admin / 08.01.2019

Где ДПС стоят

Всем владельцам автомобилей полезно!

Что делать, если остановил сотрудник ДПС?

Автовладелец может оставаться за рулем. Инспектор сам подойдет к водителю, он должен полностью представиться, объяснить, почему он Вас остановил. По закону водитель может спросить, почему машину затормозили, в случае если инспектор почему-либо не захотел сам назвать причину остановки. Следует знать, что по Административному регламенту (приказ МВД РФ 185 от 02.03.2009) тормозить машины для проверки документов инспекторы ДПС могут лишь в зоне действия постоянного поста.

Если Вы слышите от инспектора о проверке документов, а рядом не наблюдается постоянного поста ГИБДД, то можно сослаться на этот приказ. Если сотрудник ДПС указывает на то, что это служебный документ и посторонних лиц он не касается, имеет смысл напомнить ему о ст. 29 п. 4 Конституции РФ. По конституции гражданин вполне может пользоваться любой информацией, в том числе и ведомственными приказами.

Если в качестве причины остановки инспектор ДПС все-равно назвал стандартную проверку документов, но при этом рядом нет постоянного поста ДПС, то этот факт нужно записать в протоколе.

Согласно статье 26.2 ч.3 КоАП РФ такой протокол считается недействующим и никаких оснований для наказания автовладельца нет.

В случае если инспектор грубит, повышает голос, стоит также напомнить ему о приказе №185 п.19

Водитель может требовать, чтобы инспектор показал служебное удостоверение. Документ должен показываться раскрытом виде. Это право автовладельца указано в Правилах дорожного движения в пункте 2.4. Если инспектор отказывается показать свое служебное удостоверение, водитель может звонить в полицию. Предварительно предупредив инспектора об этом, нужно набрать «02» и рассказать о подозрительном человеке, одетом как инспектор ДПС, который останавливает машины, но при этом не желает показать служебное удостоверение. Показывать удостоверение сотрудник должен, не только открыв его, но и так, чтобы автовладелец мог внимательно его прочитать, при необходимости списать персональные данные инспектора. Эти данные пригодятся при написании жалобы. Собственные документы автовладелец имеет право показывать, только убедившись, что действительно имеет дело с инспектором ДПС, то есть после изучения удостоверения.

Пожаловаться на противоправные действия инспектора можно в течение 10 дней после случившегося происшествия.

В каких случаях сотрудники ДПС могут останавливать Вас:

  • несоблюдения ПДД водителем или пассажирами;
  • подозрения на виновность водителя или пассажиров в ДТП;
  • исполнения судебного решения или судебного пристава;
  • в экстренных ситуациях.

Сотрудник ДПС не имеет право останавливать машины без оснований.

Где сотрудники ДПС имеют право останавливать Вас для проверки документов?

Проверка документов на владение и использование автомобиля, а также на перевозимый груз возможно лишь на постоянном посту ДПС, контрольных полицейских постах и КПП. Постоянный пост ДПС — место нахождения наряда ДПС, где расположены служебные помещения, укомплектованные всем необходимым оборудованием. К зоне ответственности инспекторов, дежурящих на постоянном посту, относится также часть ближайшей местности и дороги. У каждого поста есть схема с четко очерченными границами ответственности.

В случае если инспектор пытается Вас привлечь к ответственности на большом расстоянии от постоянного поста, Вы имеет полное право просить показать схему поста. Постоянным постом не может считаться автомобиль, ларек, кусты и деревья. Во время особых операций инспекторы могут останавливать машины для контроля документов за пределами постоянного поста. Понять то, что проходит какое-то особое мероприятие, можно по необычной обстановке: множество инспекторов ДПС в сопровождении нарядов ОМОН, одетых в бронежилеты или в парадную форму, по радио и телевидению сообщают о проведении особых мероприятий.

За порядком на дорогах следят инспекторы ДПС, но это не значит, что останавливать машины имеют право только они. Согласно «Закону о полиции» и ПДД п.2.1 представитель любой правоохранительной структуры имеет такое право. Но у каждой правоохранительной структуры есть внутренние регламентирующие документы, в которых четко прописано, когда и в каких случаях их сотрудники могут останавливать транспортные средства, см. ст.13 п .20 «Закон о полиции».

