инспекцией. Это важный момент, поскольку в случае отсутствия распоряжения проверка не может считаться законной. Следовательно, при отсутствии копии приказа (распоряжения) представлять запрашиваемые документы нет необходимости.

В данной ситуации работодатель может либо проигнорировать запрос, либо попросить подтвердить его законность путем направления копии распоряжения о проверке. При этом запросить подтверждение законности проверки можно по телефону или по почте. Вести переписку предпочтительнее, поскольку в случае возникновения судебного спора будет легче отстоять свою позицию. К тому же, если не отвечать на запрос трудовой инспекции, можно спровоцировать проведение выездной проверки.

Работодатель представляет документы. При соблюдении всех формальностей, работодатель обязан представить инспекторам копии документов в течение десяти рабочих дней с момента получения запроса.

Оформление результатов проверки

Акт проверки. По результатам проверки, как и прежде, инспекторы обязаны составить акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя. Этот документ имеет типовую форму, которой обязаны придерживаться все контролеры независимо от их ведомственной принадлежности. Акт утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Акт составляют в двух экземплярах в последний день проверки и заполняют в соответствии с требованиями ст. 16 Закона N 294-ФЗ. Однако инспекторы могут это сделать и на три рабочих дня позже, если для оформления документа нужно получить заключение о проведенных испытаниях или исследованиях (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). К акту могут быть приложены протоколы отбора образцов продукции, проб обследования окружающей среды, испытаний, экспертиз, объяснения работников, ответственных за выполнение обязательных требований трудового законодательства.

Один экземпляр с копиями приложений вручают под роспись работодателю. Если представитель работодателя отказывается ознакомиться и подписать акт, инспектор делает соответствующую отметку. Исходя из практики, отказываться от получения акта бесполезно. В этом случае его вышлют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Как только инспекторы получат почтовое уведомление, будет считаться, что акт вручен должным образом.

Предписание. Положения ст. 17 Закона N 294-ФЗ обязывают контролеров, обнаруживших какие-либо нарушения трудового законодательства, выдать предписание об их устранении и принять меры по контролю его исполнения. В предписании должны быть указаны сроки, в которые нарушение необходимо устранить. При этом законом запрещено вносить в предписание требование о проведении мероприятий по контролю за счет работодателя.

За нарушение срока выполнения предписания организация может быть оштрафована на сумму от 10 000 до 20 000 руб., а руководитель — от 1000 до 2000 руб. Причем руководителя могут еще и дисквалифицировать на срок до трех лет. Это значит, что в течение этого срока он не сможет занимать руководящие должности. Такие санкции установлены в ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Журнал учета проверок. В ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ на работодателей возложена обязанность вести журнал учета проверок. Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Правда, никакой ответственности за его отсутствие не предусмотрено. Инспекторы лишь сделают в акте проверки запись об этом. Однако игнорировать ведение журнала не стоит — он является дополнительной гарантией законности проверки. В нем инспекторы, проводившие проверку, должны сделать записи о ее сроках, объеме и целях, а также указать реквизиты распоряжения, на основании которого проводилось мероприятие, выявленные при этом нарушения и выданные предписания.

Ответственность

Ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена в ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей и должностных лиц согласно ч. 1 указанной статьи составляет от 1000 до 5000 руб., для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.

Если в ходе проверки выявлены такие нарушения, в результате которых возникла непосредственная угроза жизни и здоровью людей, нанесения вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций, контролеры могут принять меры, направленные на недопущение возникновения таких ситуаций, вплоть до временного запрета деятельности субъекта проверки. Срок такого запрета согласно требованиям ст. 27.17 КоАП РФ составляет не более пяти суток до момента принятия решения суда, который может либо приостановить деятельность предприятия на срок до 90 суток, либо отказать контролирующему органу в удовлетворении его ходатайства о приостановлении работы.

Если руководитель организации совершит аналогичное нарушение еще раз, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет на основании ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ , и в этот период он не имеет права занимать руководящие должности.

Информация о дисквалифицированных руководителях хранится в специальной базе данных, которую формирует МВД России. Поэтому у работодателей есть возможность проверить кандидатов на руководящие должности.

Источник: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства

Какие жалобы рассматривает трудовая инспекция

Вопрос о том, какие жалобы рассматривает трудовая инспекция (ФИТ), имеет принципиальное значение. Любой участник трудовых правоотношений обладает правом на обращение в этот государственный орган.

Жалоба может быть предъявлена на любой из стадий реализации трудовых прав.
Значительным преимуществом обращения в ФИТ является то, что полученное вследствие этого заключение трудовой инспекции при необходимости будет рассматриваться в качестве весомого доказательства в суде.<.p>

Ключевой задачей ФИТ является осуществление надзора над соблюдением участниками трудовых правоотношений законодательных норм, регламентирующих подобные правоотношения. Данная надзорная функция реализуется посредством осуществления плановых мониторингов, а также при помощи проведения проверочных мероприятий на основании жалоб.

Трудовой инспекцией рассматриваются жалобы:

  • на несоблюдение законодательно установленного порядка приема на работу
  • на неправильное оформление трудовых правоотношений
  • на незаконное установление работодателем норм рабочего времени и периода отдыха
  • на несоблюдение регламента изменений условий труда
  • на неправильное исчисление зарплаты и иных выплат (в том числе, компенсационного характера)
  • на несвоевременность осуществления финансовых расчетов
  • на отсутствие законных оснований при привлечении сотрудников к дисциплинарной ответственности
  • на отсутствие безопасных условий труда сотрудников
  • на отсутствие законных оснований для увольнения работников
  • на несоблюдение процедуры расторжения трудовых договоров

По итогам подобных проверочных мероприятий инспекторы ФИТ формируют предписания, нацеленные на ликвидацию выявленных нарушений. Если в нарушениях обнаруживаются признаки такого явления, как административные проступки, то обязанностью инспекторов ФИТ является формирование административных протоколов и направление материалов в судебную инстанцию (в целях привлечения виновных лиц к юридической ответственности). Точно таким будет и порядок действий, если установлено, что в действиях участника трудовых правоотношений присутствует состав уголовного преступления. Еще одной важнейшей функцией ФИТ следует признать проведение экспертных исследований по условиям труда.

ФИТ не обладает правом:

  • принятия решений о том, какая из сторон трудового спора обладает большей правотой
  • взыскания гарантийных либо компенсационных выплат
  • отмены дисциплинарных взысканий

В компетенцию ФИТ входит выдача официальных заключений относительно соблюдения сторонами трудовых правоотношений законодательных норм. Подобные заключения рассматриваются судами и комиссиями по трудовым спорам, в качестве основания для принятия решений по существу таких споров.

Предъявить жалобу в трудовую инспекцию можно на личном приеме, с помощью почтового отправления, а также в режиме online. Как правило, электронные ресурсы территориальных органов ФИТ предлагают возможность оформления обращений двух типов: жалоб на действия участников трудовых правоотношений и заявлений в целях получения официального разъяснения.

Участнику трудовых правоотношений, имеющему намерение получить конкретный результат от обращения в ФИТ (например, предписание об устранении нарушений ТБ), следует подать аргументированную жалобу с просьбой инициировать проверку. В результате подачи заявления о получении официального разъяснения создать правовые последствия оппоненту не удастся.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*