admin / 07.12.2018

Договор аренды оплата коммунальных услуг

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Арендодатель обязуется предоставить Арендатору ___________________ (во временное ____________________________ нежилое помещение владение и пользование или во временное пользование)

(далее — Помещение) общей площадью _______ кв. м, расположенное по адресу:
_________________, кадастровый номер _________________, предназначенное

для ____________.

(функциональное назначение)

Границы и расположение Помещения в соответствии с экспликацией БТИ указаны

на поэтажном плане, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.

1.2. Помещение оборудовано следующими инженерными системами и коммуникациями:
— централизованное отопление и водоснабжение, канализация;
— системы вентиляции;
— электроснабжение (напряжение 220/380 В и т.п.);
— телефонные линии на ___ номеров;
— кабель Интернет пропускной способностью __________;
— пожарная и охранная сигнализация;
— __.

(иное)

1.3. Помещение находится в собственности Арендодателя, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____ от _________________, Свидетельство N _________________, выдано ____________________.

1.4. Арендодатель гарантирует, что на момент заключения настоящего Договора Помещение в споре или под арестом не состоит, не является предметом залога и не обременено правами третьих лиц.

1.5. Передаваемое в аренду нежилое помещение находится в состоянии, отвечающем требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым нежилым помещениям, используемым для административных, коммерческих и иных целей в соответствии с назначением арендуемого объекта.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Арендодатель обязан:

3.1.1. Подготовить Помещение к передаче, включая составление акта приемки-передачи, являющегося неотъемлемой частью настоящего Договора.

3.1.2. Передать Арендатору Помещение по акту в срок до ___________________.

3.1.3. Производить за свой счет __________ (указать текущий и/или капитальный ремонт, с учетом пп. 3.3.3 настоящего Договора)

ремонт Помещения не реже чем _______ в _________________.

3.2. Арендодатель вправе контролировать оплату Арендатором коммунальных платежей всеми законными методами.

3.3. Арендатор обязан:

3.3.1. Перед подписанием акта приемки-передачи осмотреть Помещение и проверить его состояние.

3.3.2. Вносить арендную плату в размере, сроки и в порядке, предусмотренные Договором.

3.3.3. Осуществлять за свой счет _________ (указать текущий и/или капитальный ремонт, с учетом пп. 3.1.3 настоящего Договора)

емонт Помещения не реже чем _______ в _________________.

3.3.4. Собирать выставленные счета снабжающих организаций и ежемесячно представлять Арендодателю отчет о размерах выставленных и оплаченных счетов коммунальных платежей с приложением оригиналов или заверенных копий подтверждающих документов.

3.4. Доходы, полученные Арендатором в результате использования Помещения в соответствии с настоящим Договором, являются его собственностью.

3.5. Арендатор вправе:

3.5.1. Пользоваться системами коммуникаций, находящимися в здании.

3.5.2. Оборудовать Помещение офисной мебелью, необходимой для работы сотрудников.

3.5.3. Обозначить свое местонахождение в Помещении путем размещения соответствующих вывесок, указательных табличек, рекламных стендов перед входом в Помещение.

3.5.4. При согласии Арендодателя установить новые замки на входную дверь Помещения.

КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПРИ АРЕНДЕ

Шишкоедова Н.Н.,
консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Многие организации используют арендованные площади, поскольку не имеют собственных производственных и офисных зданий, складских помещений и иных объектов недвижимости или собственных объектов им недостаточно. А для других сдача своих площадей в аренду становится неплохим дополнительным — а иногда и основным — источником дохода.
Однако и арендодатели, и арендаторы сталкиваются со множеством проблем, и, пожалуй, один из наиболее насущных и сложных вопросов — это вопрос учета и налогообложения операций, связанных с потреблением и оплатой арендаторами коммунальных услуг.
Ведь обычно поставщиками этих услуг выступают коммунальные службы, конечными потребителями — арендаторы, а вот плательщиками (покупателями) — арендодатели.

А порядок учета и налогообложения зависит прежде всего от того, как именно оформлены отношения сторон договора аренды. На это, в частности, обращалось внимание в недавнем письме ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@ (согласовано с Минфином России — письмо от 21.01.2010 № 03-07-15/08).

Почему возникает проблема?

