admin / 20.07.2018

Характер работы разъездной

Согласно ст. 57 ТК РФ «Содержание трудового договора» обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы). Как определить, каков характер работы? Можно ли исходя из общепринятой практики сформулировать определения вышеуказанным характерам работы?

Ст. 57 ТК РФ называет такие разновидности характера работы, как подвижной, разъездной, в пути.

Однако действующее трудовое законодательство содержание понятий «разъездная работа», «подвижной характер работы», «работа, осуществляемая в пути» не раскрывает.

Тем не менее в ведомственных актах изложены определенные указания, относительно того, что считать тем или иным характером работы.

Так, по мнению руководства МЧС России, разъездной характер работы — это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства (п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 10.01.2008 N 3).

Практически такое же определение разъездному характеру работы дано и в п. 2 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87 (далее — Положение): разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно. Подвижной характер работы определяется в п. 1 Положения через связь с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства.

Обращаем Ваше внимание, что определения понятий «разъездная работа» и «подвижной характер работы», данные в пунктах 1 и 2 Положения, нашли применение в судебной практике: суд указал, что подвижной характер работы — это режим работы с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства, когда работник вынужден выезжать к месту работы и при этом не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания; разъездной характер работ — работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно, имеет место, когда работник по роду своей деятельности вынужден находиться большую часть рабочего времени в разъездах (определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).

На наш взгляд, разъездная работа характеризуется перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам или от одного населенного пункта к другому, когда у работника нет постоянного, стационарного рабочего места. К разъездной работе относится, например, работа курьера, страхового агента, торгового представителя, почтальона, водителя.

В отличие от разъездной работы, где работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего проживания, при работе, выполняемой в пути, у работника такой возможности нет. К работе в пути относится работа, выполняемая при движении какого-либо транспортного средства. Но при этом трудовая функция работника никак с этим движением не связана. В пути работают, например, проводники, стюардессы, экспедиторы.

При подвижной работе работник часто меняет рабочее место (место выполнения трудовой функции). Местом работы в этом случае является какая-либо территория. Такова, например, работа строителей, лесозаготовителей, охранников (ЧОП, ведомственной и вневедомственной охраны) и т.п.

Учитывая, что законодательного определения вышеуказанных работ нет, то отнести ту или иную работу к разъездной, подвижной или работе в пути работодатель и работник должны сами при заключении трудового договора, принимая во внимание утвержденные соглашениями, коллективным договором или локальным нормативным актом перечни работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер (ст.ст. 57 и 168.1 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Разъездной характер работы.

При осуществлении организациями дорожной деятельности и систематическом направлении работников для выполнения трудовых обязанностей на участки, удаленные от места расположения предприятия, необходимо правильно оформить соответствующие документы.

Для этого следует разграничить понятия «командировка работника» и «разъездной характер работы».

Федеральная служба по труду и занятости РФ в своем письме 12 декабря 2013 г. N 4209-ТЗ дала следующие разъяснения.

На основании статьи 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает расходы, размер и порядок возмещения которых устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Законодательство не раскрывает понятия и не определяет, что следует понимать под «разъездным характером работы». Как правило, разъездной считается работа, при которой работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации.

Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (статья 166 Трудового кодекса Российской Федерации).

В отличие от командировок, носящих временный характер и ограниченных определенным сроком, работа, связанная с разъездами, должна носить постоянный характер.

Учитывая, что статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве обязательных условий для включения в трудовой договор определяющих в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), условие об установлении работнику разъездного характера работы, должно быть отражено в трудовом договоре.

Согласно статье 168.1перечень работ, профессий, должностей работников постоянная работа которых имеет разъездной характер, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Таким образом, если трудовая функция работника предполагает постоянную работу в разъездах, работодатель вправе установить такому работнику разъездной характер работы, с возмещением соответствующих расходов, предусмотренных ст. 168.1 Трудового кодекса.

