admin / 11.03.2019

Что рассматривает конституционный суд?

Юрисдикция КС

  1. КС производит процесс рассмотрения всех споров, которые могут быть связаны с конституционным правом. Обратите внимание на то, что по законодательству нашей страны подать заявление на рассмотрение дела может любой гражданин или же должностное лицо;
  2. КС производит процесс проверки определенных споров, по запросу высших инстанций государства, президента и совета федераций;
  3. КС занимается рассмотрением всех нормативно-правовых документов на соответствие конституционного права. В данном случае, очень важно, чтобы все федеральные документы четко соответствовали Конституции, чтобы исключить определенные негативные аспекты работы судебной системы;
  4. КС рассматривает споры о компетенции (вопрос подлежит рассмотрению в обычном заседании, в случае возникновения разногласий между судьями – в пленарном);
  5. КС производит процесс толкования Конституции. Именно данный аспект и считается самым важным в работе суда. Поэтому, федеральные законы очень внимательно описывают процесс выбора судей, которые в дальнейшем будут производить процесс толкования.

Следует заметить, что ст. 125 Конституции РФ гласит о том, что если обнаруживается аспект нарушения конституционных прав в том или же ином законодательстве, в данном случае закон подлежит изменению, а дела, которые были рассмотрены на основании законодательства, не соответствующего конституционному праву, требуют пересмотра.
Весь перечень вопросов, которые попадают под юрисдикцию суда, четко описаны в ст. 21 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Таким образом, вы можете изучить данное законодательство, чтобы иметь представление о том, какие именно дела требуют рассмотрения в КС.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном суде Российской ации является обращение в Конституционный суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Для гражданина:

Правом на обращение в Конституционный суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

Жалоба, подаваемая гражданином на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

— закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

— закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, меняющем закон.

Конституционный суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу. Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон вправе приостановить производство до принятия решения Конституционна судом Российской Федерации.

Жалоба направляется в Конституционный суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). В жалобе должны быть указаны:

— Конституционный суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

— наименование заявителя (фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

— необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, заисключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

— наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

— нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федера ного конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный суд Российской Федерации; — точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и сданные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

— конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным судом Российской Федерации;

— позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

— требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному суду Российской Федерации;

— перечень прилагаемых к жалобе документов.

Документы, прилагаемые к жалобе:

— текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

— доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право выступать в Конституционном суде Российской Федерации в качестве представителя;

— документ об уплате государственной пошлины;

— перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке;

— копия официального документа, подтверждающего применение либо ясность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

К жалобе могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Размер госпошлины при обращении в суд

Обращения в Конституционный суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлиной:

запрос и ходатайство — в размере пятнадцати минимальных размеров труда;

— жалоба юридического лица — в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

— жалоба гражданина — в размере одного минимального размера оплаты труда.

Конституционный суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;


5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.


Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, основанного на положениях соответствующего международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Срок обращения в конституционный суд РФ

Срок обращения в Конституционный Суд РФ Одной из категорий дел, которую рассматривает Конституционный Суд РФ, является проверка конституционности законов по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

Если в конкретном деле судом был применен закон, который, по мнению заявителя, нарушает предоставленные ему Конституцией РФ права и свободы, то он наделен правом обратиться в Конституционный Суд с жалобой. Конституционный Суд будет обязан рассмотреть Вашу жалобу и дать правовую оценку приведенным доводам, но при условии, что она является допустимой.

Одним из условий допустимости жалобы является условие о том, что закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде. С этим условием хотелось бы разобраться более подробно.

До 2011 года гражданин мог обратиться в Конституционный Суд с подобной жалобой, если закон был применен или подлежал такому применению по делу, рассмотрение которого было завершено или только начато в судебном или ином уполномоченном органе. Таким образом, можно было обратиться в КС РФ сразу же после вынесения судом первой инстанции определения о принятии искового заявления к производству, поскольку именно с этого момента начинается то самое рассмотрение дела. Позже законодатель решил уточниться и закрепил, что с жалобой в КС РФ можно обращаться, если рассмотрение дела в суде завершено.

Как видно из приведённых формулировок нормы закона, законодатель не устанавливал никаких временных пределов, в течении которых заявитель мог обратиться в КС РФ. И получалось так, что могли проходить года, десятилетия со дня завершения рассмотрения дела в суде, перед тем как гражданин обращался в КС РФ.

В 2014 году были внесены изменения в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», и теперь лицо может обратиться в КС РФ в течение 1 года после рассмотрения дела в суде. Таким образом, обязательным этапом в рассмотрении жалобы является выяснение судьями КС РФ вопроса о том, уложился ли заявитель в этот годовой срок или нет. Однако указанная формулировка нормы не позволяет найти ответ на вопрос, с какой даты необходимо отсчитывать годовой срок.

Ясность в данный вопрос внесло одно из недавних Постановлений КС РФ.

До этого заявитель уже обращался КС РФ, однако суд вынес определение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, поскольку в качестве доказательства применения в деле заявителя оспариваемой нормы было приложено постановление апелляционного суда, с момента вынесения которого прошло больше года. Впоследствии заявитель, пройдя кассационные инстанции и обратившись в КС РФ с новой жалобой, представил решения данных инстанций, с даты вынесения которых не прошло года, вследствие чего КС РФ смог принять жалобу к рассмотрению.

Из этого примера можно сделать следующие выводы:

1) В КС РФ можно обратиться и после обращения в апелляционную инстанцию, это не будет рассматриваться в качестве прерывания судебного разбирательства и злоупотребления правом, главное, чтобы был соблюден годовой срок для обращения;

2) КС РФ отсчитывает 1 год с даты вынесения судом решения по делу, которое будет представлено заявителем в качестве доказательства к жалобе (если в качестве последнего решения по делу будет представлено решение суда апелляционной инстанции, соответственно, КС РФ будет отсчитывать год с даты вынесения судом такого решения);

3) Определение КС РФ об отказе в принятии жалобы к рассмотрению на том основании, что заявителем пропущен срок обращения, не препятствует повторному обращению в Конституционный Суд, но при условии, что заявителем будут представлены новые доказательства в виде более поздних (недавних) решений судов.

Если Вам необходима помощь или у Вас остались вопросы позвоните по телефону 8-925-00-11-872 или оставьте свой вопрос для получения консультации по данному вопросу.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*