Сотруднику патрульно-постовой службы разрешено останавливать автомобиль при попытке проехать в закрытую зону или для контроля документов.

Что нужно знать, общаясь с ГАИ

Ситуация первая: на проселочной дороге, вдали от пикета или КПП, вас останавливает полосатым жезлом гаишник (сотрудник милиции), рядом служебный автомобиль.

Согласно закону: в соответствии с п. 2.4 Правил дорожного движения вы обязаны остановиться.

Оптимальные действия: останавливаетесь, но из автомобиля не выходите. Двери блокируете и просите проверяющего показать удостоверение. Запишите все его данные (ФИО, должность, номер удостоверения и жетона). Если вдруг дело дойдет до прокуратуры, вам не придется вспоминать, кто вас останавливал. Конфликт не обостряйте.

Ситуация вторая: вы знаете, что ничего не нарушали, но гаишник пытается «докопаться» по мелочам.

Согласно закону: п. 5.5 Постановления КМУ от 14 апреля 1997 г. № 341 «О Положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел» запрещает останавливать автотранспорт, если водитель ничего не нарушил и не использует машину в противоправных целях.

Оптимальные действия: сразу спросите проверяющего: «А что я нарушил?» Если вас остановили, чтобы «подзаработать», вам ответят, что вы, например, не были пристегнуты ремнем безопасности. Говорите, что отстегнулись, пока гаишник шел к вашему автомобилю. Вы правы, а тормознувший вас инспектор — нарушитель постановления (см. выше).

Ситуация третья: глухой ночью вдали от населенных пунктов вас пытается остановить гаишник или милиционер. Гаишник в форме, но вся обстановка кажется вам весьма подозрительной…

Согласно закону: в соответствии с п. 2.4 Приказа МВД Украины № 482 от 30 июня 1998 г. «О мероприятиях по улучшению надзора за дорожным движением и взаимоотношений милиции с владельцами транспортных средств» одиночным нарядам и нарядам на автомобилях без специальной окраски запрещено останавливать автомобили для проверки в темное время суток на неосвещенных участках дорог и улиц. Закон разрешает тормозить вас в глуши и темноте только во время проведения специальных операций.

Оптимальные действия: закон тут вам не советчик, он не может предусмотреть все неординарные ситуации. Разумнее не останавливаться, если есть подозрения, что дело не чисто. Ведь у вас в салоне жена и дети. Если дорога вам знакома, автомобиль в порядке, лучше гнать без оглядки.

Однако вы обязательно должны остановиться на первом же посту. Иначе в вас могут начать стрелять, если проверка на проселке была все же законной.

Ситуация четвертая: вас останавливает сотрудник милиции в форме, но без полосатого жезла.

Согласно закону: по Приказу МВД Украины №482 от 30 июня 1998 г. требование об остановке должно подаваться жезлом.

Оптимальные действия: вы можете спокойно проезжать мимо. Если милиционер вам машет рукой, то есть большие подозрения, что это жулик. Или же милиционер хочет, чтобы его подвезли, а подвозить вы не обязаны.

Ситуация пятая: Останавливает человек с жезлом, но в гражданской одежде. Рядом стоит милицейский автомобиль.

Согласно закону: в соответствии с п. 2.4 Правил дорожного движения водитель должен останавливаться и предъявлять документы по требованию работника милиции, но не гражданских лиц.

Оптимальные действия: нет формы — скорее всего, это практикант. У него и удостоверения заведомо нет. Вы можете не останавливаться. Стоящая рядом милицейская машина — не аргумент для остановки.

Ситуация шестая: на дороге сотрудники ГАИ пытаются проверить техническое состояние вашего авто. Например, замерить содержание в выхлопе автомобиля СО и СН.

Согласно закону: в подпункте «б» п. 2.4 Правил дорожного движения сказано, что водитель должен дать возможность сотруднику милиции проверить техническое состояние, номера агрегатов и комплектность автомобиля.

