admin / 02.05.2018

Что является транспортным средством

Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке

Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке

Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра,

— влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.

Порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом.

Комм. Головко В.В.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Понятие «управление транспортным средством» используется законодателем при конструировании различных составов правонарушений, совершаемых водителями.

Управление транспортным средством — это осуществление водителем (или иным лицом), находящимся внутри транспортного средства, таких действий с рычагами и приборами управления, в результате которых оно начало движение с места стоянки или остановки, независимо от величины пройденного при этом пути. Подготовительные действия, такие, как открывание дверей салона (кабины), включение зажигания, запуск двигателя, проверка освещения по смыслу административного законодательства о дорожных правонарушениях не являются управлением транспортным средством.

Необходимо подчеркнуть, что для квалификации дорожных правонарушений, состав которых предполагает управление транспортным средством, не имеет значения, идет ли речь об управлении автомобилем или мотоциклом, движутся ли они с помощью собственной механической тяги или буксируются.

Термин «транспортное средство» определен законодателем в примечании к статье 12.1 Кодекса РФ. Аналогичное его определение дано в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Под другими самоходными машинами следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (грейдеры, скреперы, автопогрузчики, автокраны и т.д.). К иным машинам относятся мотороллеры, мотоколяски и т.п., которые также подлежат государственной регистрации.

Термин «транспортное средство» охватывает все транспортные средства, передвигающиеся по дороге с помощью двигателя, кроме мопедов и приравниваемых к ним других подобных транспортных средств (велосипедов с подвесными двигателями, мокиков и т.п.), поскольку к водителям последних согласно Правилам дорожного движения предъявляются иные требования, нежели к водителям механических транспортных средств. Следует обратить внимание и на то, что в соответствии с примечанием к статье 12.1 КоАП РФ к транспортным средствам относятся также прицепы, подлежащие государственной регистрации.

Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России или иных органах, определяемых Правительством РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994г. №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрации подлежат транспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, а также прицепы ко всем этим транспортным средствам. Собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортного средства, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Порядок регистрации транспортных средств и прицепов к ним установлен приказом МВД РФ от 27 января 2003г. №59.

Сведения о регистрации указываются в документах, к которым относятся свидетельство о регистрации транспортного средства или его технический паспорт. На каждое транспортное средство уполномоченные органы выдают государственные регистрационные знаки, предусмотренные ГОСТом Р 50577-93.

Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют:

— подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России — автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров, имеющих максимально конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам обычного пользования;

— органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники — тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин и прицепов к ним;

— таможенные органы Российской Федерации — транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории России сроком до шести месяцев;

— автомобильные службы Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внутренних войск, войск правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, а также автомобильные службы иных министерств и ведомств, имеющих воинские формирования, — транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации (ст.27.13 КоАП РФ).

Без прохождения технического осмотра эксплуатация транспортного средства после его регистрации допускается в течение 30 суток. При возникновении непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и т.д.) этот срок может быть продлен.

Порядок и сроки проведения государственного технического осмотра установлены Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Государственный технический осмотр проводится по месту регистрации транспортного средства, время проведения осмотра устанавливается Госавтоинспекцией.

Государственному техническому осмотру подлежат:

а) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов — 2 раза в год;

б) транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, включая год выпуска (кроме транспортных средств, указанных в п.»а») — 1 раз в 2 года;

в) транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 5 лет, включая год выпуска, а также транспортные средства, год выпуска которых неустановлен (кроме транспортных средств, указанных в п.»а») — 1 раз в год.

Конкретный год и месяц проведения государственного осмотра каждого транспортного средства в соответствии с установленной периодичностью и учетом местных особенностей (климатических условий, структуры парка транспорта, наличия подготовленного персонала, производственно-технической базы и т.д.) устанавливает Госавтоинспекция.

Для проведения государственного технического осмотра собственник (представитель собственника) обязан представить в Госавтоинспекцию транспортное средство со следующими документами: документ, удостоверяющий личность; водительское удостоверение с разрешающими отметками в нем на право управления транспортным средством, предъявленным на осмотр; медицинская справка установленной формы; документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения транспортным средством; свидетельство о регистрации транспортного средства или технический паспорт, технический талон; квитанция (платежное поручение) об уплате установленного налога с владельцев транспортных средств и платы за проведение государственного технического осмотра; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена законом.