По общему правилу, установленному в п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса РФ, обязанность поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии и нести расходы на его содержание — если иное не установлено законом или договором аренды — возлагается на арендатора. В случае аренды недвижимости арендатор обязан нести расходы на оплату потребляемых им коммунальных услуг.
В целом возможно использование нескольких схем возмещения коммунальных услуг:
1) составная арендная плата (арендная плата и отдельно оплата коммунальных платежей);
2) коммунальные платежи, входящие в состав арендной платы;
3) заключение посреднического договора для проведения расчетов.
Проще всего схема, при которой арендатор заключает отдельный договор напрямую с поставщиками услуг (коммунальными службами) и самостоятельно производит оплату потребленных им услуг. У арендодателя тогда вообще не возникнет никаких проблем, и при этом, конечно, его расходы сокращаются на сумму коммунальных платежей за услуги, потребляемые и оплачиваемые арендатором. А арендатор учитывает свои расходы на коммунальные платежи по арендованному имуществу точно так же, как и коммунальные расходы по собственному имуществу — относит их на соответствующие счета учета затрат и расходов (например, 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44″Расходы на продажу») в бухгалтерском учете и включает в состав материальных расходов (на основании пп. 5 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ) в налоговом учете — как при общем режиме, так и при спецрежимах: «упрощенке» (пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ) и ЕСХН (пп. 5 п. 2 и п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Однако на практике чаще коммунальные службы заключают договоры с собственниками (балансодержателями) объектов недвижимости, которые могут выступать в качестве арендодателей, поскольку арендатор не является владельцем сетей и специального оборудования для получения отопления и энергии, а на основании п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения может быть заключен с абонентом только при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Поэтому наиболее распространенной формой расчетов за коммунальные услуги при аренде является возмещение коммунальных платежей арендодателем арендатору. Никаких ограничений по способу возмещения таких затрат в действующем законодательстве нет. Однако, как подчеркивается в пункте 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы.
Более того, оплата арендатором коммунальных услуг сама по себе не означает возмездности договора аренды, а ведь, согласно п. 1 ст. 654 ГК РФ, договор аренды здания или сооружения должен предусматривать размер арендной платы — в противном случае (при отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы) договор аренды здания или сооружения считается незаключенным.

Коммунальные платежи в составе арендной платы

Для начала обратим внимание на варианты, предусматривающие включение коммунальных платежей в состав арендной платы. Иными словами, в рамках этой схемы арендатор уплачивает арендодателю только оговоренную сумму арендной платы, и никакой речи о возмещении коммунальных платежей сверх суммы арендной платы не идет.
Такой вариант вполне соответствует требованиям гражданского законодательства. Ведь, согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ, порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Причем арендная плата может быть установлена как за все арендуемое имущество в целом, так и отдельно по каждой из его составных частей, причем совершенно необязательно прописывать в договоре арендную плату в твердой сумме платежей, вносимых единовременно или с определенной периодичностью — стороны могут предусматривать в договоре аренды любые формы оплаты аренды, в том числе и сочетания форм арендной платы, указанных в п. 2 ст. 614 ГК РФ.
Правда, нужно иметь в виду, что, согласно п. 3 ст. 614 ГК РФ, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон не чаще одного раза в год (за исключением случаев, когда законом предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы).

Составная арендная плата

Наиболее распространен и приемлем способ определения размера арендной платы — сумма двух частей:

фиксированной (основной) части — платы за арендуемую площадь;
переменной (дополнительной) части — платежа в части расходов на коммунальные услуги, потребленные арендатором.

Сумма арендной платы может колебаться в течение года, что не является нарушением требований п. 3 ст. 614 ГК РФ, ведь, как разъясняется в пункте 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66, при применении данной нормы нужно исходить из того, что в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления. Иными словами, важно не то, меняется ли в течение года подлежащая перечислению сумма арендной платы, а то, меняется ли установленный договором порядок определения конкретной суммы арендной платы, подлежащей перечислению за очередной период.
Арендная плата может быть составной в соответствии с пунктом 1 письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@. Специалисты налогового ведомства подчеркнули, что арендная плата может состоять:

из основной (постоянной) части арендной платы, соответствующей стоимости определенного договором количества переданной в аренду площади,
и дополнительной (переменной) части арендной платы, в том числе в виде компенсационной выплаты, являющейся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений — порядок расчета которой основан на сумме платежей за коммунальное обслуживание (включая, например, пользование связью, а также охрану, уборку) предоставленных в аренду помещений.