При определении разъездного характера дополнительно поможет действующее ПостановлениеСовмина РСФСР от 12.12.1978 N 579. Им утверждены Перечни профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, приводим извлечение из вышеуказанного документа:

«Перечень профессий, должностей и категорий работников автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в соответствии с Положением о порядке и размерах возмещения расходов работникам связи, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и шоссейных дорог, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 16 декабря 1960 г. N 1335/31

  1. Работники, работа которых имеет разъездной характер или связана с систематическими служебными поездками в пределах обслуживаемых ими участков, надбавка которым выплачивается в размере 20% месячного должностного оклада (тарифной ставки) или 1,5% месячного должностного оклада (тарифной ставки) за сутки

Старшие контролеры, контролеры пассажирского транспорта и старшие ревизоры, ревизоры автомобильного транспорта управлений (трестов) и предприятий автомобильного транспорта на междугородных перевозках.

Начальники, заместители начальников, главные инженеры, главные механики, начальники производственно-технических (технических, планово-производственных), производственно-диспетчерских отделов и отделов организации движения, старшие инженеры, инженеры, техники, кассиры разъездных дорожных организаций, непосредственно осуществляющих строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений на них.

Директора, заместители директоров, главные инженеры, начальники производственно-диспетчерских и технических отделов, старшие инженеры и инженеры, а также инспекторы по качеству дирекций строящихся дорог.

Водители автомобилей, рабочие всех профессий, старшие производители работ, производители работ, старшие матера, мастера, старшие механики, механики, нормировщики, занятые на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, выделенные для работы на линии.

Примечания:

  1. Персональный список работников, которым устанавливается надбавка в размере 20% месячного должностного оклада (тарифной ставки), утверждается исходя из условий их работы и характера поездок руководителем предприятия (организации) по согласованию с профсоюзной организацией (начальники, главные инженеры и главные механики дорожных организаций, непосредственно осуществляющих строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, могут выключаться в указанный список руководителем вышестоящей организации) с учетом того, что в течение месяца они фактически находятся в разъездах 12 и более дней. При этом поездки, продолжающиеся в течение нормального рабочего дня, в расчет числа этих дней не принимаются.»

Сотрудникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, на основании ч. 1 ст. 168.1 ТК РФ работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

— расходы на проезд;

— расходы по найму жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства;

— иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками лиц имеет разъездной характер, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Исходя из действующего законодательства и анализа решений арбитражных судов, можно сделать вывод, что суммы выплат сотрудникам, работа которых носит разъездной характер, относятся к компенсационным выплатам, связанным с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, поэтому согласно подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС» страховые взносы во внебюджетные фонды на данные суммы не начисляются. Судьи отметили, что вышеуказанные суммы являются самостоятельным видом выплат. Их размер не зависит от квалификации работников, стажа работы в компании или иных критериев. Эти выплаты не входят в систему оплаты труда и не являются доходом (экономической выгодой) работников, поскольку представляют собой возмещение затрат. Таким образом, суды пришли к выводу, что выплаты не облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование (подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Следует обратить внимание, что контролирующие органы с особой тщательностью подходят к проверке документов, регламентирующих возмещение расходов сотрудникам с разъездным характером работ. Каждой организации необходимо разработать и утвердить в установленном порядке локальный нормативный акт, регулирующий вопрос разъездного характера работ сотрудников.

Разъездной характер работы

При выполнении трудовых обязанностей иногда возникает необходимость в командировках. Но существует перечень сотрудников, работа которых всегда носит подвижной характер. Новая редакция Трудового кодекса теперь регламентирует порядок и размер возмещения расходов, возникающих при исполнении таких обязанностей.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», вступившим в силу с 6 октября 2006 г., введена новая ст. 168.1. Указанная статья регламентирует порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера.

Однако Трудовой кодекс не раскрывает понятия «разъездной характер работ».