На все автомобили и автобусы, прошедшие осмотр, государственной автомобильной инспекцией выдается владельцам талон о прохождении государственного технического осмотра, в котором государственный инспектор производит запись: «Техосмотр пройден» и заверяет ее подписью и личным штампом.

Сотрудники Госавтоинспекции, осуществляющие государственный технический осмотр, обязаны оказывать содействие в осуществлении прав и защите законных интересов владельцев транспортных средств, по их требованию предоставлять возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и законные интересы указанных лиц, а также предоставлять иную официальную информацию, послужившую основанием для принятия решений при проведении осмотра.

Владельцы транспортных средств, считающие, что действия и решения сотрудников Госавтоинспекции при проведении технического осмотра нарушили их законные интересы, вправе подать об этом жалобу в вышестоящий орган внутренних дел либо в суд.

С объективной стороны административное правонарушение выражается в действиях, предусмотренных диспозицией комментируемой статьи. Следует учесть, что законодатель связывает наступление административной ответственности не с самим фактом несоблюдения соответствующих требований (регистрации или технического осмотра и т.д.), предъявляемых к транспортным средствам, а с управлением ими в нарушение установленных правил.

Субъектами правонарушения являются водители транспортных средств.

Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Протоколы о правонарушении составляют и дела о них рассматривают должностные лица органов внутренних дел (милиции).

  • Категория A — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см и максимальной мощностью выше 11 кВт.
  • Подкатегория A1 — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
  • Категория B — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.
  • Категория BE — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.
  • Подкатегория B1 — трициклы и квадрициклы с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см и максимальной мощностью выше 11 кВт.
  • Категория M — мопеды и легкие квадрициклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
  • Категория C — грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны.
  • Категория CE — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов.
  • Подкатегория C1 — грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых 3,5 — 7,5 тонн.
  • Подкатегория C1E — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
  • Категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
  • Категория DE — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы.
  • Подкатегория D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие от 8 до 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
  • Подкатегория D1E — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
  • Категория E — в настоящее время отсутствует. Ранее обозначала любые автомобили с прицепом.
  • Категория Tm — трамваи.
  • Категория Tb — троллейбусы.

В юридической литературе принято считать, что транспортные договоры отличаются от иных гражданско-правовых договоров по следующим признакам:
1) возникают при осуществлении или обеспечении перевозки (перемещения) грузов, пассажиров, багажа;
2) осуществляются с помощью транспортных средств;
3) реализуются лицом, являющимся субъектом предпринимательской деятельности, с целью получения прибыли <1>.
———————————
<1> Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2007. С. 17.
Одним из ключевых моментов для выделения транспортного договора является второй критерий, а именно: обязательство должно исполняться с помощью транспортного средства. Это означает, что не любое перемещение объектов материального мира субъектом предпринимательской деятельности составляет ядро транспортных правоотношений. Например, перемещение груза с этажа на этаж в лифте либо по лестнице не будет относиться к предмету транспортных правоотношений, так как отсутствует факт использования транспортного средства.
Исходя из приведенного выше примера очевидно, что для квалификации правоотношений как транспортных представляется целесообразным выявить значение понятия «транспортное средство».
В действующем законодательстве нет единого определения понятия «транспортное средство». Обратимся к нормативным правовым актам, в которых дано определение данного термина.
В УК РФ под транспортным средством понимается автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство (ст. 264 УК РФ).