Оптимальные действия: одно дело, если вас проверяют действительно гаишники. И совсем другое — если тот же выхлоп хочет замерить посреди дороги непонятно кто. Одно время в Украине расплодилось множество «левых» фирм, чьи работники в камуфляже и с самодельными жезлами тормозили машины «для проверки уровня СО и СН». Если нарветесь на такую псевдопроверку, вежливо объясните ее незаконность и потребуйте предъявить удостоверения и т. д. Как правило, после этого жертву отпускают.

Ситуация седьмая: вас остановили на КПП и сообщили, что 10 мин. назад вы проигнорировали требование сотрудника ГАИ об остановке. То есть бежали с места «преступления».

Согласно закону: инспектор может составить протокол только за то нарушение, которое видел лично. В Приказе МВД Украины от 30 июня 1998 г. №482 говорится, что возможность водителя видеть и правильно понимать требование работника милиции об остановке выясняется в конкретной дорожной ситуации, которая сложилась на месте и во время остановки транспортного средства.

Оптимальные действия: скажите, что подадите на инспектора в суд. Сам он не был очевидцем нарушения, а составлять по нему протокол — это подлог.

Ситуация восьмая: при составлении протокола инспектор не вписывает пассажиров как свидетелей, аргументируя свои действия заученной фразой: «Пассажиры — не свидетели, а заинтересованные лица».

Согласно закону: по всем действующим кодексам Украины свидетелем является каждый человек, которому что-либо известно по данному делу. А степень достоверности показаний пусть определяет суд.

Оптимальные действия: если свидетели не были вписаны в протокол — впишите их самостоятельно. В протоколе для этого есть специальная графа — «По сути нарушения объясняю». И только после этого подписывайте протокол.

Ситуация девятая: сотрудники милиции начинают обыскивать автомобиль.

Согласно закону: обыск должен проводиться при двух понятых (ими не могут быть ни ваши пассажиры, ни сотрудники милиции) и обязательно с оформлением протокола обыска.

Оптимальные действия: обычно после того как вы потребуете соблюдения законности, напомните о понятых и т. д., сотрудники милиции теряют к вам интерес.

Немаловажный вопрос — как отличить инспектора ДПС от сотрудника иной правоохранительной или силовой структуры? Согласно правилам, сотрудники ДПС (служба входит в структуру ГАИ МВД Украины) должны быть одеты в темно-синюю форму и фуражки цилиндрической формы. В темное время суток — в жилеты с желтыми светоотражающими полосами и надписью «ДПС».

Кроме того, прежние значки на куртке (введенные не так уж и давно) отменяют. Вместо них на грудь дорожного инспектора повесят с одной стороны пятиконечную звезду, а с другой — металлическую табличку. На звезде будет название региона, а на табличке — фамилия, имя и отчество гаишника. В некоторых областях Украины, кстати, такая форма уже появилась.

Садиться или нет в машину инспектора

На вопрос, должен ли водитель садиться по требованию инспектора в патрульную машину, закон отвечает безусловно отрицательно. Более того, даже свою машину вы имеете право не покидать.

Согласно Административному кодексу, сотрудники ДПС только предлагают выйти из машины, а гражданин вправе оставаться в автомобиле, не выполняя просьбу инспектора. Более того, при предъявлении этой просьбы инспектор обязан сообщить вам основание, на котором он это делает.

Закон предусматривает несколько случаев, когда вы обязаны подчиниться. Они описаны в пункте18.4 «Наставления ДПС». Первая из причин — необходимость досмотра ТС и проверки соответствия номеров на кузове и двигателе тем, которые указаны в техническом паспорте вашей машины. Далее инспектор может попросить вас выйти для того, чтобы устранить очевидную неисправность ТС. Третий повод для законного требования покинуть машину — досмотр водителя при подозрении на его нетрезвое состояние, а также при подозрении на причастность к совершенным преступлениям. Кроме того, водитель обязан выйти из машины для участия в оформлении документов, а также при необходимости оказания помощи другим участникам дорожного движения.

Основанием для требования сотрудника ДПС перейти в патрульную машину может быть только то, что происходит ваше задержание в законном порядке. Никакого другого повода у работника милиции настаивать на этом нет.