Налоговая база по НДС у арендатора в данном случае определяется исходя из общей суммы арендной платы, состоящей из основной (постоянной) и дополнительной (переменной) частей. В подтверждение своей позиции налоговики приводят примеры из арбитражной практики (постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08, от 10.03.2009 № 6219/08, от 06.04.2000 № 7349/99, Определение ВАС РФ от 22.05.2008 № 4855/08).
Арендодатель должен выставлять арендатору счет-фактуру в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ не позднее 5 календарных дней, считая со дня оказания услуги, в котором вне зависимости от даты расчетов за переменную величину арендной платы нужно указывать единую стоимость услуги, состоящую из постоянной и переменной величины (заполняя в счете-фактуре либо одну строку с общей суммой, либо две строки с указанием отдельно постоянной и отдельно переменной величин).
Счет-фактура составляется на основании первичного документа, оформленного в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (например, акта об оказании услуг по предоставлению имущества в аренду), поэтому показатели, отражаемые в счете-фактуре, должны соответствовать показателям, указанным в первичном учетном документе.

Многие организации для ведения своей деятельности арендуют здания, строения, сооружения или их части. Однако использовать данное имущество по назначению без получения коммунальных услуг (водо-, электро- и газоснабжение, отопление, водоотведение), как правило, бывает невозможно. Таким образом, при аренде нежилого помещения арендатор становится потребителем коммунальных услуг и ему приходится эти услуги оплачивать.
При этом одной из проблем, возникающих во взаимоотношениях арендатора и арендодателя, является порядок учета налога на добавленную стоимость с предъявляемых арендатору сумм коммунальных услуг.