По нашему мнению, под определение «разъездной характер работ» подпадает та ситуация, при которой сотрудник регулярно выполняет должностные обязанности за пределами своей организации. При этом он может ежедневно после работы возвращаться домой. Так трудятся, например, курьеры, наладчики, работники связи и городского хозяйства (электрических, газовых, водопроводных сетей).

Если работник выполняет свои трудовые обязанности во время пути, то его работа носит подвижной характер. Например, это работа водителей, проводников пассажирских поездов, стюардесс.

Кроме того, разъездные работы следует отличать от командировок. Если в обязанности сотрудника входит выполнение работы во время служебных поездок, то приказ о командировке не нужен, а разъездной характер работы должен быть установлен трудовым договором. Обязанность работодателя включить в трудовой договор условие о разъездном характере работы следует из ст. 57 Трудового кодекса.

Переход от командировок к разъездному характеру работы

Для подтверждения расходов по служебным поездкам составлять первичные документы по формам N Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку», N Т-10 «Командировочное удостоверение» и Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении», утвержденным Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», не требуется.

До вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в Трудовой кодекс, порядок и размеры возмещения расходов работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, Трудовым кодексом не регламентировались. При этом п. 25 ст. 255 Налогового кодекса позволял учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на проезд указанных работников в случае, если их возмещение предусматривалось трудовым договором и (или) коллективным договором.

Таким образом, после 6 октября 2006 г., то есть после вступления в силу изменений в Трудовой кодекс, организация должна отразить данные изменения в распорядительных документах. То есть необходимо определить, с какого момента при служебных поездках работников, имеющих разъездной характер работ или работа которых осуществляется в пути, возмещение расходов данным работникам будет осуществляться в соответствии со ст. 168.1 Трудового кодекса.

Оформление

При оформлении служебных поездок при разъездном характере работ сотрудников необходимо учитывать следующее.

Во-первых, разъездной характер работ сотрудников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, должен быть установлен трудовым договором.

Во-вторых, в коллективный договор могут включаться обязательства работодателя по вопросам гарантий и компенсаций, в том числе при направлении сотрудников в служебные поездки (ст. 41 ТК РФ).

Таким образом, документальное оформление расходов при разъездном характере работ может быть отражено в документообороте организации следующим образом:

  • коллективный договор, в котором работодатель обязуется возмещать расходы, связанные с разъездным характером работы;
  • трудовые договоры, подписанные работодателем и работником, в которых обязательно указывается, что работа носит разъездной характер;
  • локальный нормативный акт организации (приказ руководителя, положение о разъездном характере работ или иной документ), в котором определяется перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, размеры и порядок возмещения работникам расходов, связанных со служебными поездками, в том числе размер и сроки возмещения расходов по каждой должности, порядок представления авансовых отчетов и другие необходимые сведения.

Перечень должностей, размеры и порядок возмещения расходов целесообразно указывать именно в локальном нормативном акте, а не в коллективном договоре.

Это связано с тем, что эти данные могут ежемесячно меняться в зависимости от нужд организации, а коллективный договор в большинстве случаев заключается на несколько лет и не нуждается в частом пересмотре.

Выплаты

К расходам, возникающим при служебных поездках, в соответствии со ст.

168.1 Трудового кодекса можно отнести:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Причем теперь работодатель обязан возмещать сотрудникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, расходы, связанные со служебными поездками.

Нормы и порядок возмещения таких расходов законодательно не установлены. Таким образом, организация вправе сама установить размеры и порядок возмещения расходов, возникающих при служебных поездках.

Хотим обратить внимание на то, что перечень возмещаемых расходов при служебных поездках совпадает с перечнем расходов, возмещаемых при служебных командировках, но при этом никаких ограничений размеров расходов, возникающих при служебных поездках, действующее налоговое законодательство не содержит.