Не секрет, что в основном причиной для вашего присутствия в патрульной машине являются разные варианты разговора о прекращении оформления правонарушения путем дачи взятки. Чаще всего сотрудник ДПС провоцирует на это виновника нарушения. Обычно сумма, которая предполагается для оплаты «закрытых глаз» инспектора, примерно вдвое меньше той, которая предусматривается за нарушение законом. Часто разговоры в патрульной машине заканчиваются именно дачей взятки. Однако, вступая в подобные переговоры, необходимо помнить о том, что дача взятки должностному лицу является правонарушением, и, пытаясь разрешить вопрос без оформления протокола, вы можете быть пойманы с поличным. Нередко сотрудники ОБЭП проводят рейды по обнаружению «взяточников». Под видом рядового инспектора они останавливают ТС, и предлагают водителю перейти в патрульную машину для «выяснения деталей». Всем знакомым способом заводится завуалированный разговор, провоцирующий вас отдать сотруднику милиции деньги на руки и покинуть место нарушения незамедлительно. При этом машина, в которую вы без опаски садитесь, оборудована средствами аудио- и видеозаписи, фиксирующими ваш разговор. После того, как вы передаете деньги, вы оказываетесь виновным не только в несоблюдении Правил дорожного движения, но и в даче взятки должностному лицу со всеми вытекающими последствиями.

Избегать садиться в патрульную машину остановившего вас работника милиции нужно еще и по той причине, что, находясь на своей территории, вы имеете защиту в виде свидетелей, которыми могут являться ваши пассажиры. На территории же сотрудника милиции любые споры будет разрешить сложнее, так как ваши показания не будут ничем подкреплены. Если инспектор вымогает у вас взятку, находясь в его машине, вы не сможете этого доказать.

Поэтому помните, что вы можете даже не выходить из своей машины, а все случаи, когда вы должны это сделать, требуют составления протокола. Его наличие позволит вам позднее обжаловать его в судебном порядке, а при отсутствии вы будете ограничены в своих возможных последующих действиях.

Уже имеются прецеденты судебных решений, вынесенных против сотрудников ДПС, которые в настойчивой и грубой форме предлагали водителям перейти в патрульную машину «для оформления протокола», и угрожали инкриминированием такого правонарушения, как «неподчинение законному требованию сотрудника милиции».

Где должен стоять памятник?

Перипетии, возникшие с выбором места под сооружение памятника труженикам тыла, работавшим в Тюменской области в годы Великой Отечественной войны, кажется, подходят к своему логическому завершению.

№65 (5042)
16.04.2010
Геннадий Иванов

Стоит напомнить: впервые идея о сооружении памятника была обозначена в материале под названием «С глаз долой — из сердца вон?», опубликованном в «Тюменских известиях» 15 мая 2007 года. В том же году автор обратился с предложением об установке памятника в администрацию города.

Из управления по культуре пришёл ответ: «Бюджет города на 2008 год уже утверждён, расходы на установку памятника в него не включены, администрация примет к сведению предложение по установке памятника при формировании планов и бюджета на последующие годы».

Пришлось подключать «тяжёлую артиллерию». Летом 2008 года автор идеи через телепередачу «Час с губернатором» обратился уже к главе области Владимиру Якушеву. Ему предложение понравилось, обещал поддержать инициативу…

Ветераны успокоились: памятник будет! Но тут началась история с выбором места под его установку. В марте нынешнего года появилась информация о том, что памятник будет сооружён в сквере имени Машарова. А находящийся там обелиск труженикам завода «Механик», не вернувшимся с войны, перенесут немного подальше.

Эта новость вызвала законное неприятие со стороны ветеранов завода: небольшой памятник, быть может, и не являющийся высокохудожественным образцом монументального искусства, тем не менее имеет свою особенность: он сооружён на личные средства тружеников станкостроительного завода.

А это всегда почиталось особо. Поэтому бывший директор завода Александр Никитин и председатель ветеранской организации Галина Бройченко начали бить во все колокола, направляя жалобы в различные инстанции. Пока разбирались с жалобами, вокруг сквера начали возводить забор. И всё же голос ветеранов был услышан: памятник оставили в покое.

