admin / 31.12.2018

Как проверить ремень

Как натянуть ремень генератора

Генератор в автомобиле играет важную роль: он преобразует механическую энергию вращения коленвала в электрическую. Передача энергии от коленвала к генератору осуществляется с помощью специального ремня, и от степени его натяжения зависит обеспечение электросистемы автомобиля. (см. видео «Как натянуть ремень генератора» ниже)

Ремень генератора соединяет два шкива – генератора и коленвала, которые вращаются с огромной скоростью. Если ремень будет прилегать к шкиву недостаточно плотно, то коленвал будет проскальзывать – обычно в таких случаях, из отсека двигателя, слышится свист.

По степени, натяжение ремня бывает: недостаточным, чрезмерным и нормальным. Уже по названию ясно, что нужно стремиться к нормальному натяжению, а не достаточная или чрезмерная степень натяжения не идет на пользу работе автомобиля.

Если ремень генератора натянут недостаточно плотно, то шкив коленвала проскальзывает, из-за этого ремень генератора чрезмерно нагревается. В результате, и генератор работает не эффективно, и его ремень быстро приходит в негодность. Значит, нужно натянуть ремень генератора так, чтобы добиться более плотного прилегания к шкиву коленвала.

Если ремень генератора натянут слишком сильно, то раньше срока изнашиваются подшипники генератора. В этом случае, нужно ослабить ремень генератора.

Как проверить натяжение ремня генератора? Нужно надавить на ремень сверху, ровно посередине между шкивами.

Допускаются определенные отклонения ремня от его нормального положения, для разных марок автомобилей – они разные.

Как можно натянуть ремень генератора?

Эту процедуру можно выполнить, использовав: 1) либо регулировочную планку, 2) либо регулировочный болт.

ПЕРВЫЙ СПОСОБ (с регулировочной планкой) популярен на классических моделях ВАЗ. Генератор на этих автомобилях прикреплен к картеру двигателя посредством длинного болта, позволяющего двигать генератор в разные стороны. В верхней части расположена планка в форме дуги, с прорезью и гайкой, которая фиксирует положение генератора.

Чтобы натянуть ремень генератора:

– отвинтите гайку на планке;
– отожмите генератор от двигателя, с помощью любого удлиненного инструмента;
– теперь закрутите гайку на планке;
– убедитесь в достаточной степени натяжения ремня, если нужно – повторите все манипуляции заново.

Замена ремня генератора
Замена натяжителя ремня генератора
Замена роликов ремня генератора

ВТОРОЙ СПОСОБ регулирования натяжения ремня генератора считается более продвинутым. Здесь регулировка производится с помощью регулировочного болта.

Чтобы натянуть ремень генератора данным способом:

– ослабьте гайки крепления генератора;
– чтобы отвести генератор от блока, начните плавно поворачивать болт регулировки по часовой стрелке; выбирайте, при этом, нужную степень натяжения ремня;
– вновь затяните крепление генератора.

Неважно, как вы натянули ремень генератора – использовали регулировочную планку или болт – после завершения процедуры, нужно ключом повернуть коленвал на два – три оборота. После этого, нужно вновь произвести проверку степени натяжения ремня генератора. Последний раз сделать контрольную проверку нужно после первой поездки.

Видео: Как натянуть ремень генератора

Генератор – это специальное устройство, целью которого является обеспечение преобразования механической энергии вращения коленчатого вала к валу генератора, в результате чего образуется электрическая энергия.

Генератор – это специальное устройство, целью которого является обеспечение преобразования механической энергии вращения коленчатого вала к валу генератора, в результате чего образуется электрическая энергия. Одной из главных составляющих устройства является ремень генератора, который представляет собой эластичную ленту, в виде кольца.

От правильного натяжения ремня зависит работа самого генератора, его подшипников, водяного насоса и аккумуляторной батареи. Неправильная эксплуатация этого элемента может привести к сокращению срока службы этих элементов и поломке оборудования. Обратите внимание, по ссылке www.v-kran.ru/remont.htm спецы осуществляют профессиональный ремонт спецтехники.

Генераторы делят на два вида:

  • Генератор переменного тока, который используется в легковых автомобилях;
  • Генератор постоянного тока, который используют в спецтехнике, сельскохозяйственной технике и т.д.

Для того, чтобы ремень работал правильно и стабильно, необходимо его периодически осматривать, с целью выявления обрывов, а также проверять его натяжение. На сегодняшний день, замена ремня генератора является одной из самых востребованных услуг в автосалонах. Если говорить о стоимости, то она во многом зависит от марки автомобиля.