Согласно примечанию 1 к ст. 264 УК РФ другое механическое транспортное средство — это трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В ст. 1 ФЗ от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» <2>: транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Точно такое же понятие используется в Постановлении Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» <3>. При этом в п. 1.2 Правил дорожного движения содержится перечень видов транспортных средств, к которым относятся следующие:
———————————
<2> Рос. газ. 2002. N 80.
<3> Рос. газ. 1993. N 227 (далее — Правила дорожного движения).
а) велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч;
б) маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок;
в) механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем, а именно:
— мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт (к мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики);
— мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч (к мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадроциклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт);
— любые тракторы и самоходные машины;
г) прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски).
В п. 11 ст. 1 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» <4> под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами. В данном нормативном правовом акте также содержится перечень видов транспортных средств, который отличается от перечня Правил дорожного движения, а именно:
———————————
<4> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837 (далее — ФЗ «О транспортной безопасности»).
а) воздушные суда коммерческой гражданской авиации, т.е. летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 ВК РФ <5>);
———————————
<5> Рос. газ. 1997. N 59 — 60.
б) железнодорожный подвижной состав, т.е. локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (п. 1 ст. 2 ФЗ от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» <6>);
———————————
<6> Рос. газ. 2003. N 8.
в) транспортные средства автомобильного транспорта, а именно автобусы, легковые автомобили, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (п. 2 ст. 1 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» <7>);
———————————
<7> Рос. газ. 2007. N 258.
г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), т.е. самоходные или несамоходные плавучие сооружения (п. 1 ст. 7 ФЗ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания» <8>), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ;
———————————
<8> Рос.