Налогообложение

Минфин России в своих письмах указал, что возмещение расходов работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, относится к компенсационным выплатам, которые включаются в состав расходов на оплату труда, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, но не облагаются НДФЛ и ЕСН.

Так, в Письме от 29 августа 2006 г. N 03-03-04/1/642 Минфин России сообщил, что расходы работодателя, связанные с компенсацией расходов сотрудников, работа которых носит разъездной характер, могут быть включены в состав расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Из Письма Минфина России от 29 августа 2006 г. N 03-05-01-04/252 следует, что если в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре установлено, что работа физических лиц по занимаемой должности осуществляется в пути или в полевых условиях, носит разъездной или экспедиционный характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками этих лиц, не облагаются НДФЛ.

Письмо Минфина России от 21 августа 2006 г. N 03-05-02-04/130 также указывает на то, что если в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре установлено, что работа физических лиц по занимаемой должности осуществляется в пути или в полевых условиях, носит разъездной или экспедиционный характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками этих лиц, не облагаются ЕСН.

В остальных случаях выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками, подлежат обложению в установленном порядке.

Работа в течение суток

Приказом Минсвязи СССР от 14 февраля 1961 г. N 88 «О введении в действие Перечня должностей, профессий и категорий работников эксплуатационных предприятий и организаций связи, которым выплачивается надбавка за разъездной характер работы» был установлен Перечень работников, которым выплачивается надбавка за разъездной характер работы. В том числе туда включены «фельдъегери специальной связи, при обслуживании внутриобластных маршрутов; шоферы автомобилей, занятые на перевозке почты; шоферы передвижных отделений связи».

Кроме того, в утратившем силу Постановлении Минтруда России от 29 июня 1994 г. N 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации» было указано, что «в случаях, когда работа носит разъездной характер и ее продолжительность составляет 12 дней и более в месяц, при этом работники имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, выплачивается надбавка в размере до 20 процентов месячной тарифной ставки, должностного оклада, а при продолжительности работ менее 12 дней в месяц — до 15 процентов месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат».

Таким образом, можно считать, что работы при выполнении межобластных и внутриобластных маршрутов, длящихся в течение одних суток, относятся к работам с разъездным характером.

Исходя из трактовки трудового законодательства суточные — это расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства. Следовательно, хотя работы при выполнении межобластных и внутриобластных маршрутов, выполняемых в течение одних суток, имеют разъездной характер, но так как работники имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, то выплата суточных при выполнении указанных работ им не предусмотрена.

Е.Пеняева

Консультант

по налогам и сборам

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Выездной характер работы

  • Условия оплаты труда, где указывается базовая ставка и обязательно выделяется доплата за разъездной характер работы.
  • Условия труда, где могут выявляться отдельные параметры по вредности (опасности).
  • Характер труда. Указывается, что он разъездной, на основании соответствующего локального акта, со ссылкой на локальный акт и приказ, его утверждающий.
  • Иные положения, по усмотрению контрагентов.
  • Формулировка разъездного характера работы может выглядеть следующим образом: «Функциональные обязанности требуют разъездного характера работы в пределах г. Москва». Или: «Работа связана с разъездами в пределах г.
    Санкт-Петербург и Ленинградской области».

Так работают машинисты поездов, водители дальних рейсов, стюардессы, проводники и т.д. Если работа не имеет особенностей в отношении передвижений, никаких особых условий можно не оговаривать. При этом направить такого работника в командировку работодатель имеет право.

Трудовой договор для разъездной работы В трудовом договоре необходимо указать характер работы – разъездной, а также прописать компенсацию за него или ссылку на Положение о разъездном характере работы, в котором она определена. Об этом говорит ст. 168.1 ТК РФ. Решающим фактором для определения характера работы является не должность, а трудовая функция работника. Так, у водителя-курьера разъездная работа, а у водителя погрузчика, не выезжающего за пределы предприятия – нет.

Компенсация за разъездной характер работы является обязанностью работодателя.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*