Проверка натяжения ремня генератора

Проверить натяжение ремня генератора можно самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. При самостоятельном измерении натяжения следует помнить, что цифра оптимального натяжения ремня варьируется в зависимости от модели транспортного средства и марки ремня генератора. Для проверки натяжения необходимо:

  • Осмотреть ремень генератора;
  • Нажать пальцем на середину разветвления, расположенного между генератором и шкивами коленчатого вала;
  • При небольшом нажатии пальцем, оптимальный прогиб ремня должен составлять 8-10 мм.;
  • Взять металлическую полоску и положить её на шкивы коленвала и генератора;
  • Надавив на центр ремня, измерить диапазон прогиба. При нажатии, равным 10 кг/см, прогиб не должен превышать 15 мм.

Регулировка ремня генератора

Если после произведённых действий обнаружилось чрезмерное натяжение ремня или наоборот, он натянут слабо, ремень необходимо подрегулировать, поскольку первый вариант ведёт к разрушению подшипников генератора, а второй – к износу ремня. Регулировка происходит следующим образом:

  • Ослабить гайки крепления на натяжной планке;
  • Ослабить нижний болт, которым генератор крепиться к кронштейну двигателя;
  • С помощью монтировки отодвинуть и зафиксировать генератор в нужном положении;
  • Затянуть гайки на натяжной планке;
  • Проверить натяжение ремня;
  • Если показатели натяжения пришли в норму, затянуть крепления устройства на кронштейн двигателя. Если не удалось добиться нужного натяжения, нужно снова ослабить гайки на планке и заново фиксировать генератор.

Таким образом, проверить натяжение устройства и произвести его регулировку не составит особого труда для любого автолюбителя. Кроме того, иногда необходимо производить осмотр ремня с целью выявления износа или повреждений, которые, в последствие, могут привести к выходу из строя самого генератора или АКБ.

РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЕЙ

Привод водяного насоса, компрессора и генератора

осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы

которых зависит нормальная работа этих агрегатов. Поэтому при

повседневном уходе за двигателями предохранять ремни от

попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и

регулировать его. Особенно тщательно проверять натяжение

ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это

время происходит их наибольшая вытяжка. Натяжение ремней

должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и

недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу

их из строя. Кроме того, чрезмерное натяжение ремня привода

водяного

насоса

может

послужить

причиной

разрушения

подшипников насоса.

Нормально

натянутый ремень водяного насоса при

нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс)

прогибается на 7–12 мм (рис. 55) или 10–15 мм (рис. 56), а ремень

компрессора – на 4 – 8 мм на короткой ветви (рис. 58) .

Натяжение ремней привода генератора проверять нажатием с

усилием 40 Н (4 кгс) на середину ветви каждого ремня (рис. 59),

при этом ремни привода генератора должны прогибаться на 10 –

15 мм. Если ремни прогибаются больше или меньше указанного,

отрегулировать их натяжение.

Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236НЕ,

НЕ2, БЕ, БЕ2 (рис. 55) регулировать натяжным устройством, для

чего:

1 ослабить болты крепления рычага кронштейна натяжного

приспособления;

2 при помощи воротка Ø12 мм, вставленного в отверстие

рычага

кронштейна

натяжного

приспособления,

произвести натяжение ремня;

3 не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления

рычага кронштейна натяжного приспособления;

4 проверить натяжение ремня.

Рис.

55. Проверка натяжения ремня водяного насоса

двигателей ЯМЗ-236НЕ, НЕ2, БЕ, БЕ2

Рис. 56. Проверка натяжения

ремня водяного насоса

Рис. 57. Снятие

регулировочных прокладок

двигателей ЯМЗ-236Н,Б

Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236Н,Б

регулируйте прокладками (рис. 56, 57). Для натяжения ремня

отверните гайки крепления боковины шкива и снимите одну-две

регулировочные прокладки (рис. 57). Прокладки поставьте на

наружную сторону боковины и последовательно, в несколько

приемов, заверните гайки, проворачивая шкив после подтяжки

каждой райки. Затем проверьте правильность натяжения ремня.

При замене старого ремня новым все прокладки поставьте между

ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулируйте натяжение

ремня, как указано выше.

Натяжение ремня компрессора регулировать натяжным

устройством. Перед регулировкой отвернуть контргайку на один

оборот, гайку крепления оси шкива натяжного устройства – на

половину оборота и гайку болта-натяжителя – на два оборота.