газ. 1999. N 85 — 86 (далее — КТМ РФ).
д) суда, используемые на внутренних водных путях, т.е. самоходные или несамоходные плавучие сооружения, предназначенные для использования в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 ФЗ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» <9>), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
———————————
<9> Рос. газ. 2001. N 50 — 51 (далее — Кодекс внутреннего водного транспорта РФ).
е) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
При сравнении определений понятия «транспортное средство», содержащихся в действующем законодательстве, можно сделать вывод о том, что на легальном уровне в РФ нет одного общего подхода при раскрытии сути термина «транспортное средство». Содержание этого понятия может различаться в зависимости от области и цели его применения. Так, в УК РФ рассматриваемое понятие раскрывается только в отношении состава преступления, указанного в ст. 264 УК РФ (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Следовательно, использовать такое определение в иных правоотношениях представляется крайне сложным.
В Правилах дорожного движения дано обобщенное понятия транспортного средства. Перечень видов транспортных средств, перечисленных в Правилах дорожного движения, является наиболее широким, включая в том числе велосипеды, мотоциклы и мопеды. Думается, такая трактовка понятия «транспортное средство» необходима только лишь для наиболее полного правового регулирования отношений в области дорожного движения.
Однако столь широкое понимание термина «транспортное средство» не подходит для нужд транспортного права, где четко обозначен круг правоотношений, в который не входят отношения по использованию велосипедов, мопедов и т.д.
Для целей транспортного права представляется целесообразным использовать понятие «транспортное средство», содержащееся в ФЗ «О транспортной безопасности». Перечень видов транспортных средств, предусмотренный в п. 11 ст. 1 данного Закона, в большей степени согласуется с теми видами транспорта, которые называются в транспортных уставах и кодексах (автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный).
Для того чтобы избежать дальнейших споров в отношении определения понятия «транспортное средство», целесообразно сформулировать такое понятие применительно к основным сферам, где оно употребляется <10>. Например, в главе 40 ГК РФ закрепить понятие «транспортное средство» и перечень транспортных средств применительно к транспортному праву.
———————————
<10> Так, например, в ГК РФ понятие «транспортное средство» используется неоднократно. Оно упоминается в п. 2 ст. 257 (при перечислении имущества, находящегося в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства), в ст. 607 (при указании видов имущества, входящих в объект аренды), ст. ст. 632 — 649 (договор аренды транспортных средств), ст. ст. 787 (договор фрахтования), 791 (подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза), 794 (ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств), 795 (ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира), 798 (договоры об организации перевозок), 1079 (ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), 1081 (право регресса к лицу, причинившему вред), 1085, 1092 ГК РФ (положения о возмещении причиненного вреда). Несмотря на то что понятие «транспортное средство» используется применительно к различным правоотношениям (корпоративным, арендным, транспортным, деликтным), в ГК РФ значение этого термина вообще не раскрыто. В связи с этим возникает большое количество споров, что должно пониматься под транспортным средством применительно к тем или иным правоотношениям.
Иные виды средств передвижения, указанные в том числе и в Правилах дорожного движения, для целей транспортного права следует относить к более общей категории «транспорт». Тем самым следует разграничивать понятия «транспорт» и «транспортное средство».
В действующем законодательстве, несмотря на то что понятие «транспорт» употребляется достаточно часто, его значение не раскрывается. При анализе норм транспортного законодательства очевидно, что этот термин используется в общем смысле. Например, в таких словосочетаниях, как «вид транспорта» (ст. 510 ГК РФ), «транспорт общего пользования», «транспорт необщего пользования», «железнодорожный транспорт» (ст. 1 ФЗ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» <11>), «в области транспорта» (глава 11 КоАП РФ), слово «транспорт» использовано в широком (общем) значении <12>.
———————————
<11> Рос. газ. 2003. N 8 (далее — УЖТ РФ).
<12> Можно сравнить с областью использования понятия «транспортное средство». Оно применяется в таких словосочетаниях, как «предоставление транспортного средства», «неисправности транспортного средства», «посадка в транспортное средство», имеющих более «узкое, специальное значение».
В электронном словаре чрезвычайных ситуаций под транспортом понимается совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое <13>.
———————————
<13> URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2986.
Перечень разновидностей транспорта является достаточно широким. К нему относятся как традиционные виды транспорта, выделяемые в зависимости от типа транспортного средства (указанные выше), так и иные средства перемещения: гужевой транспорт <14>, вьючный транспорт (средство перевозки грузов в горах, пустынях, лесисто-болотистой и таежной местности с помощью вьючных животных <15>) и даже лифтовой, эскалатор.
———————————
<14> Правила дорожного движения не называют гужевую повозку (сани) транспортом и тем более не относят к транспортным средствам. Однако в ч. 4 ст. 11.1 КоАП РФ используется понятие «гужевой транспорт». Такая терминологическая несогласованность приводит к смешению понятий.
<15> URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82#.D0.92.D1.8С.D1.8Е.D1.87.D0.BD.D1.8В.D0.B9.
Таким образом, представляется правильным считать понятие «транспорт» более широким или, иными словами, общим, а понятие «транспортное средство» — более конкретным, обозначающим предмет материального мира, средство передвижения. Понятие «транспорт» является собирательным, и в него включаются все виды транспортных средств.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ // СПС «КонсультантПлюс».
2. Уголовный кодекс РФ // СПС «КонсультантПлюс».
3. Кодекс об административных правонарушениях РФ // СПС «КонсультантПлюс».
4. Воздушный кодекс РФ // Рос. газ. 1997. N 59 — 60.
5. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Рос. газ. 2007. N 258.
6. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания РФ» // Рос. газ. 1999. N 85 — 86.
7. Федеральный закон от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» // Рос. газ. 2001. N 50 — 51.
8. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» // Рос. газ. 2003. N 8.
9. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Рос. газ. 2002. N 80.
10. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.
11. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Рос. газ. 2003. N 8.
12. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» // Рос. газ. 1993. N 227.
13. Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2007. С. 17.
14. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2986.

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством — легковым автомобилем, грузовым автомобилем, трактором, мотоциклом и другими транспортными средствами. Прицеп для легкового автомобиля называют легковой прицеп и автоприцеп. Прицепы предназначены для перевозки различных грузов. По своему назначению прицепы для легковых автомобилей различаются как грузовые, прицепы-дачи, специализированные прицепы для перевозки различной техники. Автоприцепы для перевозки техники имеют широкий спектр применения: прицепы для катеров и лодок, гидроциклов, снегоходов, яхт, катеров, автомобилей и т.д.

Автомобиль-тягач (далее — автомобиль) — механическое транспортное средство, буксирующее прицеп.

Снаряженная масса прицепа — его собственная масса без груза, то есть масса прицепа, включая необходимые запчасти, такие как запасное колесо (если прицеп им комплектуется), исключая перевозимый груз.

Разрешенная максимальная масса прицепа (полная масса) — масса снаряженного транспортного средства с грузом, установленная предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве максимально допустимой.