Дальнейшие события развивались стремительно. В СМИ замелькали новые варианты мест, предназначенных для размещения памятника: площадь Памяти и территория, где ранее стояли цеха станкостроительного завода. Вначале предпочтение отдавалось площади Памяти (за бывшим ДК «Геолог»). Однако стали поступать возражения: площадь и без того перенасыщена различными мемориальными сооружениями…

Неожиданно действо перенеслось в небольшой скверик на Исторической площади, где в 1992 году по инициативе сибирских казаков был установлен Поклонный Крест в честь Ермака Тимофеевича. Свято место оказалось пусто! Вырвали с корнем! Кто-то из власть имущих решил воздвигнуть вместо него памятник труженикам тыла, а Крест «после реставрации» установить чуть поодаль. С таким вариантом якобы согласился и атаман Южно-Тобольского отдельского казачьего общества Виталий Казаков.

Возникает вопрос: разве Поклонный Крест, освящённый в 1994 году патриархом Алексием, принадлежит только казакам? На своём приусадебном участке атаман может давать распоряжение о местонахождении принадлежащей ему частной собственности, но сквер — не огород, и Крест не является его собственностью и с момента установления принадлежит всем жителям Тюмени.

Надо отдать должное общественности. Она забила тревогу. Для того чтобы выйти из непростой ситуации, 2 апреля с ветеранами встретились и губернатор области Владимир Якушев, и глава администрации города Евгений Куйвашев. Было предложено два варианта: сквер Победы в районе улицы Валерии Гнаровской и всё ещё безымянный сквер у дома на улице Олимпийской, 36 (более известен как «китайская стена»). Ветераны поддержали второй вариант: на Олимпийской.

Во время встречи я обратил внимание присутствующих на ненормальную, по моему мнению, ситуацию. На домах, где проживали известные тюменцы, в их честь устанавливаются мемориальные доски. Чтобы помнили. На территориях, где когда-то стояли корпуса легендарных заводов, уже ничто о них не напоминает. Правильно ли это?

А ведь за долгую историю через цеха этих заводов прошли тысячи жителей города. Говорим о воспитании подрастающего поколения, о любви к Родине — при этом сами пренебрегаем своей историей. Кто мы? Иваны, родства не помнящие? Разве составит сложность установить плиту или иной памятный знак с надписью, напоминающей о заводе? Обо всех его тружениках? Надо отдать должное мэру города — отреагировал мгновенно, распорядившись о создании рабочей группы для решения этого вопроса.

Не могу согласиться с одним из опрошенных респондентов, приведшим доводы в пользу сквера на Олимпийской. Якобы массовость посещения памятника там будет выше. Как сказать. Да, в тёплые, погожие дни народ будет. Но в большинстве своём здесь отдыхает один и тот же контингент — жители близлежащих домов: бабушки-дедушки, молодые родители с детьми да молодёжь с банкой пива в руках.

Специально привозить к памятнику будут лишь туристов. Не будет располагать погода — сквер опустеет.

На месте же снесённых цехов откроются огромные торговые центры («Гудвин» уже вовсю принимает покупателей). Сюда, к торговым центрам, никогда не зарастёт народная тропа. В отличие от сквера на Олимпийской, даже в ненастную погоду возле памятника будет оживлённо. Довод против: на этом месте ко Дню Победы памятник соорудить не удастся…

Можно ли было избежать ситуации, сложившейся с поиском места для памятника? Безусловно. Она и сложилась искусственно, в том числе и потому, что проигнорировано мнение общественности, тех же ветеранов, в честь кого, собственно, и сооружается памятник. Если бы подобная встреча с ветеранами произошла на месяц-полтора раньше — не пришлось бы и копья ломать. Хочется надеяться, что урок пойдет на пользу и власти, и общественности.

P.S. С некоторым опасением жду открытия монумента. Как воспримет его общественность, ветераны? Не повторится ли аналогичная конфронтация, теперь уже связанная с художественным восприятием памятника? А опасения такие возникают не на пустом месте: макет памятника не был доступен широкой общественности, довольствовались лишь фотографиями.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*