Вращая болт-натяжитель, отрегулировать натяжение ремня.

После регулировки затянуть гайку и контргайку крепления оси

моментом 120…150 Н·м (12…15 кгс·м) и гайку болта-натяжителя

– моментом 10…20 Н·м (1…2 кгс·м), при большем моменте

затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси

шкива.

Рис. 58.

натяжения

компрессора

Проверка

ремня

Рис. 59.

натяжения

генератора

Проверка

ремня

Натяжение

ремня

привода

генератора

регулировать

перемещением генератора относительно оси его крепления.

Перед

регулировкой

ослабить

затяжку

болтов

крепления

генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления

генератора к планке. После регулировки надежно закрепить

генератор. При увеличенной вытяжке и обрыве хотя бы одного из

ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для

обеспечения равномерной нагрузки на них.

ПОДТЯЖКА КРЕПЛЕНИЯ

ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ

а)

б)

Рис. 60. Порядок затяжки гаек крепления головок

цилиндров:

а)–общая головка цилиндров;

б)–индивидуальная головка цилиндров.

Проверить момент затяжки гаек крепления головок

цилиндров

тарированным

ключом

в

холодном

состоянии

двигателя и, если необходимо, подтянуть их до момента

235…255 Н.м (24…26 кгс.м).

Затяжку

гаек

производить

в

последовательности,

показанной на рис. 60.

ВНИМАНИЕ!

КАТЕГОРИЧЕСКИ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

ЗАТЯГИВАТЬ

ГАЙКИ

МОМЕНТОМ

БОЛЬШИМ,

ЧЕМ

УКАЗАНО, ТАК КАК ЭТО ПРИВЕДЕТ К ОБРЫВУ ШПИЛЕК И

ПОЛОМКАМ ГОЛОВОК ЦИЛИНДРОВ, А ГЕРМЕТИЧНОСТЬ

СОЕДИНЕНИЯ ЭТИМ НЕ ВОССТАНОВИТСЯ.

После подтяжки гаек крепления головок цилиндров

отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме и

установить крышки головок цилиндров.

РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В

КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ

Тепловые зазоры в клапанном механизме предназначены

для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при

расширении деталей привода клапанов во время работы

двигателя. Величина теплового зазора у впускного и выпускного

клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах

0,25…0,30 мм. При повторной проверке зазоров после прокрутки

коленчатого

вала

отрегулированного

двигателя

возможно

изменение их до пределов 0,20…0,35 мм из-за погрешности

формы

и

расположения

поверхностей

деталей

распределительного механизма, что является допустимым.

При слишком больших тепловых зазорах уменьшается

высота

подъема

клапанов,

вследствие

чего

ухудшаются

наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и

увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.

При очень малых зазорах в результате теплового расширения

деталей газораспределительного механизма не обеспечивается

плотное

прилегание

клапанов

к

седлам,

нарушаются

газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются

мощностные и технико-экономические показатели двигателя.

Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов

может привести к перегреву клапанов и их прогару.

Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или

не ранее, чем через 1 час после его остановки.

При регулировке тепловых зазоров и повторной их

проверке коромысла клапанов рекомендуется прижать:

· на головке правого ряда цилиндров

коромысла

выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов – к

упорной шайбе;

· на головке левого ряда цилиндров коромысла вы-

пускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов

– к торцу оси.

Выпускные клапаны правого ряда цилиндров распо-

ложены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к

маховику.

Последовательность регулировки:

1 Выключить подачу топлива.

2 Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров

и снять крышки.

3 Проверить момент затяжки болтов крепления осей

коромысел,

который

должен

быть

120…150

Н·м

(12…15 кгс·м).

4 Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при

виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт

крепления шкива или сзади ломиком за маховик через

люк в нижней части картера маховика, используя

отверстия в маховике (рис. 61), установить момент, когда

впускной

клапан

первого

цилиндра

полностью

поднимется (то есть закроется). Продолжая вращать

коленчатый вал, провернуть его еще примерно на 1/3

оборота (≈120º). Это положение коленчатого вала

соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба

клапана этого цилиндра будут закрыты.

Рис. 61. Проворачивание коленчатого вала

5 Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком

коромысла у впускного и выпускного клапанов первого

цилиндра и, при необходимости, отрегулировать.

Рис. 62. Регулировка зазора

клапанного механизма

6 Для

регулировки

зазоров

отвернуть

гайку

регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая

винт отверткой (рис. 62), установить зазор 0,25…0,30 мм.

Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить

величину зазора. При правильно отрегулированном

зазоре щуп толщиной

0,25 мм должен входить при

легком нажиме, толщиной 0,30 мм – с усилием.

7 Для

регулировки

зазоров

клапанного

механизма

остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в

том же направлении до полного закрытия впускного

клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще

на 1/3 оборота. Зазоры регулировать как указано выше

(см. п.6).

Регулировку

зазоров

по

цилиндрам

рекомендуется

проводить в соответствии с порядком их работы

1–4–2–5–3–6. Схема нумерации цилиндров приведена в

разделе «Техническая характеристика».

8 После

окончания

регулировки

зазоров

запустить

двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном

механизме

не

должно

быть.

В

случае

наличия

характерного стука клапанов остановить двигатель и

регулировку зазоров повторить.

Определение величины натяжения ремня

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Для создания необходимого трения между ремнем и ободом шкива ре­мень должен иметь достаточную силу начального натяжения S0. Это дости­гается предварительным натяжением ремня при монтаже или с помощью подвижной опоры. Чем больше S0, тем выше тяговая способность переда­чи.

Но при большом начальном натяжении ремень получает и большую вытяжку, снижается его долговечность. Поэтому S0выбирают таким, чтобы ремень мог сохранить это натяжение достаточно длительное время, не по­лучая большой вытяжки.

Величина начального натяжения S0ремня без передачи крутящего момента (рис. 1.4) определяется по формуле:

. (1.5)

где – начальное натяжение, МПа;

F – площадь поперечного сечения ремня, см.

Существуют нормы натяжения, некоторые из них приведены в табл. 1.1.

Т а б л и ц а 1.1 – Нормы натяжения клиновых ремней

Параметр Сечения клиновых ремней (ГОСТ 1284-89)
О А Б В
Расчетный диаметр шкива, мм 63…80 90 и более 90…112 125 и более 125…160 180 и более 200…224 250 и более
Натяжение на одну ветвь ремня, Н

По условию долговечности для плоских ремней при относительно малых межосевых расстояниях МПа. При значительных межосевых расстояниях МПа, а при наличии автоматического регулирования натяжения МПа.

При наличии клиноременных передач МПа.

Начальное натяжение в клиноременной передаче определяется по формуле:

. (1.6)

где z – количество ремней.

Приближённо можно считать, что в состоянии покоя и при холостом ходе каждая ветвь натянута с одним и тем же усилием S0.

Так как сумма сил натяжения ветвей ремня постоянна, независимо от того, нагружена передача или нет, то

. (1.7)

Поскольку с приложением момента Мкр =1/2 ´D1´(S1 – S2)=Р´D/2, то

окружное усилие Р будет равно

. (1.8)

Крутящий момент по передаваемой мощности двигателя определяется по формуле:

. (1.9)

где – мощность электродвигателя, кВт;

– частота вращения ведущего шкива, об/мин;

– крутящий момент, Нм.

Окружное усилие по крутящему моменту определяется:

. (1.10)

Силы натяжения ветвей ремня S1и S2пере­даются на валы и опоры. Рассматривая параллелограмм сил (см. рис.1.4, б), можно найти равнодействующую силу Sр, которая действует на валы и опоры

Sр=2S0´cosβ/2 (1.11)

При эксплуатации ременных приводов очень важно обеспечить правильное начальное натяжение и равномерное нагружение всех ремней.

Для изменения натяжения ремня используют различные устройства. Одно из таких устройство показано на рис. 1.5.

Контроль величины натяжения в эксплуатации проводят по стреле прогиба ветви, используя при этом груз или динамометр, а натяжение можно вычислить по формуле 1.10.

Для контроля величины начального натяжения S0используются специальные нагрузочные устройства.

2.4. Описание нагрузочного устройства

При определении натяжения ремня используют специальное устройство. Схема устройства показана на рисунке 1.6

Цилиндр 7 сопряжен с планкой 1 по ходовой посадке. Кольцо 2 перемещается по цилиндру по скользящей посадке так, что его легко переместить от руки, но оно не скользит под действием собственного веса. Шкала 3 имеет деления в мм, а шкала 4 оснащена рисками со значениями силы, Н. Измерение натяжения ремня 10 производят по эталонам стрел прогиба ветвей, приводимых в табл. 1.2.

Для изменения натяжения ремня используют различные устройства. Одно из таких устройство показано на рис. 1.6.

Т а б л и ц а 1.2 – Эталоны стрел прогиба

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*