Разрешенная максимальная масса состава, то есть тех транспортных средств, которые сцеплены между собой и движутся как одно целое, называется сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в этот состав.

Среди всего разнообразия различных максимальных масс принято выделять легкие и тяжелые классы прицепов.

К классу легких прицепов относится категория легковых прицепов, имеющих разрешенную максимальную массу до 750 кг и, поскольку это относительно легкие прицепы, то оснащение их тормозной системой не обязательно.

Тяжелые прицепы — это автоприцепы с разрешенной максимальной массой более 750 кг. Тяжелые прицепы в обязательном порядке должны быть оснащены тормозной системой. Для транспортировки таких прицепов необходимо наличие водительской категории «Е».

К движению по дорогам в составе с легковым автомобилем допускаются прицепы, прошедшие соответствующие испытания, сертифицированные и имеющие регистрационные знаки.

Важная информация:

Управление автомобилем с прицепом имеет ряд существенных отличий от обычного вождения.

  • Большая масса снижает как разгонную, так и тормозную динамику. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.
  • Недопустимо превышать максимальную скорость, указанную в технической документации прицепа. Согласно ПДД максимальная скорость легкового автомобиля с прицепом вне населенных пунктов на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах — 70 км/ч.
  • Не следует использовать прицеп не по назначению. ПДД запрещают перевозку людей на грузовом прицепе или в прицепе-даче.
  • Тормозить надо плавно, независимо от того, порожний прицеп или груженый. Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их «складывание». Поэтому перед поворотом снижать скорость лучше заранее, а сам поворот проходить «внатяг».
  • Увеличенные габариты усложняют перестроение в потоке, маневрирование и парковку в городских условиях.
  • При поворотах колеса прицепа движутся по меньшему радиусу, чем колеса автомобиля. Это следует учитывать при прохождении крутых поворотов.
  • На больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону. Снизить его можно, уменьшив массу прицепа, увеличив длину дышла или снизив скорость.
  • Наиболее сложным является движение задним ходом (смотри «эксплуатация прицепа»)

    При обслуживании прицепа особое внимание следует уделять узлу сцепки. Причиной стука в области ТСУ может быть люфт между узлом сцепки и сцепным шаром. Если нет индикатора износа, то люфт определяется на соединенном с автомобилем прицепе резким вертикальным раскачиванием дышла.

    ! Хотите узнать больше о прицепах ?

  • Отнесение к транспортным средствам строительной самоходной техники и других самоходных машин вызывает некоторые споры.

    ⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

    Согласно абз. 3 п.

    2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» в качестве транспортных средств регистрируются в том числе такие устройства, как самоходные машины и иные виды техники. К ним относятся:

    — тракторы;

    — самоходные дорожно-строительные машины;

    — мелиоративные машины;

    — сельскохозяйственные и иные машины.

    Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 относит данную технику к машинам и оборудованию, а не к транспортным средствам. В то же время согласно п. 1.2 Правил дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) самоходные машины приравниваются к транспортным средствам.

    Поскольку законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос, являются ли самоходные машины транспортными средствами, в судебной практике нет единого подхода к разрешению вопроса о возможности применения к этим машинам норм Гражданского кодекса РФ об аренде транспортных средств. В частности, разногласия возникают в отношении дорожно-строительных самоходных машин (строительной техники), таких как башенный кран, автогрейдер, бульдозер, экскаватор.

    1. Согласно одной позиции самоходную строительную технику нельзя считать транспортными средствами (Определением ВАС РФ от 25.04.2012 N ВАС-4795/12 ). ледует отметить, что все приведенные судебные акты были приняты в отношении ситуаций, когда в договоре имущество не было названо транспортным средством, а предмет договора содержал указание на передачу техники для выполнения работы или оказание услуг с ее использованием.

    Некоторые суды, придерживающиеся этой позиции, мотивируют ее тем, что указанная техника:

    — по своему назначению противоречит определению транспортного средства, приведенному в законе и иных нормативно-правовых актах об автотранспортных средствах (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А56-5884/2009, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу N А57-25771/2009).

    — не включена в раздел «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов (.