Дополнительные сложности возникают в том случае, когда арендодателем имущества выступает организация или индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения, а арендатором, организация, находящаяся на общей системе налогообложения.
Давайте рассмотрим возможные варианты учета коммунальных платежей и НДС, относящегося к ним в такой ситуации:
1. Договор на оказание коммунальных услуг заключается между арендодателем и поставщиком данных услуг.
1.1. Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в составе арендной платы.
Если договор со снабжающей организацией оформлен на арендодателя, то возместить свои расходы на коммунальные услуги он может, увеличив арендную плату на их сумму.
Арендатор и арендодатель вправе заключить договор аренды с условием о включении коммунальных платежей в состав арендной платы. Такая возможность предоставлена гражданским законодательством (ст.614 ГК РФ).
В этом случае в договоре указывается, что арендная плата состоит из двух частей — постоянной (собственно платы за аренду) и переменной (платы за «коммунальные услуги»).
У арендодателя сумма арендной платы и коммунальных платежей учитывается в составе доходов от сдачи имущества в аренду (п.1 ст.346.15 НК РФ). Указанный доход признается на дату поступления арендной платы на счет в банке или в кассу.
Для включения коммунальных платежей в расходы арендодатель должен иметь первичные документы, подтверждающие оплату коммунальных услуг и сумму понесенных им затрат (п.2 ст.346.16, п.1 ст.252 НК РФ).
Такими документами являются счета поставщиков коммунальных услуг, а также документы об их оплате (платежные поручения, кассовые чеки и др.).
Если сумма коммунальных платежей в составе арендной платы является величиной переменной (ее размер определяется по факту потребления арендатором коммунальных услуг), то арендатору, в соответствии с п.1 ст.252 НК РФ, необходимо иметь документы, подтверждающие стоимость коммунальных услуг, потребленных непосредственно им. Например, акт потребленных арендатором коммунальных услуг с указанием и обоснованием их стоимости, а также с приложением копий оплаченных счетов, выставленных поставщиками услуг. Форма такого акта может быть произвольной, но при этом он обязательно должен содержать реквизиты, предусмотренные п.2 ст.9 Закона № 129-ФЗ. Только при наличии этих реквизитов он признается первичным учетным документом и может подтвердить произведенные расходы по оплате «коммуналки».
Арендатор в этом случае не сможет поставить НДС к вычету, так как арендодатель не является плательщиком НДС.
1.2. Возмещение арендатором расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг по договору аренды.
В данном случае арендодатель оплачивает коммунальные услуги их поставщикам, а арендатор возмещает эти услуги по договору аренды.
Условие о возмещении коммунальных платежей может устанавливаться в самом договоре аренды либо в дополнительном соглашении к нему. Также возможно заключить самостоятельный договор (например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей, договор об оплате коммунальных услуг, соглашение об участии в расходах по оплате коммунальных платежей и т.п.).
Президиум ВАС в Постановлении от 12.07.2011 № 9149/10 указал, что компенсация арендатором стоимости данных услуг приводит к образованию экономической выгоды у арендодателя. А поскольку компенсация расходов по содержанию сдаваемого в аренду имущества не включена в перечень освобождаемых от налогообложения доходов (ст. 251 НК РФ), указанные суммы учитываются в доходах арендодателя-«упрощенца».
Таким образом, сумма, полученная арендодателем от арендатора в счет возмещения затрат на оплату коммунальных платежей включается арендодателем в состав доходов, а затраты на коммунальные услуги в состав расходов (пп.5 п.1, п.2 ст.346.16, пп.5 п.1 ст.254, пп.8 п.1 ст.346.16 НК РФ).
Данные расходы арендодателя должны подтверждаться первичными документами (п.2 ст.346.16, п.1 ст.252 НК РФ). Такими документами являются счета поставщиков коммунальных услуг; документы об их оплате арендодателем (платежные поручения, кассовые чеки и др.).
Компенсация арендатором коммунальных расходов арендодателю — наиболее распространенный на практике способ оплаты коммунальных услуг.
Для данного способа оплаты «коммуналки» характерно, что арендодатель сам оплачивает стоимость потребленных арендатором коммунальных услуг их поставщикам, а арендатор компенсирует ему указанные расходы. В данном случае арендодатель не является плательщиком налога на добавленную стоимость и не предъявляет его к оплате арендатору, соответственно последний к вычету ничего не принимает.
2. Между арендодателем и арендатором заключается агентский договор (договор комиссии).
Агентские договоры (договоры комиссии) оформляются в соответствии со ст.ст. 990, 1005 ГК РФ.
Условие о посредничестве стороны могут включить и в договор аренды, т.е. заключить смешанный договор, содержащий элементы различных договоров (п.3 ст.421 ГК РФ).
В данном случае арендодатель по договорам с поставщиками коммунальных услуг приобретает у них энергию, воду, газ, услуги по водоотведению для арендатора. А получив от арендатора денежные средства за приобретенные коммунальные услуги, он перечисляет их поставщикам. Таким образом, арендодатель выступает посредником (комиссионером, агентом) в расчетах между коммунальными службами и арендатором.
При перепредъявлении счетов-фактур, полученных от поставщиков по коммунальным услугам, арендодатель в данном случае лишь дублирует (без отражения на регистрах бухгалтерского учета НДС за коммунальные услуги) арендатору счета-фактуры коммунальных организаций с учетом НДС, которые ранее были выставлены в его адрес (Постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2007 N А55-14832/06). Перепредъявление счетов-фактур в данном случае не противоречит нормам гражданского и налогового законодательства – такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08.
Таким образом, у арендодателя, применяющего УСН, при перепредъявлении счетов-фактур, полученных от поставщиков коммунальных услуг, обязанности плательщика НДС не возникает. В данном случае будет иметь место реализация лишь в части арендных услуг, по которым арендодатель уплачивает единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Следовательно, арендодатель, который за счет денежных средств арендаторов (принципалов), непосредственных потребителей тепла, электроэнергии и т.п. оплачивал услуги, оказанные ресурсоснабжающими организациями, не включает в налоговую базу денежные средства, полученные от арендатора в возмещение фактических расходов по коммунальным платежам.
В данном случае доходом арендодателя будет арендная плата и комиссионное вознаграждение за посреднические услуги.
Следует обратить внимание на то, что если арендодатель заключил посреднический договор позже, чем договоры с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг, то сделка, совершенная до установления посреднических отношений, не может быть признана заключенной во исполнение поручения заказчика (в нашем случае – арендатора).
Такой вывод в отношении, в частности, договора комиссии сделал Президиум ВАС РФ в п.6 Информационного письма от 17.11.2004 № 85.
Таким образом, в ситуации, когда договоры с поставщиками коммунальных услуг были заключены ранее посреднического договора, налоговые органы могут доначислить арендодателю единый налог на суммы коммунальных платежей, полученных от арендатора. При этом некоторые суды поддерживают позицию контролирующих органов (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 04.10.2007 № А57-9388/06).
Поскольку посреднические договоры являются возмездными (ст.ст. 991, 1006 ГК РФ), то сторонам нужно согласовать размер посреднического вознаграждения. Если размер вознаграждения не установлен и не может быть определен исходя из условий договора, арендатор должен уплатить его арендодателю в размере, соответствующем стоимости аналогичных услуг (п.3 ст.424 ГК РФ).
Арендатор в данном случае вправе принять НДС к вычету, поскольку получит от арендодателя счет-фактуру с выделенной суммой НДС, при условии соблюдения иных условий предусмотренных ст.171 и 172 НК РФ.
3. Между арендатором и поставщиками напрямую заключается договор на поставку коммунальных услуг. В этом случае арендатор самостоятельно рассчитывается с ресурсоснабжающими организациями. В этом случае стоимость коммунальных платежей относится в расходы, а «входной» НДС принимается к вычету у арендатора.
При таком варианте все расчеты по коммунальным платежам осуществляются без участия арендодателя, поэтому у него данные операции в налоговом и бухгалтерском учете не отражаются.
Арендатор вправе принять к вычету сумму НДС, так как напрямую получит счет-фактуру от поставщика услуг.
Как видим, существует несколько вариантов учета коммунальных платежей у арендодателя и арендатора недвижимого имущества. Наиболее оптимальным вариантом, с точки зрения налоговых рисков, является оформление договора аренды с отражением коммунальных платежей как переменной части арендной платы.
В тоже время, наиболее оптимальным вариантом для арендатора недвижимого имущества является заключение прямого договора с поставщиками коммунальных услуг, так как в этом случае арендатор сможет без особых рисков включать в состав налоговых вычетов сумму «входного НДС». Но необходимо учитывать, что большинство ресурсоснабжающих организаций предпочитают заключать договоры напрямую с собственниками недвижимого имущества.
Консультирование по вопросам бухгалтерского и налогового учета