    В соответствии с такой позицией к заключенному договору могут быть применены общие нормы § 1 гл. 34 ГК РФ об аренде имущества, а не правила § 3 гл. 34 ГК РФ об аренде транспортных средств. К договору также могут быть применены нормы гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг. В таком случае арендодатель будет вправе взыскать с арендатора не сумму арендной платы, установленную договором, а подтвержденную стоимость оказанных ему в рамках договора услуг (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2009 по делу N А65-6054/2008).

    2. Другие суды полагают, что строительная самоходная техника и такие машины, как комбайн и трактор, являются транспортными средствами (Определение ВАС РФ от 16.10.2009 N ВАС-13577/09). При этом в ситуациях, по которым были приняты приведенные судебные акты, предметом договора было предоставление транспортного средства в аренду с оказанием услуг по управлению им и его эксплуатации либо без таковых.

    Указанная позиция обосновывается тем, что данная техника:

    — зарегистрирована в органах гостехнадзора в качестве самоходной машины;

    — способна перемещаться в пространстве под управлением специалиста, соответствует определению транспортного средства, данному в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». При этом то, что в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 данная техника отнесена к машинам и оборудованию, не означает, что она не может быть объектом договора аренды транспортного средства.

    Поскольку судебная практика неоднозначна, сторонам при согласовании в качестве объекта аренды строительной и иной самоходной техники следует формулировать предмет договора в соответствии с гл. 34 ГК РФ.

    В договоре аренды транспортного средства с экипажем должно быть предусмотрено условие об оказании арендодателем услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, поскольку оно в силу ст. 632 ГК РФ входит в предмет и признается существенным для данного вида договора (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.02.2011 по делу N А67-5335/2010).

    Вопрос: является ли минитрактор Husqvarna транспортным средством, и нужно ли его ставить на учет в ГИБДД? Отвечает Александр Гончаров, продукт-менеджер ООО «Хускварна».

    Любая модель тракторов Husqvarna называется «трактором» только номинально,т.к. по сути — это «газонокосилка с сиденьем», что и отражено в сертификате соответствия на данную продукцию.

    Транспортным средством, по определению, садовая техника быть не может, т.к. согласно существующей классификации, в том числе и отраженной в «Правилах дорожного движения», транспортным средством является механизм, способный развить скорость на дорогах общего пользования более 30 км/ч.

    Садовый трактор, он же газонокосилка с сиденьем, этого сделать не может.

    Максимальная развиваемая скорость при движении вперед, например, модели Husqvarna CT153 составляет 6.7 км/ч, а назад — 1.8 км/ч.
    Соответственно, о регистрации в ГИБДД речи не идёт.

    Вместе с тем, подобная техника приобретается как для частного использования, так и для коммерческого. Частный пользователь, как правило, приобретает и использует большую колёсную технику внутри своего участка, практически не выезжая за его пределы. Иное дело — коммерческое использование, когда техника обрабатывает различные участки, перемещаясь в черте населённых пунктов на значительные расстояния.

    В России существует государственный орган, призванный контролировать техническое состояние всей специальной техники (краны, погрузчики, штабелёры, с/х тракторы и т.п.), в том числе и газонокосильные машины, который называется «Горгостехнадзор».

    Согласно существующих правил, любая самоходная техника для газонокошения, если мощность её двигателя выше 10 л.с. и предполагается её коммерческое использование, обязана проходить регистрацию в вышеуказанном органе, с получением специальных номерных знаков.

    Для прохождения регистрации ООО «Хускварна», как официальный импортер Husqvarna, предоставляет к каждой машине, типа трактор/райдер/ZTH, паспорт механизированного средства, куда заносятся данные о регистрации. Частному пользователю сама регистрация и такой документ обычно не требуется.

    Если же машина приобретается для профессионального использования, то можно запросить ПМС у дилера, кто осуществлял поставку техники. Дилер должен обратиться в отдел импорта ООО «Хускварна», где данная документация, выписанная при прохождении таможенных процедур индивидуально на каждую поставляемую машину, в обязательном порядке хранится.

    Паспорт высылается экспресс-почтой по указанному адресу.

    FILED UNDER : Статьи

    Submit a Comment

    Must be required * marked fields.

    :*
    :*