В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

При аренде здания, сооружения, помещения арендатор пользуется коммунальными услугами: электро-, водо- и теплоснабжением и т.д. Оплата указанных услуг согласно судебной практике относится к расходам на содержание имущества, которые несет арендатор в силу п. 2 ст. 616 ГК РФ:

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Внимание!Арендная плата не может быть установлена в виде оплаты арендатором коммунальных услуг (электроэнергии, воды, тепла), горюче-смазочных и иных материалов, расходуемых при использовании объекта аренды. При такой форме платы арендодатель фактически не получает от арендатора никакого вознаграждения за предоставленное право пользования объектом аренды, что противоречит возмездному характеру договоров данного вида (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»).
Условия и порядок расчета потребленных энергоресурсов устанавливаются по соглашению сторон при заключении договора. Стороны могут включить в договор аренды положение о том, что арендатор обязуется самостоятельно заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на предоставление коммунальных услуг, оплату которых он будет производить, перечисляя средства напрямую этим организациям (включение такого условия в договор аренды является правомерным, однако есть и иная точка зрения, например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.02.2016 по делу N А60-9406/2015). В таком случае заключенный напрямую между ресурсоснабжающей организацией и арендатором договор на предоставление услуг в силу ст. ст. 420, 307, 309 ГК РФ является самостоятельным основанием для возникновения обязательств арендатора перед управляющей организацией по оплате оказанных услуг (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.05.2012 по делу N А33-14660/2010 (Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.10.2012 данное Постановление оставлено без изменения).

Однако если арендатор в нарушение такого условия не заключит договор, то плата за потребленные коммунальные услуги будет взыскана с арендодателя как собственника имущества. В этом случае обязанность по оплате коммунальных услуг возложена именно на арендодателя, который, в свою очередь, выставляет счета или иной первичный учетный документ на оплату в части потребленного объема ресурсов арендатору. Это обусловлено тем, что бремя содержания имущества в силу ст. 210 ГК РФ несет его собственник (Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 N 305-ЭС15-7462 по делу N А40-30146/14; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015) — вопрос N 5, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.01.2016 N Ф03-5947/2015 по делу N А73-6516/2015).

При рассмотрении судом требования о взыскании задолженности по коммунальным услугам по договору аренды арендодателем должны быть доказаны такие обстоятельства как:

  • Факт наличия у арендатора задолженности по оплате за коммунальные услуги перед арендодателем. Это может подтверждаться выписками из банковского счета, выставленными счетами-фактурами, требованиями (претензиями) о необходимости погасить задолженность, документами о последних платежах за коммунальные услуги и т.д.
  • Наличие в самом договоре аренды условия об обязанности арендатора оплачивать коммунальные услуги. Это может быть подтверждено, как правило, самим договором аренды.
  • Факт несения расходов за коммунальные услуги самим арендодателем. Это может подтверждаться счетами-фактурами, товарными накладными и др.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*